birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Согласовано Утверждаю


Начальник ОО Директор школы № 13

администрации ________ М.С. Богданова

ГО г. Октябрьский РБ Приказ № 85 от 16.03.2006г

_________ И.З. Зиннатуллин

« 05 » сентября 2006г.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«Формирование личности ребенка как субъекта

собственного образования и развития»
муниципального общеобразовательного учреждения

на 2006-2011 годы

«Средняя общеобразовательная школа № 13

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»

Принято

решением педагогического

совета

протокол № 3 от 10.03.2006г.

город Октябрьский

2006г

Содержание программы развития школы № 13
1. Паспорт программы развития школы № 13 на 2006-2011 годы.
2. Пояснительная записка.
3. Раздел № 1. Информационная справка о школе.
4. Раздел № 2. Анализ состояния образовательного процесса.

2.1. Особенности внутришкольного управления.

2.2. Структура образовательной деятельности школы.

2.3. Система методической службы в школе.

2.4. Деятельность психолого–педагогической службы.

2.5. Основные элементы обеспечения образовательного процесса.

2.6. Основные способы достижения результатов образовательного процесса.

2.7. Результаты учебного процесса.

2.8. Результаты воспитательного процесса.

2.9. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного

процесса.
5. Раздел № 3. Концектуальные основания программы развития новой школы.
6. Раздел № 4. Приоритетные задачи и направления реализации программы развития

школы.
7. Раздел № 5. Основные мероприятия по реализации программы развития.
8. Раздел № 6. Финансовый план по реализации программы развития школы.

Паспорт программы развития

муниципального общеобразовательного учреждения


«Средняя общеобразовательная школа №13 городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан»

на 2006-1011 годы
Настоящая программа предназначена для руководства работой школы в режиме развития, определяет стратегию развития школы и действия по её реализации.

Программа разработана коллективом в составе директора школы М.С. Богдановой, заместителя директора по научной работе Е.В. Колбасовой, заведующей кафедрой педагогики БИРО, доцента, кандидата педагогических наук Э.А. Ижбулатовой, руководителей УВЦ, под общим руководством Э.А. Ижбулатовой. Работа над программой велась в октябре 2005- феврале 2006г.

Предполагаемый срок реализации программы с сентября 2006 года по сентябрь 2011 года.

Программа обсуждалась на педагогическом совете школы (март 2006г.), попечительском совете (май 2006г.), Совете школы (май 2006г.), заседании кафедры педагогики БИРО (12.09.2006г.). программа согласована с отделом образования администрации городского округа г. Октябрьский (сентябрь 2006г.).

Законодательная база для разработки программы развития школы

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Закон РФ и РБ «Об образовании»

Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010г.

Устав школы.

Цели программы:

Создание максимально благоприятных условий для самообразования, саморазвития, самоопределения личности ребенка.

Определение стратегии и тактики школы в формировании творческой личности обучающегося.

Основные задачи программы:

1) разработать и внедрить систему мер по мотивации обучающихся к активному и осознанному участию в своем собственном образовании;

2) отобрать и разработать методы и способы организации самообразования и саморазвития личности ребенка, его активной жизненной позиции;


3) отобрать и апробировать учебное содержание, в наибольшей мере реализующее принципы и требования личностно ориентированного обучения;

4) разработать, апробировать и внедрить методический материал, необходимый для организации самостоятельной работы ученика по самообразованию;

5) выявить наиболее одаренных и способных школьников, разработать для них индивидуальные учебные планы;

6) совершенствовать организацию ученического самоуправления, детской общественной организации школы;

7) совершенствовать модель предпрофильной подготовки;

8) на третьей ступени осуществлять переход к классам с двумя или несколькими профильными группами с целью реализации выбора учащимися собственной образовательной траектории, переход на обучение по индивидуальным учебным планам.

Финансовое обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: городской бюджет и дополнительно привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования).

