birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10



http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


Содержание
Введение

1. Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия

1.1 Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних

1.2 Анализ оснований и пределов ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вред. Особенности правовой защиты несовершеннолетних

1.3 Развитие отечественного законодательства в рамках профилактики преступлений несовершеннолетних

2. Особенности социализации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях закрытого типа

2.1 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем, значимые составляющие индивидуального профилактического воздействия

2.2 Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя в учреждениях закрытого типа

2.3 Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области и ее распространение в регионах России

3. Социализация несовершеннолетних правонарушителей в государственных учреждениях закрытого типа с применением психолого-коррекционных программ в Брянской области

3.1 Профилактика преступности несовершеннолетних в Брянской области

3.2 Программа психологического исследования несовершеннолетних правонарушителей и их психологической коррекции

Заключение

Приложение 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Приложение 2. Опросник Басса-Дарки

Приложение 3. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Приложение 4. Методика: «Шкала социально-психологической адаптированности»

Приложение 5. Коррекционно-развивающая программа работы по развитию адаптационных возможностей воспитанников школы-интерната 8-го вида

Введение
Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.

При этом главное, что ставит преступность несовершеннолетних в ряд актуальных проблем, – это характер ее социальных последствий: преступность морально уродует и подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России.

К числу факторов, влияющих повышение преступности школьников, российские ученые Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы снижения уровня делинквентности учащихся во многом зависит от совместных усилий психологов и учителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.

Особую актуальность для педагогики представляет проблема делинквентности старшеклассников. От уровня делинквентности выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 июля 2008 года уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется 72-92%, а среди девушек - 80-94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% старшеклассников пробовали наркотики, 70% вступали в половые отношения. Заболеваемость сифилисом среди подростков, юношей и девушек возросла за последние годы в 45 раз. Эти данные говорят, что снижение уровня делинквентности старших школьников - это прежде всего нравственная и педагогическая проблема. В подобных условиях особую значимость приобретают вопросы адекватности социально-педагогической работы с несовершеннолетними и уголовного законодательства России криминологическим реалиям современности.


Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью совершенствования социально-педагогических средств социализации несовершеннолетних правонарушителей и предупреждения преступности несовершеннолетних.

Проблема исследования состоит в определении и изучении особенностей социализации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях закрытого типа. Решение данной проблемы является целью исследования. Задачи выпускной квалификационной работы:

1. Рассмотреть правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия и изучить нормативно-правовые основы профилактики преступлений несовершеннолетних.

2. Раскрыть особенности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях закрытого типа.

3. Рассмотреть психологические аспекты социализации несовершеннолетних.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты:

- гуманизация образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов);

- личностно-ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Макаев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский);

- психологические основы теории формирования личности (В.В. Белоус, Л.И. Божович, А Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский).

Использованы следующие методы исследования:

- анализ государственных документов об образовании и об уровне делинквентности подростков РФ, учебных планов, программ и учебников;

- изучение психологической, медицинской, педагогической литературы;

- систематизация и обобщение научных данных;

- педагогическое наблюдение;

- беседа, интервьюирование, анкетирование (несовершеннолетних);

- обобщение педагогического опыта;


Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательной работы с делинквентными и социально запущеными детьми. Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы с делинквентными и социально запущеными детьми.

Источники исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, криминалистической литературы по теме исследования; наблюдение и беседы с девиантными учащимися, консультации с работниками отдела внутренних дел г. Брянска по работе с несовершеннолетними правонарушителями.

1. Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия
1.1 Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних
Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено прежде всего традиционно высокой преступной активностью подростков. Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Не случайно в динамике преступлений несовершеннолетних наблюдаются определенные колебания - «волнообразные движения». Так, за годы реформ «пик» в ее динамике пришелся на наиболее сложный в социально-экономическом плане период - на 1993 год. В течение последующих четырех лет (1994 -1997 гг.) в России отмечалось снижение и некоторая стабилизация преступности несовершеннолетних. Однако в 1998-1999 гг. количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, вновь стало расти, а в 2000-2002 гг. снова снизилось.

