birmaga.ru
добавить свой файл

1
Проблемы воспитания застенчивых детей


 

            Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, немотивированном чувстве стыда. Она формируется в детстве и зависит, прежде всего, от отношения родителей к своему ребенку. Чаще всего застенчивость – это результат подавления взрослым детской активности. Запреты родителей, наказания, насмешки провоцируют у ребенка страх на проявление инициативы, любознательности. Дети начинают бояться своих родителей, затем воспитателей и учителей. Неудивительно, что это очень тихие дети, которые не любят шумных игр, у них тихий голос, настороженный взгляд.  Они внимательно следят глазами за взрослыми, боясь сделать что-нибудь не так. Эти дети часто болеют, но для них болезнь – отдых от запретов. Во время болезни им больше позволяется, но и для подавления своей активности не нужно прикладывать много сил: организм и так ослаблен, сил нет бегать, смеяться, шуметь

          Застенчивость вызывают следующие причины.

    Застенчивость самих родителей ребенка, которым он подражает.

    Подавление активности ребенка с самого раннего возраста.

    Наличие у ребенка какого-либо физического дефекта либо внушенного окружающими мнимого недостатка (смешная фамилия, чрезмерно маленький или большой рост, вес).

    Нервозная обстановка в семье, травмирующая психику ребенка (ребенок за своим скромным поведением прячется от гнева родителей, воспитателей).

    Агрессивные или авторитарные родители, которые игнорируют индивидуальность ребенка, свои требования ставят во главе всего процесса воспитания.

    Формирование у ребенка таких целей-идеалов, которых он никогда не сможет достичь.

    Психологическая установка со стороны взрослых: «Он застенчив», «Он у  нас молчун» и т.п.

    Отсутствие необходимых навыков для полноценного общения.

Психоаналитики считают, что застенчивость – внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.


Способы преодоления застенчивости у детей

    Тщательно пересмотреть свои претензии к ребенку. Предоставить ему полную свободу  проявления своей инициативы, поощрять любую его активность.

    Чаще приглашать гостей в дом, так как на своей территории ребенок ведет себя активнее, чувствует защищенность, знает, что он хозяин.

    Больше уделять ребенку внимания, не создавать ему «зону равнодушия», чаще хвалить за достижения даже незначительные.

    Учить навыкам общения с помощью игр. С раннего возраста поощрять совместную игру со сверстниками.

    Развивать уверенность в себе: дать ребенку поручение, за выполнение которого он будет нести ответственность.

    Ни в коем случае не пытаться расшевелить ребенка насмешками, укорами. Не задавать ему вопросов типа: «Почему ты такой грустный?» Старайтесь не замечать его застенчивости.

    Необходимо обеспечить застенчивому ребенку психологическую защищенность. Он должен чувствовать, что дом, школа – те надежные и безопасные места,  где его ценят, с его мнением считаются и где его своеобразие и  индивидуальность поощряются.

    Давать возможность ребенку иногда быть «плохим», т.е. проявлять необходимую оборонительную агрессию без разрушительных последствий, поощрять активность, даже если результатом ее становится незначительное  разрушительное действие (сломал игрушку, играя в футбол, разорвал брюки и т.п.). Именно взрослый может установить рамки дозволенного разрушения (рвать можно, но старую газету, пинать можно, но лучше – мяч, стрелять можно из игрушечного пистолета, но не в людей и т.д.).

Если родители застенчивого подростка будут терпеливы и внимательны к своему ребенку, то можно с уверенностью утверждать, что застенчивость, мешающая ему в учебе и общении с окружающими, будет постепенно преодолена.

 

По материалам журнала «Воспитание школьников»