birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6
Глава 2. Исследование эффективности предпринимательской деятельности в зависимости от социально-психологических характеристик человека

2.1 Программа исследования
Исследование началось в сентябре 2012 г. Его целью стало –индентифицировать наиболее важные качества предпринимателя, способствующие более успешной организации его деятельности.

Объект – психологические особенности предпринимателей.

Предмет
исследования – выраженность качеств предпринимателей и людей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Общая гипотеза: мы полагаем, что успешная предпринимательская деятельность требует наличие у человека определенных качеств (рискованность, жизнестойкость, умение строить эффективные коммуникации и др.).

Исходя из этого, мы выделяем следующие частные гипотезы нашего исследования:

1)У предпринимателей такие качества как рискованность, жизнестойкость, умение строить эффективные коммуникации развиты большей степени, чем у людей, не занимающихся предпринимательством.

2)Рискованность, жизнестойкость и коммуникативные навыки выступают в качестве характеристик, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1.Определить степень выраженности у людей, не связанных с предпринимательской деятельностью следующих качеств: рискованность, жизнестойкость, умение строить эффективные коммуникации, (эмоциональный интеллект).

2.Определить степень выраженности этих же качеств у предпринимателей.

3.Сделать сравнение полученных результатов.

4.Выявить зависимость развития предпринимательских качеств от уровня жизнестойкости, рискованности и коммуникативных навыков.

5.Сформулировать психологические рекомендации по развитию качеств, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.

В исследовании приняли участие 30 человек, а именно 15 предпринимателей и 15 не предпринимателей. Средний возраст испытуемых – 35 лет.


С целью доказательства выдвинутых в исследовании гипотез и решения, поставленных в исследовании задач, использовались следующие методики:

- «Опросник Г. Шуберта» для оценки стремления к риску,

- тест для определения жизнестойкости С. Мадди,

- тест коммуникативных умений Михельсона.

- многофункциональный 16 факторный опросник Р. Б. Кеттелла для оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

1)Опросник Г.Шуберта (оценка стремления к риску)

Цель данной анкеты – диагностика степени готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Методика позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в условиях, связанных с риском, может быть использована с целью прогнозирования деятельности управляющего, работников военных ведомств, служб чрезвычайных происшествий и т.п.
Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного "нет". Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рискованному поведению.

Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования - около 7 минут.

2) Тест для определения жизнестойкости.

Цель данной методики – определение уровня развития жизнестойкости, диагностика особенностей её проявления.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди, теория и исследования которого, за отдельными исключениями, до сегодняшнего дня практически не находили отражения в русскоязычных публикациях. Личностная переменная hardiness (первый из авторов данного руководства в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Этот конструкт был выделен в ходе исследований, в которых искался ответ на следующий вопрос: какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?


Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.

Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. Поданным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом (1995) понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.

Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века.
Тест включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех шкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).

К измеряемым параметрам относятся жизнестойкость, вовлеченность, контроль и принятие риска.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).


Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность»

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее (см. ниже о тренинге жизнестойкости). Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.


Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

3) Тест коммуникативных умений Л.Михельсона.

Цель данной методики - определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

- ситуации, в которых испытуемый должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

- ситуации, в которых к испытуемому обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)


- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии: понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

4)Многофункциональный 16 факторный опросник Р.Б.Кеттелла.

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

2.2. Психологические особенности личности предпринимателей

На решение задачи определения степени выраженности уровня рискованности у людей, не связанных с предпринимательской деятельностью и у предпринимателей была направлена методика оценки стремления к риску – опросник Г. Шуберта.

Исследование проводилось индивидуально. Участникам экспериментальной группы был предъявлен опросник с инструкцией: «Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, поставив знак «+» в ту колонку, которая соответствует Вашему ответу».

Для определения степени выраженности жизнестойкости у обеих категорий людей использовался тест С. Мадди. Исследование проводилось индивидуально, испытуемым также предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из четырех вариантов.

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил нам констатировать следующее. Абсолютное большинство испытуемых предпринимателей умеренно и сильно ориентированы на успех и предпочитают средний уровень риска (таблица 1). Хотя предприниматель и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен к умеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы его уменьшить или контролировать результаты. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска.

Таблица 1 - Результаты по тесту Г. Шуберта (указано количество человек)


Склонность

риску

Предприниматели

Не предприниматели

незначительная

1

9

средняя

11

6

высокая

3

-


Среднее значение уровня рискованности людей, не связанных с предпринимательской деятельностью ниже среднего (таблица 2 и рисунок 1).

Таблица 2 – Описательная статистика по готовности к риску и жизнестойкости

Шкала

Предприниматели

Не предприниматели

Среднее

Ср.отклонение

Среднее

Ср.отклонение

готовность к риску

26.73

7.430

13.73

7.126

жизнестойкость


126.20

4.784

58.40

6.695



Рисунок 1 – Сравнительный анализ средней готовности к риску и жизнестойкости предпринимателей и не предпринимателей
Как показало наше исследование, большая часть людей, занимающихся бизнесом, проявили высокий уровень жизнестойкости. Средний балл по результатам теста – 126,2 из 135 (таблицы 2 и 3, рисунок 1).

Успешные предприниматели, являются ярыми приверженцами своего дела, они проявляют исключительную решительность, когда дело касается того, что должно быть сделано для развития компании. На первом месте для них стоит эффективность их предприятия. Они отличаются исключительно высокой целеустремленностью и готовностью сделать все необходимое для успеха своих организаций, невзирая ни на масштаб принимаемых решений, ни на то, с каким трудом эти решения даются.

У людей, не имеющих к предпринимательству отношения, данное качество развито в гораздо меньшей степени.



следующая страница >>