birmaga.ru
добавить свой файл

1

UNECE

United Nations Economic Commission for Europe




UNESCAP

United Nations Economic and Social

Commission for Asia and the Pacific


Проект рабочего плана для Проектной Рабочей Группы СПЕКА по торговле (PWG-Trade)



На годовой конференции Специальной Программы для Экономик Центральной Азии (СПЕКА), которая прошла 25-26 мая 2005, было решено основать Проектную Рабочую Группу СПЕКА по торговле. Следующий проект Рабочего Плана был предложен странами-участницами СПЕКА на обсуждение на первой сессии Проектной Рабочей Группы по торговле. Главная зачада (ЦЕЛЬ) ПРГ по торговле –поощрять сотрудничество в целях содействия глобальной и региональной торговле в странах-участницах СПЕКА, в частности, определяя методики для:



  1. Наращивания потенциала в области торговой политики и упрощения торговых процедур, и расширения производственно - сбытовых возможностей для торговли и вложений, включая выявление возможностей для финансирования.




  1. Помощь в подготовке к присоединению к ВТО для стран, не являющихся членами ВТО, и эффективное осуществление обязательств в рамках ВТО для стран-членов ВТО.




  1. Укрепление и консолидация региональных и двусторонних торговых соглашений, преобладающих в регионе стран СПЕКА.




  1. Разработки организационных механизмов, которые вовлекают все соответствующие заинтересованные стороны, в частности, в развитие государственно-частного партнерства в целях развития торговли и ее упрощения.



  1. Разработка инновационной программы диверсификации торговли (в том числе ИКТ и электронной торговли).





  1. Выявление лучшей практики создания финансовых институтов и механизмов для продуктивной торговли и вложений.




  1. Создания более крупного, регионального рынка через интеграцию в глобальные и региональные сети поставок, включая стимулирование ПИИ.




  1. Содействие реализации и согласованию стандартов по упрощению процедур торговли, а также других мер по упрощению процедур торговли.




  1. Укрепление торгово научно-исследовательского потенциала и налаживания эффективных связей между исследовательскими учреждениями в области торговли стран СПЕКА, а также между такими учреждениями и сети научных работников АРТНеТ.


(10) Налаживание взаимоотношений между различными мероприятиями в вышеупомянутых областях ЕЭК ООН / ЭСКАТО и другими международными и региональными (ООН) организациями, включая укрепление координации и сотрудничества с другими учреждениями.
Методики фокусируются на трех основных областях работы: (1) торговая политика и исследования; (2) упрощение процедур торговли; (3) развитие потенциала в сфере предложения. Эти методики в дальнейшем проработаны в ниже представленном предварительном рабочем плане.


Торговая политика и научные исследования




  1. Соглашения о свободной торговле. Большинство стран СПЕКА подписали двусторонние соглашения о свободной торговле и/или являются участниками региональных соглашений о свободной торговле, но только некоторые из них в настоящее время подали заявления или выполняются. Из-за различного содержания и условий, эти соглашения фактически могут быть неэффективными для внутрирегиональной торговли. ПРГ по торговле могла бы обсудить методы возможного сближения существующих Соглашений о свободной торговле, таким образом, что региональный режим свободной торговли может способствовать торговле, экспорту и иностранным капиталовложениям, более эффективным связям между ними и многосторонними соглашениями. ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН могут содействовать этой работе и рассказать о накопленном опыте и лучшей практике соответственно в их регионах. Особое упоминание в этой связи уделяется работе ЭСКАТО ООН по сбору информации и проведению сравнительного анализа и оценки эффективности региональных и двусторонних торговых соглашений в рамках Азиатско-Тихоокеанского Торговых и Инвестиционных соглашений (АПТИАД). Рассмотрение будет также уделено актуальности Азиатско-Тихоокеанского торгового соглашения (АЧТО) для стран СПЕКА. ЭСКАТО выполняет функции секретариата АПТА.



2. Присоединение к ВТО и эффективное участие в многосторонних торговых переговорах. ПРГ по торговле обсудит пути оказания содействия странам по вступлению в ВТО, укреплению их позиций на переговорах, а также выполнения обязательств и соглашений ВТО и эффективном участии в текущей Рабочей Программе, принятой в Дохе. В качестве первого шага предлагается, что План работы ПРГ включает в себя проект по созданию потенциала государств-членов СПЕКА для присоединения к ВТО, ведения переговоров после присоединения и выполнения обязательств и соглашений ВТО, а также создание неофициального форума ВТО в рамках СПЕКА (Приложение 19 к Плану работы СПЕКА). ПРГ определит области, где проект мог быть усилен для удовлетворения своих потребностей, и в будущем будет контролировать его осуществление, одновременно выявляя взаимодействия между двумя региональными комиссиями ООН, государств-доноров и учреждений, государств-членов СПЕКА, и организаций, способствующих наращиванию потенциала. Этот проект связан с действующей сетью исследований в торговле в регионе АРТНеТ. ПРГ будет рассматривать меры, уже принятые в этой области, в особенности АБР (ЦАРЭС), ЮНКТАД, ВТО, Всемирным банком и другими учреждениями, в том числе двусторонними донорами.

