birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»


на заседании ШМО. заместитель директора Директор МОУ Кинель-

Протокол №1 по УВР __________ Черкасской СОШ №2

от « » 2011 г. / Иванова Т.В./ «Образовательный центр»

Руководитель ШМО « » 2011 г. _________________

_________________ /Иванова О.Е./

/Гладышева О.Н./ « » 2011 г.

Рабочая программа кружка

«Я – исследователь»

Автор:

Кириллова Галина Александровна

2011 год

 

  Пояснительная записка

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Актуальность разработанной программы продиктована также  отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.

    Особенность программы заключается в том, что в ней есть основание для внедрения – воспитание исследовательского поведения учащихся. Она адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.


Программа кружка предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Направленность программы «Я - исследователь» по содержанию является научно – предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – 4-х годичной.

Работа осуществляется в нескольких направлениях:

Первое – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи учащимся при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

Второе – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

Третье направление – массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка.

Цель программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.


Задачи:


  • Формирование умений и навыков исследовательского поиска и обработки новой информации;

  • развитие творческой исследовательской активности детей;

  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,

  • выполнение мини-исследований,

  • участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),

  • умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;

  • умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтения.

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.

Этапы исследовательской работы (проекта)

  1. Выбор темы. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

  1. Постановка цели и задач.

  2. Гипотеза исследования.

  3. Организация исследования.
  4. Подготовка к защите и защита работы.


Организация исследования.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Подготовка к защите.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Методика выполнения работ

При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше.

Основным принципом являются строки:


«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

для учителя:

1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– № 2.– C. 36-43.– (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.

5. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

для детей:


  1. Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2004

  2. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –

Одаренный ребенок. 2003, №2
  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара, 2007


Приложение №1

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

• в кратких вводных замечаниях — научно-практическая цен­ность темы;

• сущность темы, обоснованные научные предложения;

• выводы и предложения

Тезисы доклада

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения

Научная статья

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методов;

• существование новых научных результатов;

• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

• вводная часть;

• основной текст;

• заключительная часть;

• список литературы;

• указатели


Приложение № 2

Требования к содержанию

учебно-исследовательской деятельности.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.


Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.


Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.

Основная часть

( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.


Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.



Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.



Приложение № 3



Приложение № 4

Словарь терминов

  1. Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

  2. Классификация – (от латинского classis – разряд и facere – делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность.

  3. Метод (от греческого слова – methodos) – способ, прием познания явлений окружающего мира.

  4. Парадокс (от греческого слова paradoxos – неожиданный, странный, невероятный) – утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями, наблюдениями.

  5. Проект (от латинского progectus - «брошенный вперед»)

    1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

    2. предварительный текст какого- либо документа;

    3. какой-либо замысел или план.

  6. Проектирование – процесс разработки и создания проекта.

  7. Теория (от греческого слова theoria- рассмотрение, исследование) – система основных идей, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
  8. Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) –самый главный метод познания в большинстве наук, предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.