birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5 6

Тема 4. Оценка результатов инновационной деятельности

Инновационный проект: сущность, порядок разработки и реализации. Экспертиза инновационных проектов. Виды эффектов и их характеристика. Экономический и финансовый анализ инновационного проекта. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта и принципы оценки. Статические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов. Динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов Показатели коммерческой эффективности: поток реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, сальдо реальных денег, сальдо накопленных реальных денег. Критерий реализуемости и коммерческой эффективности проекта. Показатели бюджетной эффективности проекта. Интегральный бюджетный эффект. Состав доходов и расходов бюджета. Анализ и оценка рисков при реализации инновационных проектов. Виды рисков: производственный, коммерческий, инвестиционный, инновационный риск, инфляционный риск. Способы снижения риска: распределение риска, страхование риска, создание средств на покрытие непредвиденных расходов. Метод Фишера.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1 Текущий контроль

Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости:

Формы и критерии оценки текущего контроля для студентов дневного отделения



Неделя обучения

Формы контроля

Критерии оценки

Кол-во баллов

1 неделя


Эссе


Самостоятельность выполнения, аргументация положений и выводов, четкость-лаконичность постановки проблемы, стиль изложения, авторская позиция по теме. По 1 баллу за соблюдение каждого критерия

5

Тест № 1.

Количество вопросов -20. По 1 баллу за каждый правильный ответ

20



2 неделя

Эссе


Самостоятельность выполнения, аргументация положений и выводов, четкость-лаконичность постановки проблемы, стиль изложения, авторская позиция по теме. По 1 баллу за соблюдение каждого критерия

5

Тест № 2

Количество вопросов -17. По 1 баллу за каждый правильный ответ

17



3 неделя

Тест № 3.

Количество вопросов -20. По 1 баллу за каждый правильный ответ

20



4 неделя

Внутрисеместровая аттестация

Контрольная работа



Количество заданий – 3. По 1 баллу за каждое выполненное задание

3



5 неделя

Тест № 4

Количество вопросов -20. По 1 баллу за каждый правильный ответ

20



6 неделя

Защита рефератов по темам из предложенного списка (см. ниже


Критерии для оценки: по 1 баллу за соблюдение каждого критерия

а) по докладу:

- формулировка целей и выводов;

- логика и четкость, стиль изложения;

- уровень владения теорией вопроса;

- новизна материалов;

- ответы на вопросы;

б) по презентации:

- лаконичность текста на слайде;

- максимальная информативность текста;

- читаемость текста на фоне слайда;

- обоснованность содержанию графических объектов;

- соответствия стиля оформления содержанию презентации.

10



7 неделя

Защита курсовых работ по темам из предложенного списка (см. ниже










Общее количество баллов

100



При изучении дисциплины «Основы управления инновационной деятельности предприятия» большое значение имеет самостоятельная работа студента, объем которой определен учебным планом.

Выполнение обучающимися самостоятельной работы является углубление знаний по основным темам учебной дисциплины «Основы управления инновационной деятельности предприятия», а также развитие способности обобщать и систематизировать изученный теоретический и практический материал с целью формирования нового экономического мышления у магистранта.


Все другие формы учебной работы, используемые в образовательном процессе (лекции, практические и семинарские занятия, консультации и др.), имеют цель оказания помощи в самостоятельной работе бакалавра. Поэтому каждый бакалавр должен четко представлять, что посещение лекций и других аудиторных занятий и консультаций ни в коей мере не заменит самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала.

Для успешной самостоятельной работы необходимо четко спланировать время занятий. Рекомендуется составить для себя расписание самостоятельных занятий на полугодие, равномерно распределить учебный материал (по темам) и отвести определенное время для выполнения домашней контрольной работы.

Для успешных занятий необходимо приобрести соответствующую литературу по изучаемому предмету.

Часть литературы бакалавры получают через библиотеку УрГЭУ. Наиболее оснащен дополнительной литературой и инструктивными материалами читальный зал университета, где бакалавры могут регулярно заниматься, особенно используя для этих целей консультационные дни.

Рекомендуется также обращаться к Интернет-ресурсам и в местные и центральные публичные библиотеки. Приступая к изучению конкретного предмета, необходимо, прежде всего, ознакомиться с программой и методическими указаниями. Знакомство с программой дает бакалавру представление о содержании предмета и его объеме.