Принципы реализации программы

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно – целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- преемственности данной программы развития и развития образовательного учреждения в дальнейшем;

- информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;

- включая в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

Управление программой

Органом управления реализацией программы развития является научно - методический совет школы.

Пояснительная записка

Трансформация потребностей общества в функциональном и структурном изменении школы стала одним из условий формирования направлений модернизации российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возрастающие запросы общества. Современный социальный заказ в сфере образования требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать систему образования к рынку труда, преодолеть отставание российских школьников от уровня обученности обучающихся развитых стран, особенно в сфере профильного обучения. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни. Применительно к школе эта цель образования конкретизируется в необходимости формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории или профессиональной траектории. Обеспечение условий для формирования у школьников самостоятельности, активности, мобильности, оперативности знаний невозможно в условиях приоритета знаниевого подхода, авторитарной модели преподавания.


Осознание в обществе неэффективности однообразия образовательных учреждений, реализующих единообразные образовательные программы, рост престижности образования активизировали рост количества классов с углубленным изучением предметов, гимназий, лицеев. Тем самым сначала критика, а затем пересмотр целей, содержания и структуры образования повлекли появление и развитие вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и обучающимися.

Главной задачей современной школы должно стать не «вкладывание» в голову ученика определенной суммы знаний, а оказание ему помощи в овладении культурными (и выработанными им самим) способами деятельности, позволяющими школьникам действовать с ориентацией на другую позицию (позицию другого человека, социума, предметной области). Без овладения этими способами деятельности, отличающими начальную школу от основной и старшей, достижение успеха на последующем этапе выбранного человеком пути будет невозможно. Это особенно важно в условиях профилизации старшей школы, которая ставит подростков перед необходимостью все более ранней жизненной ориентации, что требует от педагогов целенаправленной работы по постепенному переводу ребенка из позиции объекта образовательных стремлений педагогов в позицию субъекта своего собственного образования. Очевидно, что приоритетным условием достижения данной цели образования является построение современной школы на основе множественности видов деятельности ребенка.

В этих условиях разработка новой программы развития школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения обучающимися собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности, от которого зависит ее результат, весьма актуальна. Педагоги осуществляют творческий педагогически поиск оптимальных моделей учебного и воспитательного процессов, наиболее благоприятной образовательной среды.

Практика показала, что для подростков, примерно с четырнадцати лет, в школе необходимо создавать условия для реализации способностей, интересов и последующих жизненных планов. Как правило, к старшей школе большинство ребят определились с предпочтениями среди программных предметов, а зачастую и с выбором профессии. Они выбирают предметы, чтобы в них специализироваться.


В этой связи профильное обучение, реализуемое в нашей школе, представляет собой ответ на вызов времени. Профильное обучение — средство его дифференциации и индивидуализации, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа— институциональная форма реализации этой цели.

Деятельность старшеклассников в системе профильного обучения носит практико-ориентированный, деятельностный, технологизированный характер. Деятельность педагога основывается на реализации личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов. Они во многом пересекаются, акцент делается на компетентностный подход, отраженный в образовательном стадарте, заявленном ЮНЕСКО:

Основные идеи образовательного стандарта (заявленные ЮНЕСКО)

Научить учиться;

Научить общаться;

Научить создавать комфорт и пользу для себя и окружающих;

Научить пользоваться информацией.

Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, определяющим формирование компетентностей, а не приобретение знаний как таковых. Умения обучающихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в средней школе.

Создание новой модели школьного образования в условиях модернизации образования, реализации концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения отражает возросшие потребности местного социума.

Программа развития школы №13 представляет собой модель совместной деятельности участников образовательного процесса в направлении актуализации и прогноза запросов местного сообщества, государства в целом.


Раздел № 1. Информационная справка о школе

1. Краткая справка о школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 городского округа г. Октябрьский РБ» создано в соответствии с решением исполкома городского Совета депутатов № 177 от 30.04.1964 года, распоряжения Совета Министров БАССР от 06.05.1964 № 415-Р и является правопреемником государственного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 города Октябрьского» на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 года №312 «Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан.