3. Не тарифные барьеры в торговле (НТБ). Не тарифные барьеры, такие как налоги на импорт, отличающиеся техническими стандартами регулирования товаров и транспортных средств, являются очень важными в регионе стран СПЕКА. ЕЭК ООН уже выполняет проект по НТБ в двух странах СПЕКА и отслеживает исследования, проведенные другими организациями. Эта деятельность может быть расширена. ПРГ может рассмотреть методы согласования нормативных требований к техническим стандартам на товары, используя инструменты, разработанные ЕЭК ООН. Предлагается организовать семинары по этому вопросу, если будут выделены средства. Другим направлением деятельности могло бы быть наращивание потенциала для осуществления международных сельскохозяйственных стандартов качества в странах СПЕКА (Приложение 22), а также использования биомассы (Приложение 21), если денежные средства в поддержку этой инициативы будут выделены.

4. Исследования в области торговли. ПРГ по торговле обсудила бы методы укрепления и увязки учреждений исследований в области торговли в странах СПЕКА, в том числе, путем заключения связей между SNERI и АРТНеТ. Это также определило бы приоритетные области, в которых необходимы исследования, чтобы получить данные, которые будут использоваться разработчиками торговой политики.

Упрощение процедур торговли: содействие внедрению инструментов ООН по упрощению процедур торговли
1. Содействие комплексному подходу к упрощению торговли и транспорта: разработка субрегиональных и национальных стратегий по упрощению процедур торговли; адаптация соответствующих международных инструментов (в том числе ВТО и ЕЭК ООН) к местным условиям. Это включает в себя анализ торговых барьеров, которые могут быть решены с помощью мер по упрощению процедур торговли, используя такие модели как "Комплексная структура для торговли" или уроки ЕЭК ООН-ЭКА-ЭСКЗА проекта в Средиземноморье. Должно быть улучшено сотрудничество со Всемирным банком, АБР, ПРООН, ОЭС, ЕврАзЭС, ТРАСЕКА и т.д. Возможности для участия ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН (в том числе через ПРГ по торговле) в соответствующей работе ЦАРЭС на регулярной основе, должны быть изучены совместно со Всемирным банком, ЕБРР, МВФ и ПРООН, а также присоединены к Комплексной стратегии содействия торговле. Семинар по наращиванию потенциала будет организован в рамках межрегионального проекта 4-го транша СРООН (Приложение 17).

2. Сеть государственно-частного партнерства по упрощению процедур торговли в странах СПЕКА. Чтобы задействовать все соответствующие заинтересованные стороны, предлагается создать или помочь существующим национальным органам по упрощению процедур торговли (комитеты "ПРО"), основанные на рекомендаций 4 ЕЭК ООН и с учетом соответствующей работы, уже проделанной ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН в регионе. Сотрудничество будет создано с ЕЭК ООН - Чешской технической поддержкой проекта и ЭСКАТО ООН в Азиатско-Тихоокеанском регионе для эффективной торговле и транспортировки (создается). Эта деятельность будет скоординирована с долгосрочной целью ЦАРЭС по созданию национальных и региональных механизмов, основанных на интегрированном подходе к содействию торговле, и с соответствующими мероприятиями в рамках ЕврАзЭС по созданию региональной сети организаций по упрощению процедур торговли при посредничестве стратегии торговли ЕврАзЭС. ЦАРЭС, Шанхайская Организация Сотрудничества и Организация экономического сотрудничества будут приглашены принять участие в Азиатско-Тихоокеанском Сотрудничестве по обеспечению эффективной торговле и транспортировке ЭСКАТО ООН и СЕФАКТ упрощению процедур в мировой торговли (под эгидой ЕЭК ООН). Эта деятельность должна опираться на взаимное сотрудничество с донорами региона.