Затем бакалавр приступает к изучению рекомендуемой литературы, начиная изучение материала по основному учебному пособию. Изучение материала по учебнику должно проводиться в определенной последовательности. Рекомендуется сначала прочесть весь намеченный раздел, чтобы получить общее представление о его содержании, а затем снова перечитать его по частям, стараясь понять каждое слово, каждую фразу. Чтение не должно быть механическим, так же как запоминание прочитанного. Нужно уметь отделить главное, от второстепенного, найти ответы на вопросы программы. Если что-либо окажется непонятным, следует прочитать соответствующее место еще раз, а при необходимости выписать его для выяснения на консультациях или обзорных занятиях.


Изучив отдельную тему или раздел, рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, поставленные в конце каждой темы.

Для лучшего понимания и запоминания прочитанного рекомендуется вести записи в рабочей тетради. Хорошие записи позволяют с наименьшей затратой времени восстановить в памяти ранее изученный материал и будут полезны студентам при подготовке к экзамену. В рабочей тетради можно поделить страницу на две части. В левой части делать записи во время самостоятельной работы, а в правой части делать записи во время консультаций и обзорных лекций.

Таким образом, все записи по теме будут сосредоточены в одном месте. Причем записи следует вести строго по определенной системе. Выбор системы зависит от индивидуальных особенностей студента.

Опыт показывает, что те студенты, которые ведут записи, лучше усваивают и запоминают материал, более успешно сдают экзамены.

Самостоятельная работа бакалавров включает следующие формы.

Основные формы:

- повторение и изучение материалов лекций;

- углубленная проработка темы или вопроса по рекомендованным источникам информации и литературы;

- написание эссе, рефератов;

- выполнение контрольной работы.

Дополнительные формы:

- самоконтроль;

- внеаудиторное решение кейсов (практических ситуаций):

- подготовка докладов (презентаций) по результатам выполнения проекта;

Все формы самостоятельной работы осуществляются бакалаврами под руководством и контролем преподавателя.

Работающие в организации,бакалавры, связанные по роду деятельности с инновационной системой, могу представить реферат, отражающий результаты исследований деятельности организации (по согласованию с преподавателем). Примерную тему реферата (доклада) бакалавр выбирает из перечня, приведенного ниже, либо формулирует самостоятельно и согласует с преподавателем.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ и ЭССЕ



  1. Технологические уклады, жизненный цикл технологии и их характеристика

  2. Методология организации и управления инновационной деятельности.

  3. Сравнительный анализ концептуальных подходов управления нововведениями в России.

  4. Инновационный менеджмент на основе международных стандартов МС ИСО серии 9000: теория и практика.

  5. Опыт системного подхода к управлению нововведениям в промышленно развитых странах.

  6. Японский опыт управления нововведениями на предприятиях (фирмах).

  7. Американский опыт управления нововведениями на предприятиях (фирмах).

  8. Европейский опыт управления нововведениями на предприятиях (фирмах).

  9. Научные институты как субъекты инновационного рынка (на примере институтов Уральского отделения РАН)

  10. Проблемы коммерциализации малых инновационных фирм в России (на примере МИП г.Екатеринбурга)

  11. Факторы успеха и неудач новых продуктов (анализ процессов введения новых продуктов на примере конкретного предприятия)

  12. Проблемы маркетинга наукоемкой продукции

  13. Проблемы финансирование инноваций на российских предприятиях

  14. Особенности развития венчурного капитала в России

  15. Необходимость, роль и перспективы применения в управлении нововведениями ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике в РФ» №202.

  16. Место инновационного менеджмента в системе общего менеджмента.

  17. Государственные научно-технические стратегии

  18. Российская инновационная система: проблемы формирования в новой экономике. Принципиальные особенности и отличия от системы 90-х годов.

  19. Тенденции и основные направления развития государственной инновационной политики в России.

  20. Рынок научно-технической продукции.

  21. Особенности ценообразования на научно-техническую продукцию.
  22. Инновационные стратегии развития организаций.


  23. Инновационный потенциал организации.

  24. Методы генерирования идей в процессе создания инноваций.

  25. Управление товарными знаками. Брендинг. Оценка стоимости товарного знака.

  26. Роль выставок в развитии организаций.

  27. Управление выставочной деятельностью экспонента.


