birmaga.ru
добавить свой файл

1
Волков, С.А. докт. техн. наук, проф. СПбГАСУ,


докт. философии в области психологии и педагогики

Проблемы творческой деятельности и реализации таланта



В психологической литературе отсутствуют методы выявления задатков и способностей, а точнее, выявление их направленности. Предлагается серия из четырех статей, содержащая щадящую методику самоанализа, направленного на выявление наиболее приемлемого стиля деятельности: 1) Проблемы творческой деятельности и реализации таланта; 2) Модели творческой деятельности и системы факторов, влияющих на раскрытие задатков и развитие способностей; 3) Выявление наиболее приемлемого способа деятельности (раскрытие направленности задатков и способностей); 4) Пути повышения эффективности системы “человек – технология – среда”.
Многолетний преподавательский опыт автора, работа на факультете повышения квалификации (ФПК), а также контакты с инженерами на производстве показали, что студенты не умеют творчески работать с учебным материалом, а у инженеров почти полностью отсутствует умение творчески решать производственные задачи. И в учебы, и в практической деятельности наблюдается недостаточность инициативы, которая сковывается как узостью кругозора (специальные знания без достаточного фундаментального обоснования и без связей со смежными областями знаний), так и традициями, сохранившимися от административной системы. Все это усугубляется недостаточностью психологических знаний.

Десятилетиями в скрытом виде подавлялись свобода и творчество, что привело к деформации психики нескольких поколений. На этом фоне стало нормой возникновение комплексов неполноценности у специалистов. В основе этих явлений лежат психологически безграмотное домашнее воспитание и по своей постановке подавляющее творчество воспитание и обучение в школе и вузе. Последнее иногда смягчается энтузиазмом и инициативой некоторых преподавателей. В практике большинства преподавателей основным является принуждение, которое редко приводит к успеху, а если и приводит, то слишком высокой ценой – отрицательные стрессы как учеников, так и преподавателей разрушают их физическое здоровье и нравственные основы.


Отсутствие психологических знаний, стереотипное мышление и боязнь показаться “белой вороной” не способствуют раскрытию задатков и проявлению способностей. Это явилось одной из причин и застоя, и развала в экономике, а также серьезной причиной снижения уровня здоровья людей, так как человек без цели и без интересов имеет пониженный тонус, постоянно находится в состоянии дистресса, а психосоматические механизмы приводят к заболеваниям. Работа, выполняемая без интереса и учета сопутствующих последствий, вызывая экологические кризисы и катастрофы, воздействует через них на биосферные механизмы и этим также отрицательно влияет на здоровье.

Творческое выполнение работы, в которой человек испытывает потребность, вызывая положительные и мотивацию, и эмоции, повышает жизненную активность и уровень здоровья. Это проверено автором, как на собственном опыте, так и на опыте учеников (студенты, аспиранты, слушатели ФПК).

Цель данной работы (серии статей) – помочь каждому выявить направленность своих задатков и способностей, а также по иному взглянуть на возможности своих коллег по работе, своих детей, способствовать осознанию ими своих склонностей. Это достигается выявлением наиболее приемлемого стиля деятельности, входящего в резонанс с интересами и душевным настроем.

У каждого человека в зависимости от ситуации наступают такие моменты в жизни, когда перед ним встают вопросы такого типа: "Правильно ли я выбрал специальность? Своим ли делом я занимаюсь? Есть ли у меня способности? Если есть, то каковы они? На что они направлены, и какие во мне скрыты задатки?" Иногда бывает, что задатки раскрываются только после выхода на пенсию, или вообще не раскрываются.

Считается, что творчески одаренных людей мало – всего 2…5%, тогда как от рождения у всех имеются задатки к творчеству. Действительно, у большинства людей творческий потенциал остается не раскрытым. В предлагаемой работе предпринята попытка, помочь каждому разобраться в себе, именно в плане поставленных вопросов, т.е. помочь раскрыть в себе такую грань, как способность к творчеству, а также найти свой наиболее оптимальный путь реализации творческого потенциала. В ней нет четких правил поиска своих талантов, а есть приглашение к соразмышлению, самоанализу, поиску путей саморазвития и формированию собственной системы знаний, для чего необходима внутренняя работа, направленная на выявление творческих задатков.


Многие, особенно руководители, считают, что себя они знают хорошо и им необходимо познавать свойства и особенности других. Но как, не познав себя, можно познать других? В Древней Греции на Дельфийском храме была надпись “Познай себя и ты познаешь Бога” (в другом переводе: “…и ты познаешь Вселенную”). Человеку важно познать себя именно как часть Вселенной, чтобы научиться жить и работать природосообразно и, по возможности, снизить дисгармонию, вносимую своей деятельностью в систему “человек – технология – среда” (СЧТС), снизить “давление” на здоровье людей и на окружающую среду, особенно на ее естественную часть – природу. Уже в древности людей волновала эта проблема, при этом связывались талант и нравственность.