20 октября 1964 года прозвенел первый школьный для 1350 обучающихся и 57 учителей во главе с первым директором Инфантьевым Леонидом Аркадьевичем - Заслуженным учителем РСФСР.

В своем развитии школа прошла несколько этапов:

Первый этап – традиционная школа

Второй этап – адаптивная школа

Третий этап – школа – экспериментальная площадка. На этом этапе основным содержанием деятельности становится апробация в экспериментальном режиме новой модели организации образования:

- профильное обучение и предпрофильная подготовка с использованием курса «Мой выбор»;

- на основе физиологических механизмов адаптация учащихся к условиям современной системы образования;

- апробация технологии обучения по индивидуальным учебным планам;

- развитие вариативности обучения.

Предполагается, что следующим этапом развития школы станет модель школы – лаборатории.

2. Летопись школы

1964 год – первое учебное заведение, которое перешло на кабинетную систему

обучения .

1990 год – школа внедрила систему дифференцированного обучения и систему


работы по оптимальному чтению.

1996 год – внедрено развивающее обучение, систематизирована работа с одаренными

детьми.

2000 год – внедрена программа «Я расту» по формированию воспитывающей среды.

2002 год – открыт класс социально- гуманитарного профиля с углубленным

изучением истории , обществознания, права, литературы;

Сформированы классы предпрофильной подготовки;

Введено изучение «информатики» с 5 класса;

2004 год – воспитательная система школы строится на основе Всероссийской

программы «Мой выбор»

2005 год – здоровьесберегающий календарь каникул; открыт класс социально-

экономического профиля.

3. Характеристика обучающихся

Количество обучающихся по ступеням


Учебный год

I ступень

II ступень

III ступень

Итого

2003-2004

149

392

101

642

2004-2005

148

345

86

579

2005-2006

146

285

87

518

72 процента обучающихся признаны здоровыми или практически здоровыми, 22 процента дети состоящие на диспансерном учете, 1,2 процента дети инвалиды.


Контингент школьников: дети рабочих, служащих, работников бюджетной сферы (учителя, врачи, воспитатели), юристов, индивидуальных предпринимателей.

В школе обучаются дети 18 национальностей. Подавляющее большинство обучающихся русские (47%).

Социальный состав:

- дети из неполных семей – 23,8%;

- дети из малообеспеченных семей -31,2%;

- семей «группы риска» -22%;

- детей, находящихся под опекой - 0,6%;

- детей - инвалидов – 1,2%;

- детей из многодетных семей - 5,1%;

- из семей участников военных действий – 2%;

- из семей, требующих особого педагогического внимания – 4,7%;

- обучающихся воспитанников детского дома – 1,8%;

- обучающихся, находящихся в ГУ КЦСОН филиала социально-реабилитационной помощи несовершеннолетних – 2,6%;

4. Характеристика педагогического состава

В школе работают 46 учителя.

1 «Заслуженный работник РБ»

2 «Почетных работника общего образования РФ»

2 «Отличника народного просвещения РФ»

4 «Отличника образования РБ»

1 победитель городского конкурса «Учитель года»

1 призер городского конкурса «Учитель года»

2 учителя награждены медалями Януша Корчака за победу во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации»

1 учитель награжден медалью «За трудовые отличия»

1 учитель награжден медалью «За доблестный труд»

1 учитель удостоен ордена «Трудовой славы»

1 учитель награжден Почетной грамотой Министерства образования РФ

1 учителя награждены Почетной грамотой Министерства образования РБ

Учителей высшей категории – 13 (28%)

Учителей первой категории – 17 (37%)

Учителей второй категории – 10 (21%)

Учатся в аспирантуре 2 учителя

Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%.