Обратимся к данным таблицы (1). На основании приведенных данных напрашивается вывод о положительных результатах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. За рассматриваемый период только в 2004 и 2005 гг. отмечен рост выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес раскрываемых ежегодно преступлений с участием несовершеннолетних сократился с 14 до 9,1%. Коэффициент преступлений несовершеннолетних также значительно сократился.


На самом деле вывод об улучшении криминальной ситуации представляется необоснованным. Количественные показатели преступности несовершеннолетних находятся в прямой зависимости от уголовной политики, карательной практики, изменений уголовного, уголовно-процессуального, административно-правового законодательства. Неслучайно самое значительное снижение преступности несовершеннолетних отмечено в 2000 г. (первый год действия нового УК РФ) и в 2005 г. (начало периода действия УПК России).
Таблица 1 - Динамика и коэффициент преступности несовершеннолетних в России за 2000 - 2008 гг.

Год

Количество выявленных преступлений несовершеннолетних

Рост/ снижение, %

Удельный вес от общего числа раскрытых преступлений, %

Коэффициент преступлений несовершеннолетних в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14-17 лет

2000

221649

-1,8

14,0

2563,1

2001

209777

-5,4

12,0

2402,2

2002

202935

-3,3

11,0

2295,5

2003

182798

-9,9

10,9

2030,2

2004


189293

+3,6

10,3

2029,4

2005

208313

+10,0

9,6

2183,2

2006

195426

-6,2

8,9

2012,1

2007

185379

-5,1

9,0

1877,5

2008

139681

-24,7

9,1

1414,3


Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.

Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду ближайшего социального окружения: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства. Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.


Коренные причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий. Изменение форм собственности и связанный с этим интенсивный процесс первоначального накопления капитала привели к резкому имущественному расслоению общества. Большинство населения обнищало. По данным выборочных социологических исследований 42,4% населения составляют сейчас слой неимущих, находящихся за чертой возможностей физиологически допустимого минимума потребления, а еще 37,1% - слой малообеспеченных, которым доступно только поддержание жизни. С переходом экономики страны на рельсы рыночного хозяйства произошел развал многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Возникла безработица, реальный уровень которой по оценкам специалистов составляет около 12%. Спад производства ограничил возможности материальной поддержки учреждений культуры, образования, здравоохранения. Услуги этих учреждений для многих слоев населения стали труднодоступными. Глубокие преобразования в сфере экономики отразились на идеологии общества и нравственном сознании населения. Произошла переоценка этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры. Объявленная в стране широкая демократия и плюрализм идей привели к возникновению многочисленных общественно-политических и религиозных течений, в том числе анархистского, нигилистического и шовинистического толков. На фоне социально-экономической неудовлетворенности у различных этнических и национальных групп населения возникло мнимое ощущение ущемленности в правах.

В ряде регионов укрепилась националистическая идеология. Стали происходить межэтнические и межнациональные конфликты. Появились потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

Все эти процессы привели к росту социальной напряженности. Как показывают результаты опросов общественного мнения, у большинства населения появились чувства неопределенности, неуверенности в будущем, тревожности, потери ориентиров. Усиление социального неравенства и напряженности в обществе вызвало резкий рост преступности, которая стала оказывать обратное негативное влияние на общественное сознание и психологию. В условиях экономической и политической нестабильности и нарастания общей социальной напряженности в числе наименее защищенных социальных групп населения оказалась молодежь: значительно сузились возможности самореализации, приобщения к социально-полезной деятельности, удовлетворения ее потребностей и интересов посредством институционных форм. Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.


Федеральный закон 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определил так называемую неблагополучную семью как «находящуюся в социально опасном положении, имеющую детей, находящихся в социально опасном положении, а также где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».



следующая страница >>