birmaga.ru
добавить свой файл

1

Приложение 2.2


____Российский государственный гуманитарный университет________

______________________________________________________________________

(наименование вуза)


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор
(декан, директор института)

«……» _______________

ПРОГРАММА
формирования у студентов вуза


обязательной ______профессиональной (ПК – 2)___________________________
(общекультурной или профессиональной)


компетенции: «способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации, и представлять результаты исследования»

(название компетенции и ее код)

при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО
Направление подготовки: 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Профили подготовки:


  1. Хранение и консервация объектов культурного наследия.

  2. Выставочная деятельность.

  3. Культурный туризм и экскурсионная деятельность и др.


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Нормативный срок обучения: четыре года


г._Москва_ – 2010_ г.

  1. Цель программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

Цель формирования ПК – 2 («способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации, и представлять результаты исследования») состоит в том, чтобы студент, во-первых, в рамках образовательного процесса, был вооружен для написания профессионального научного исследования по музеологии (начиная с рефератов и проблемных рефератов на младших курсах и заканчивая созданием выпускной квалификационной работы), и во-вторых, что еще существеннее, был бы готов по окончании (бакалаврской стадии) обучения приступить к работе по специальности (исполнению обязанностей музейного сотрудника, экскурсовода и т.п.), обладая желанием и умением применять к конкретным условиям и месту своей работы научную информацию, публикуемую в специальной музееведческой, искусствоведческой и экскурсоводческой литературе. Соответственно, программа формирования компетенции ПК – 2 у бакалавров-музеологов предполагает освоение ими навыков по поиску и экспертизе научной литературы в области музееведения, по анализу и оценке существующих практик музейного хранения, экспонирования, дизайна и т.п., по созданию и представлению научного рассуждения, по умению соотносить полученную теоретическую информацию с конкретными условиями музейной, выставочной или экскурсионной деятельности.


  1. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции

    1. Базовая структура знания (БСЗ), необходимая студенту для освоения данной компетенции




№№
п/п

Компоненты
БСЗ

Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО

1

2

3

1

Знания о принципах поиска музеологической информации

Информационная эвристика; Ресурсы по культурному наследию в Интернет-пространстве (КПВ 1)

2

Базовые знания об объектах хранения

Теория культуры; Введение в искусствознание; курсы по истории культуры и истории искусства

3

Знания о практике музейного дела

Информационные технологии в музейной деятельности; Охрана культурного наследия в России и за рубежом; Учет, хранение и комплектование музейных предметов; Научные основы проектирования музейной экспозиции, Музейный дизайн; Музеефикация объектов природного и культурного наследия; спецкурсы по профилю «хранение и консервация музейных предметов»

4

Технологии исследования объектов хранения

Исследование музейных предметов естественнонаучными методами

5


Технологии написания и представления исследовательской работы

Иностранный язык; Введение в профессию; Русский язык и культура речи; Риторика (КПВ 1); Источниковедение

6

Развитие культуры мышления

Философия; Иностранный язык; Семиотика; Математика и информатика; Информационные технологии в культуре


В какой-то мере компонентами базовой структуры знаний, необходимой студенту для освоения компетенции ПК – 2, являются также знание об экономических, юридических и т.д. условиях работы музея (опирающееся на дисциплины типа «Менеджмент» или «Правоведение» и знание об устройстве и о (культурных) запросах современного общества («Современная массовая культура», «Социология», «Музейная педагогика», «Современный рынок художественных ценностей»). Однако включение этих дисциплин в программу формирования компетенции ПК – 2 не выглядит целесообразным, поскольку в данном случае при преподавании и контроле результатов обучения по этим курсам образовательный процесс по подготовке бакалавра-музеолога не предусматривает какой-либо специфики, связанной с формированием именно ПК – 2; в рамках ее программы формирования речь просто идет об усвоении студентами знаний по правоведению или о современном художественном рынке, которые могут понадобиться им при работе в музеях так же, как и общие знания по истории культуры или искусства.