5. Состояние материально – технической базы школы


В школе имеются:

23 учебных кабинета, актовый зал (совмещенный со столовой), библиотека, мастерские, спортивный зал, кабинеты медицинской, социальной служб, стоматологический кабинет и спортивные площадки (волейбольное поле, баскетбольное поле, футбольное поле, поле для минифутбола), школьный музей.

Школа оснащена компьютерами, сканером, копировальной техникой, фотоаппаратами, телевизорами, аудио-видео магнитофонами различных модификаций (но не в достаточном количестве).

6. Режим работы школы

Школа обучается в одну смену.

Начальные классы

1 классы

Начало занятий в 8.30. уроки по 35 минут с 20 часами в неделю (ступенчатый режим). В 1 классе пятидневная рабочая неделя.

2-4 классы

Начало занятий в 8.30. уроки по 45 минут с 25 часами в неделю. Во 2-4 классах шестидневная рабочая неделя.

Для поступающих в школу действует «Субботняя школа развития по подготовке будущих первоклассников «Малышок».

В начальных классах функционируют группы продленного дня.

Основная и старшая школа

Режим 6-дневной рабочей недели. Начало занятий в 8.30, уроки по 45 минут. Вторая половина дня: индивидуальные консультации, курсы по выбору, элективные курсы, работа научных обществ, кружков, секций, творческие дела классов.

Режим каникул по школе: через 5-6 недель учебы (в I полугодие – 5, II – 6) сменяются недельными каникулами (6 дней).

Продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными.

СОШ №13 - среднее общеобразовательное учебное заведение, предназначенное для обучения детей разноуровневого развития, в котором создаются условия для развития их личности, способностей и гарантируется реализация права на образование. Школа №13 существует с 1964 года и находится в постоянном творческом поиске, решая актуальные проблемы обучения и воспитания. В последние 10 лет школа работает в инновационном режиме и является центром методической работы в городе:


  • апробируются новые технологии обучения: игровые интерактивные проблемного обучения, проектного обучения и др. внедряются здоровьесберегающие технологии;

  • с 1999 года начата работа по организации профильного обучения;

  • с 2004 года организована предпрофильная подготовка для обучающихся 8-9 классов;

  • на базе школы работает городская Школа Педагогического Мастерства «Диалог».

С 2005 года СОШ №13 является городской экспериментальной площадкой по организации учебно-воспитательного процесса на основе физиологических механизмов адапта­ции обучающихся к условиям современной системы образования. («Здоровьесберегающий календарь каникул»).

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести хорошую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существования у школь­ного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразо­ваний в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, хороший уровень общеоб­разовательной подготовки выпускников школы.

В последние годы наблюдаются тенденции в развитии учебного заведения:

  • стабильный процент качества, его рост (до 58%);

  • хороший процент поступаемости в ВУЗы (до 66%);

  • ежегодно школа выпускает «серебряных» и «золотых» медалистов;

  • обучающиеся и педагоги школы - участники и призеры городских олимпиад, смотров, конкурсов;

  • более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащегося, фор­мированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

  • снижение общей заболеваемости школьников;
  • поиск здоровьесберегающей модели образования через применение развивающих, здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы шко­лы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни;


  • поиск модели образовательного процесса в СОШ, способствующего самостоятель­но мыслящей нравственной личности, собственной жизненной позиции, умеющей делать осознанный выбор, способной к самоопределению и самореализации;

  • значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной;

  • профилизация старшей школы, предпрофилизация основной.

Структура контингента обучающихся:

Структура контингента


1-я ступень


2-я ступень


3-я ступень


Всего по ОУ


1 Количество класс-комплектов, в том числе:


7


12


5


24


- общеобразовательных


7


8




15


- предпрофильных




5




5


-профильных






4


4

2. Количество обучаю­щихся, в том числе:



143


272


103


518


- общеобразовательных


143


160


19


301


- предпрофильных


-


112




112


- профильных






84


84



следующая страница >>