В Евангелии от Матфея (25:13 – 30) приведена притча о талантах. В ней говорится, что придет Сын Человеческий и “поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое”. “И одному он дал пять талантов (вес серебра), другому два, иному один, каждому по его силе”. Получившие пять и два таланта удвоили их, пустив в дело, а получивший один талант, убоявшись, что господин жестокий, скрыл этот талант в землю.

Возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета. Первые два принесли ему десять и четыре таланта. Каждому из них господин сказал: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Получивший один талант вернул его и услышал: “… лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дается и приумножается, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”.

Рассмотрим мудрость, скрытую в этой притче в аллегорической форме:

1.      Каждому как дар от Бога или Природы даны творческое призвание и “по его силе” таланты, т.е. таланты у различных людей разнообразны по количеству и направленностям, которые необходимо своевременно выявить, чтобы определить направленность деятельности.


2.      Долг каждого реализовать свои таланты, чтобы, как семя, попавшее на хорошую почву, они были бы возвращены с прибылью и имеющему таланты, и всем остальным в виде результата. При реализации талантов раскрывается их широкий спектр – Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносов и другие (“…ибо всякому имеющему дается и приумножается …”).

3.      Результаты творческой деятельности (использования талантов) служат всем и всему (во всяком случае, так должно быть). Крестьянин растит хлеб не только для себя, и художник пишет картину не для себя. Мы все работаем в основном на людей и пользуемся результатами их труда (“… жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал”).

4.      Результат от реализации таланта должен давать радость и счастье всем (“… войди в радость господина твоего”). Господин – это Бог, или по древним понятиям вся Вселенная.

5.      Страх… страх неизвестности или страх быть не таким, как все, т.е. страх признать в себе талант – дар природы, данный в виде задатков, страх нарушить традиции или страх преодоления трудностей и разрушения стереотипов при реализации таланта, просто робость перед начальством или… (этих “или” – множество) приводит к тому, что часто талант остается нераскрытым (“… и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле”). При создании нового в творческой деятельности нужно быть свободным в проявлении индивидуальности и бесстрашным.

6.      Неиспользованный талант пропадает (“… а у неимущего отнимается и то, что имеет…”), и не только для того, кто его не использовал, а также пропадает для всех в виде неполученных результатов.

7.      Жизнь людей, не раскрывших свои задатки и таланты или скрывающих их, идет безрадостно и неинтересно, а часто и дико, в буквальном смысле по библейски (“… а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”).

В нашей стране долго бытовали мифы о талантах: 1) все талантливы, и не нужно специально заниматься талантами; 2) для развития способностей нужна усиленная деятельность; 3) способны те, кто выделяется в общепринятых или принятых в конкретном кругу людей областях специальной деятельности (наука, изобретательство, искусство, медицина, спорт и т.д.); 4) наиболее способны те, кто может лучше учиться [10].


Первый миф содержит большую долю истины. Но только не талант, а задатки есть у каждого, но чтобы их развить, нужно сначала обнаружить их направленность, а затем специально целенаправленно заниматься с людьми (лучше с детства), способствуя их саморазвитию. Например, у ребенка есть склонность к математике. Это не значит, что с ним нужно усиленно заниматься математикой. Ему надо помочь подобрать соответствующую литературу и специалисты должны с ним беседовать как с коллегой, пускай пока младшим. Но очень важно также помочь ему расширить кругозор и поднять общий уровень культуры, что будет способствовать развитию и его математического таланта, т.к. расширится круг аналогий. Но первый миф теперь трансформировался в свою противоположность и возник новый миф, который привел к тому, что начались разговоры о поисках талантов и о создании элитарных школ, в то время как люди, сами проявившие творческую одаренность, игнорируются или отвергаются обществом. Это связано с мировой статистикой, на основе которой признается, что творчески одаренных людей очень мало.

В результате живучести второго мифа многие тысячи детей занимаются не тем, к чему лежит душа, а тем, куда их “толкают” родители, пытаясь через ребенка воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они не понимают, что у ребенка могут быть совершенно иные интересы. Часто в основе выбора лежит желание “не отставать” – у одних или “выделиться” – у других, а, став взрослыми, многие из них считают себя неудачниками. Это одна из причин проблемы “отцов и детей”. Далеко не вся деятельность развивает, а только та, от которой возникают положительные эмоции, которая выполняется не по обязанности и даже не из чувства долга, а по потребности. Именно в этом случае активизируется познавательная потребность. Выявление направленности творческих задатков является условием, которое позволяет совместить потребность, обязанность и чувство долга.