    1. Учебные дисциплины, модули, практики (или их разделы), на предметном содержании которых необходимо (или возможно) формировать данную компетенцию

Таким образом, ПК – 2 формируется на основе следующих компонентов:

1. Предметные курсы по теории и истории культуры, по истории искусства, по технологиям производства объектов хранения, предоставляющие базовые знания об объектах хранения и их месте в культуре.


2. Предметные курсы по организации и истории музейной деятельности в России и за рубежом; Спецкурсы по профилю «хранение и консервация музейных предметов».

3. Практики, в рамках которых студенты знакомятся с возможными местами работы музеолога, с конкретными условиями и ситуациями планирования и осуществления музейной деятельности.

4. Курсы о музеологических информационных ресурсах

5. Курсы, способствующие развитию навыков мышления и работы с информацией (философия, иностранный язык и т.д.), а также навыков создания и представления выпускной квалификационной работы.

6. Центральным компонентом формирования ПК – 2 является подготовка бакалавром-музеологом выпускной квалификационной работы, в рамках которой студент и демонстрирует свои навыки по поиску, обработке и критическому осмыслению научной информации и по умению спроецировать ее на конкретные условия музейной работы.


  1. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

Формирование ПК – 2 у бакалавров-музеологов предполагает тесную взаимосвязь следующих компонентов:

1) Освоение студентами знаний по самым разным предметам учебной программы, затрагивающим разные аспекты музейной деятельности и демонстрирующим возможности их научного осмысления (знания об объектах музейного хранения, об организации, принципах и особенностях музейной деятельности, о культурных запросах современного общества и т.д.).

2) Овладение методами поиска и экспертизы научной информации в области музейной деятельности; упражнение в нахождении и критической интерпретации научных работ в самых разных областях музеологии; написание, контроль и исправление самостоятельных студенческих работ (эссе, рефераты, аналитические обзоры и т.п.), выполняющих функции базовой или дополнительной аттестации по курсам. Комплектование студенческого досье (способного, при известной доработке, составить основу выпускной квалификационной работы бакалавра-музеолога).


3) Проведение учебных практик на потенциальных местах работы выпускника – специалиста в области музейной и экскурсионной деятельности. Обязательное создание студентами отчетов о прохождении практики, включающих в себя аналитическую характеристику места прохождения практики с указанием сильных и слабых сторон.

4) Написание выпускной квалификационной работы, в рамках которой развивается и проверяется способность студента к поиску, обработке и критическому осмыслению научной информации и умение спроецировать ее на конкретные условия музейной работы, что и составляет суть ПК – 2.


  1. Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО




№№

коды

Участвующие в формировании данной компетенции циклы, разделы ООП, учебные дисциплины, модули, практики

Курсы / семинары обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

1

2

3

Б1

ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ




























Базовая часть





























  • Философия







+



















  • Иностранный язык

+

+

+

+

+

+

+






Вариативная часть



























  • Введение в профессию




+






















  • Теория культуры







+



















  • Семиотика



















+







  • Введение в искусствознание

+

























  • Русский язык и культура речи




+




















  • Риторика (КПВ 1)



















+



Б2


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНЫЙ ЦИКЛ



























Базовая часть





























  • Математика и информатика

+























  • Информационные технологии в культуре





+





















Вариативная часть





























  • Информационная эвристика

+

























  • Естественнонаучные методы изучения древностей

+






















  • Ресурсы по культурному наследию в Интернет-пространстве (КПВ 1)








+















Б3


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ



























Базовая часть





























Истории культуры







+

+

+













Истории искусства




+

+

+

+











  • Охрана культурного наследия в России и за рубежом













+













  • Учет, хранение и комплектование музейных предметов



















+







  • Научные основы проектирования музейной экспозиции
















+










  • Музейный дизайн




















+



Вариативная часть





























  • Источниковедение







+



















  • Музеефикация объектов природного и культурного наследия






















+




  • Информационные технологии в музейной деятельности

















+







Спецкурсы по профилю «хранение и консервация музейных предметов»