5.2 Разработка тестов

Одним из видов самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Системы управления качеством» является разработка тестов по темам курса.

Требования к тестам:

- в тесте должно быть 30 вопрос (по 5 вопросов к каждой теме дисциплины);

- на каждый вопрос должно быть не менее 4 варианта ответов;

- на каждый вопрос должен быть только один вариант правильного ответа;

- недопустимы такие варианты ответов как: «все варианты верны» или «все варианты неверны».

5.4. Промежуточная аттестация (ФПК)

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

Методическое обеспечение промежуточной аттестации:
Вопросы к зачету


  1. Теория «Длинных волн» Н.Д.Кондратьева.

  2. Теория И.Шумпетера.

  3. Современные подходы к понятию инновации

  4. Инновации: сущность и содержание.

  5. Инновационный процесс: сущность, этапы, стадии и их характеристика.

  6. Факторы, влияющие на инновационный процесс и их характеристика.

  7. Субъекты и объекты инновационной деятельности и их характеристика

  8. Инновационная инфраструктура. Основные функции МИП.

  9. Инновационная деятельность: сущность, содержание, особенности.

  10. Функции инновационного менеджмента и их характеристика.

  11. Инновационная политика предприятия: сущность и содержание.

  12. Поиск инновационных идей: внешние и внутренние источники.
  13. Методы генерирования идей и их характеристика.


  14. Планирование инноваций: сущность и содержание.

  15. Особенности и преимущества функционального типа оргструктуры.

  16. Тематический тип оргструктуры: преимущества и недостатки.

  17. Матричный тип оргструктуры: преимущества и недостатки.

  18. Функция контроля инновационной деятельности фирмы.

  19. Инновационные стратегии их характеристика

  20. Методы разработки стратегии: сущность и содержание методов.

  21. Маркетинг инноваций. Стратегии ценообразования и их характер-ка.

  22. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций: сущность и содержание.

  23. Бренд-стратегия инновации: сущность и содержание приема.

  24. Фронтирование рынка и мерджер: сущность и содержание приема.

  25. Ценовой прием: характеристика внешних и внутренних факторов

  26. Виды договорных цен и их характеристика.

  27. Государственное и акционерное финансирование инновац. деятельности

  28. Банковское кредиты и лизинг как источник финансирования.

  29. Венчурное финансирование инновационной деятельности.

  30. Бюджетное финансирование инновационной деятельности.

  31. Государственное регулирование инновационной деятельности

  32. Главные направления инновац. политики РФ и их характеристика.

  33. Рынок научно-технической продукции

  34. Институциональные аспекты формирования инновационных систем.

  35. Экспертиза инновационных проектов.

  36. Виды эффектов и их характеристика.

  37. Экономический и финансовый анализ инновационного проекта.

  38. Управление затратами и ценообразование инновационной продукции.

  39. Принципы оценки эффективности инновационного проекта.

  40. Статические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов

  41. Динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов
  42. Оценка коммерческой эффективности инновационного проекта


  43. Анализ и оценка рисков при реализации инновационных проектов

  44. Способы снижения риска: распределение риска, страхование риска, создание средств на покрытие непредвиденных расходов


Критерии оценки ответа студента на зачете

Ответ студента на экзамене оценивается и квалифицируется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает максимально глубокое знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны.


Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система в соответствии с «Положением об академическом рейтинге».
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Законодательные нормативные акты


  1. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 № 127-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 20.07.2011 N 249-ФЗ, от 21.07.2011 N 254-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.07.2012 N 135-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ)

  2. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93. № 5351-1 (ред. 19.07.95)

  3. Патентный закон РФ от 23.09.92 № 3517-1

  4. Федеральный закон РФ от 25.02.99г. №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с внесенными в него изменениями согласно Закону РФ от 02.01.00. №22.

  5. Стратегия инновационного развития Российской федерации до 2020 года. /Постановление Правительства РФ от 31.декабря 2010

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

  7. Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий»

  8. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

  9. ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 № 160-ФЗ

  10. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).

  11. Федеральный закон от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

  12. Федеральный закон от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  13. Постановление Правительства РФ от 26.08.95г. №827 «О федеральном фонде производственных инноваций»

  14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ. Госкомпромом России. – М. 2000г.

  15. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — М. : ЦИСН, 2006.


6.2 Основная литература


<< предыдущая страница   следующая страница >>