Третий миф выделяет только некоторые специальные способности, игнорируя общие, которые являются генеральным фактором одаренности и основой всех специальных способностей. Если же основа не просто игнорируется, а угнетается, то какие на ней могут вырасти специальные способности, особенно, если не выявлена их направленность, свойственная конкретной личности? Не признаются способности чуждые и непонятные "авторитетам", определяющим степень одаренности (родителям, учителям школ, преподавателям вузов, признанным авторитетам научных направлений и т.п.). Способности и одаренности очень разнообразны, и их направленность необходимо выявить для правильного выбора вида деятельности.


Четвертый миф опасен тем, что с детства может возникнуть комплекс неполноценности. Немногие из тех, кто учились “посредственно” и, "естественно" не признавались талантливыми, сумели стать выдающимися людьми, преодолев непризнание своих способностей. К ним относятся Эйнштейн, Дарвин, Лобачевский, Чехов, Булгаков. Маленький Пушкин не блистал успехами в учебе, раздражал своей неуклюжестью, и в детстве ярче смотрелся его брат Левушка, который был веселым и забавным. Дело в том, что есть способности к обучению (брать и потреблять знания), а есть творческие способности (создавать новые знания). Первые признаются родителями и учителями как талант, а вторые чаще раздражают их. Важны способности обоих видов. Нужны и эрудиты, и творцы. Для преодоления четвертого мифа необходимо выявление направленности способностей и учет их в процессе обучения (вплоть до индивидуальных учебных планов), что позволит более правильно сделать выбор профессии и повысить эффективность учебы и в будущем – труда.

Пожалуй, еще одним мифом следует признать понимание одаренности исключительно как интеллектуальной характеристики, тогда как одарен не ум человека, а его личность. Человек с развитыми способностями в отличие от людей, у которых способности так и остались в задатках, по-иному трудится и строит отношения с людьми, т.е. по мере развития одаренности меняется личность.

На фоне научно-технического прогресса нарастает глобальный кризис культуры и одной из причин этого явления стиль постановки образования. Учебные планы и программы, характер преподавания и контроля знаний традиционно нацелены на выполнение, запоминание и заучивание, а не на овладение сущностью предмета, не на самостоятельное преодоление препятствий, тогда как еще в школе, начиная с младших классов, необходимо способствовать постижению сущности в соответствии с возможностями уровня знаний. В настоящее время наука и образование подошли к такой грани, когда необходимо принципиально менять образование в направлении его фундаментализации и гуманизации, особенно техническое. Необходимо готовить инженеров-творцов, а не только исполнителей. Конечно, можно возразить, что некоторые из инженеров и так становятся творцами и изобретателями, но их могло бы быть больше, так же как и отдача от уже состоявшихся изобретателей могла бы быть большей. Путь изобретателей к творчеству длинный и нелегкий. Еще сложней обстоит дело с признанием изобретателей и внедрением разработок. То и другое имеют глубокую психологическую основу, на которой возникают стереотипы [5] и труднопреодолимые последствия, опирающиеся на эти стереотипы. Среди причин, мешающих развитию творческой деятельности, обычно указывают на идеологические и организационные (бюрократические), но и они вызваны стереотипами и психологической неподготовленностью людей, а точнее, их психологической безграмотностью.


Указанные последствия разноплановы и приводят к дисгармонии личности, а также дисбалансу между человеком и социумом, человеком и окружающей средой. Они оказывают серьезное влияние на состояние здоровья людей и на экологическую обстановку, приводят к деформациям технологий и экономики (организации, региона, страны), влияют на социум и даже на политику.

Конкретных причин упомянутых дисбалансов много, но глубокое рассмотрение позволяет обобщить их и представить в виде тетраэдра, в основании которого лежит триада: 1) дифференциация научных знаний, 2) недостаточное соответствие изучаемых моделей реальным объектам и явлениям, 3) применение "закрытых" методов в науке и образовании. Вершина тетраэдра - преобладание в интеллектуальной деятельности рациональной составляющей, подавляющей интуитивную и эмоциональную составляющие. Эти комплекс причин вызван отношением к творчеству в обществе, что является одновременно и причиной, и следствием нарушения как внутренней гармонии большинства людей, так и в обществе, и в (СЧТС). Все это тесно связано с целеполаганием, мотивацией, эмоциональностью и опирается на интеллект [5]. Можно искать причины и “виноватых” где угодно, но важней начать преодолевать личностные недостатки, снижать дисгармонию в обществе, уменьшить “давление” на природу, а начинать следует каждому с себя.

Среди многочисленных индивидуальных особенностей значимое место занимают способности и талант человека. Традиционно психологами принято применять “объективные” методики, обследование по которым и их интерпретация проводится специалистами. Эти методики рассчитаны на “усредненного” по интересам человека, и хотя достоверность результатов имеет место, но она явно недостаточна. Скорее, эти тесты на эрудицию и сообразительность. В нашей стране не нашли пока серьезного применения тесты на креативность (способность к творчеству), но и там, где они создавались и применялись, не чувствуется результативности от их применения. Там также не хватает творческих людей.