+

+

+




+

+

+

Б.0


НАДДИСЦИПЛИНАР­НЫЕ И МЕЖДИСЦИП­ЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / МОДУЛИ




























  • …Практики




























  • Подготовка выпускной квалификационной работы

















+


+

[Формулируются возможные и наиболее предпочтительные траектории формирования данной компетенции в рамках конкретной ООП ВПО]

Таким образом, по преимуществу, формирование ПК – 2 проходит у бакалавров-музеологов следующие основные этапы:

1. На младших курсах – формирование базовых представлений о профессии музеолога и о ресурсах (прежде всего, электронных), содержащих информацию, полезную для музейной работы, и их экспертизе.

2. На всем протяжении обучения – усвоение знаний об объектах музейного хранения и их месте в культуре, о принципах и особенностях музейной деятельности и об организации музейной деятельности, об устройстве и (культурных) запросах современного общества, в котором вынуждены функционировать современные музеи; развитие культуры мышления и навыков создания и представления исследовательской работы.

3. На двух выпускных семестрах – подготовка, написание и редактирование выпускной квалификационной работы, в рамках которой развивается и проверяется способность студента к поиску, обработке и критическому осмыслению научной информации и умение спроецировать ее на конкретные условия музейной работы.


  1. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

[Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых студент сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данной компетенции]

Сформированность компетенции ПК – 2 может быть проверена следующим образом:

1. Аттестация по курсам, участвующим в формировании компетенции; контроль знаний при помощи экзаменов, зачетов, аудиторных и внеаудиторных контрольных работ и т.д.

2. Самостоятельные научные работы разного уровня, написанные и защищенные студентом за время обучения: от рефератов и эссе в рамках конкретных дисциплин до курсовых работ. При написании и защите текстов такого рода студент демонстрирует: 1) умение находить научную информацию по различным аспектам музейной работы; 2) способность к обработке, анализу и синтезу этой информации; 3) умение критически видеть собственный текст, корректировать и улучшать его и представлять результаты исследования.


3. Отчеты о выполнении учебных практик, включающие в себя характеристику места, в котором была пройдена практика, анализ типовых и специфических условий проведения практики, формулировку предложений по возможному улучшению условий работы или учебной эффективности проведения практики.

4. В выпускной квалификационной работе бакалавр музеологии наилучшим образом может продемонстрировать, сформировалась ли у него компетенция (исследовательской) работы с научной информацией и способности адаптировать теоретические знания к конкретной музейной деятельности. Лучше всего это возможно, если квалификационная работа представляет собой проект по описанию и оптимизации конкретного кейса – места, куда бакалавр-музеолог мог бы быть в принципе принят на работу (см. также Паспорт компетенции, раздел «Планируемые уровни сформированности»).


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ООП ВПО

а) основная литература (прежде всего, учебно-методическое обеспечение учебной работы студента);

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

  1. Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО

Среди условий, особенно необходимых для успешного формирования у студентов компетенции ПК – 2, следует отметить, помимо естественных требований наличия удовлетворительной материально-технической и информационной базы и наличия квалифицированного и мотивированного преподавательского состава, еще и некоторые специфические условия. Во-первых, это продуманность учебных практик и по-настоящему требовательное отношение к их проведению, в особенности к составлению студентами отчетов, свидетельствующих о том, что студенты в состоянии увидеть свое потенциальное место работы со стороны, проанализировать те его особенности, которые взывают как к заимствованию, так и к улучшению. Во-вторых, формирование ПК – 2 прежде всего при написании выпускной квалификационной работы, подразумевает, что выпускная работа должна рассматриваться не только как квалификационная, но и как учебная. Это означает, что дипломные проекты студентов должны систематически обсуждаться, и в бюджете времени преподавательского состава желательно запланировать не поточное, одноразовое (итоговое) и довольно формальное, но настоящее курирование дипломных проектов, подразумевающее неоднократное и немонологическое чтение, корректирование и развитие дипломных работ студентов.

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

.
Автор(ы)

Рецензент(ы)

Документ одобрен на заседании
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.