3. Изучение возможностей для реализации концепции «Единого Окна», (см. Рекомендации 33 ЕЭК ООН по упрощению процедур торговли), которые являются едиными центрами для выполнения всех импортных, экспортных и транзитных нормативных требований. Содействие концепции единых точек для (а) публикации информации о торговом законодательстве, процедурах, необходимых документах и данных ("документы сервера"), (б) систематизация торговой информации, и (с) официальный контроль. Сотрудничества с ЕврАзЭС, ТРАСЕКА, АБР (ЦАРЭС) и другими проектами ЭСКАТО ООН могут быть использованы. Например, опыт ТРАСЕКА по принятию Единого Административного Документа в странах Центральной Азии, должны быть рассмотрены в свете создания местной, национальной или региональной концепции Единого Окна. ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН и РГТ СПЕКА будут сотрудничать с (1) ЦАРЭС "Единое Электронное Окно" на основе рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН: «Единые Окна», и (2) ЦАРЭС инициативы по гармонизации обмена данными, на основе международных (СЕФАКТ ООН) стандартов для обмена данными по торговле и документами.

4. Мероприятия, направленные на инновацию: учреждение сети компетентности (предварительное название) для экспертов Центральной Азии для создания и использования электронных торговых документов в соответствие со стандартами ООН, и для обучения других делать то же самое. Это включает в себя выполнение стандартов ЕЭК ООН для электронных торговых документов (UNeDocs). Этот проект должен основываться на сотрудничестве с ЭСКАТО ООН, АБР, ТРАСЕКА и ЕврАзЭС, а также он должен содействовать совершенствованию управления информационными торговыми потоками.

5. ПРГ по торговле могла бы обсудить и рассмотреть ЕЭК ООН / ЭСКАТО ООН потенциал развития "Инструментария" для согласования документов и организацию семинаров по развитию потенциала для этой цели. Можно было бы изучить в тесном сотрудничестве с ТРАСЕКА и АБР / ЦАРЭС создание архива согласованных торговых документов. ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН возможно через ПРГ по торговле будет работать на гармонизацию торговых документов в дополнение к работе ЦАРЭС гармонизации грузовой декларации и таможенной декларации; и будет опираться на работу, проделанную ЦАРЭС.


6. Транзит является ключевым вопросом для стран, не имеющих выхода к морю и предмет статьи V ГАТТ по упрощению процедур торговли, таким образом правовые инструменты ООН и опыт работы в региональных решений транзита (например, Конвенция МДП) должны быть включены в мероприятия по технической помощи.

Наращивание производственного потенциала в области предложения
1. Усиление международной конкурентоспособности путем диверсификации торговли и содействие экспорту: ПРГ обсудила бы пути повышения международной конкурентоспособности, включая диверсификацию и поощрение экспорта в таких секторах как сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. Так же можно было бы обсудить диверсификацию экспортных рынков и торговых партнеров для избежания чрезмерной зависимости от только нескольких рынков. Никакие проекты, существующие в настоящее время в этой области, несмотря на совместные проекты с АБР / ЦАРЭС, не могут быть изучены.

2. Налаживание связей МСП с глобальными и региональными сетями производителей / поставщиков. Прогрессирующие глобальные и региональные стоимостные производственно-сбытовые цепочки обеспечивают эффективный механизм для доступа МСП к глобальным и региональным рынкам в качестве поставщиков в таких цепочках. Более того, стоимостные производственно-сбытовые цепочки предлагают для поставщиков доступ к более высоким значением деятельности, либо с точки зрения производства товаров и / или процессов, в которых они принимают участие, тем самым давая возможность для модернизации их производственной деятельности и движения до высшего уровня поставщиков в производственно-сбытовой цепочке за счет увеличения добавленной стоимости компонентов в их деятельности. ЭСКАТО уже осуществляет проекты в этой области в субрегионе Большого Меконга (СБМ). Опыт СБМ мог бы оказаться полезным для разработки аналогичных мероприятий для региона СПЕКА. Подобный проект был предложен СПЕКА в тесном сотрудничестве с ЦАРЭС на предмет финансирования АБР с акцентом на сельские МСП в рамках уменьшения уровня нищеты. ПРГ по торговле обсудит этот проект и определит области, где проект может быть укреплен для удовлетворения их потребностей.


ПРГ следует рассмотреть существующие программы и проекты других организаций и доноров в вышеупомянутых областях и наладить тесное сотрудничество и координацию с этими программами и организациями, институтами и донорами, реализуя и финансируя их, в особенности, проекты и программы, осуществляемые ЦАРЭС. Деятельность СПЕКА не должна повторять текущие работы по наращиванию торгового потенциала, а дополнять эти работы, в частности в рамках инициативы "Помощь Торговле". Соответствующие учреждения-партнеры и другие заинтересованные стороны должны быть приглашены на заседания ПРГ, в особенности, АБР, МТЦ, ЮНКТАД, ПРООН и ВТО.