Самоанализ по выявлению направленности задатков и способностей опирается на воспоминания жизни реципиента, включая поведение ("L" – данные "Life record data"), а также на данные психологического портрета, полученного на основе опросников и тестов ("Q" и "T" - "questioner data", "objective test data") [6, 10].

Методика исключает возможность возникновения комплекса неполноценности, что иногда имеет место при работе с тестами, особенно на интеллект (IQ) [1, 2], которые часто применяются при исследовании креативности, но при этом выявляется гибкость ума, наблюдательность, но не способность к творческой деятельности. Получившие низкие результаты при тестировании или не победившие в конкурсе могут потерять веру в себя, а в случае успеха желание сохранить и усилить свои позиции может привести к использованию проверенных традиционных решений, методов и приемов, подрывая тем самым дальнейшее развитие творческих способностей. Предлагаемая методика в отличие от упомянутых способов выявления креативности не дает негативных последствий, являясь щадящей.

Многоплановость такой сложной системы, как человек, требует многопланового рассмотрения направленности задатков, выявление которых представляет важный шаг в познании себя и других людей. Для облегчения выполнения методика разделена на этапы. Факторы и условия, рассматриваемые на отдельных этапах, служат не для разделения личности человека, а различения свойств различных людей и выявления индивидуальности. Приведенные в методике системы служат не для “жесткого” следования им, а для исключения возможности упустить важные факторы, условия, свойства личности и, соответственно, более достоверно выявить направленность задатков и способностей.

Чтобы повысить эффективность деятельности, в том числе и создания новых разработок, необходимо преодолевать психологические барьеры и разрушить стереотипы. Методы создания научных знаний и изобретений в результате многовекового развития достигли достаточно высокого уровня; сформирована теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [3, 7, 8]. Знание этих методов облегчает процесс преодоления стереотипов и повышает эффективность творческой деятельности. Если же знание методов совместить с целостным подходом, когда охватываются различные области знаний и сферы жизни, связанные с новой разработкой, то эффективность деятельности и уровень результата существенно возрастают, особенно, если изучаемая проблема интересна творцу [4].


Целостный подход способствует формированию системы знаний и ценностей человека, "кристаллизующими" центрами которой являются задатки и способности. Развитие указанной системы знаний происходит под влиянием многих факторов, но дифференциация знаний, исключающая целостность и многоплановость при рассмотрении любых проблем и приводящая к отождествлению личности с областью своей деятельности, а также невыявленность направленности одаренности приводят к “частичности” и неполноценности личностной системы знаний и ценностей, деформации личности, ее дисбалансу с вытекающими последствиями, в том числе и в плане здоровья.

Нарушение принципа целостности приводит в технологиях материального производства к экологическим нарушениям и катастрофам, в организационной сфере к провалам в экономике и политике. Подрываются нравственные основы, в результате чего проявляются и нарастают конфронтация и агрессивность, что вместе с потерей духовности приводит к развалу на всех уровнях общества, в экономике, а также к терроризму и войнам, в том числе на почве национализма или догматизма религий и “идеологических” вероучений. В гуманитарной сфере снижается эффективность образования, уровень культуры и здоровье людей и всего общества.

Если проследить причинно-следственные цепочки, то можно обнаружить, что в основе дисгармоничности большинства (а может быть, и всех) результатов лежат узость (частичность или фрагментарность) знаний, недостаточность их фундаментальности, синергетичности и целостности при решении любых задач, особенно, когда в этих знаниях оказывается “потерян” человек. Это метко названо дегуманизацией, которая распространена достаточно широко, хотя везде и во все времена и исторические эпохи говорилось, что все делается для человека.
Литература

1.  Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома: «Ай Кью», 1993. 170 с.

2.  Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Лука и И. Хорола. СПб.: «Ut», 1994. 160 с.


3. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.

4.  Волков С. А. Физические основы рабочих процессов машин для изготовления арматуры железобетонных изделий. СПбГАСУ. СПб., 2001. 125 с.

5.  Грановская Р. М., Березная И. Я., Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 272 с.

6.  Лучшие психологические тесты/ Отв. Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.

7. Петрович Н. Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению, М.: Мол. гвардия, 1986. 222 с

8.  Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. Кишенев: Картя Молдавэняскэ, 1989. 381 с.

9.  Практическая психология: Учеб. для вузов / Тутушкина М.К., Волков С.А., Годлинник О.Б. и др. М.: Изд-во ассоц. строит. вузов; СПб.: Дидактика плюс, 1997. 336с (2-е изд., 1998, 3-е изд., 2000, 4-е изд., 2001. 368 с.).

10.  Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. 80 с.