birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Тема: Урок труда в классах КРО.


Специфика и структура.

Типы уроков труда.

Практическая работа: тематическое планирование

уроков труда.

Цели: Познакомить со структурой и спецификой уроков труда, с составлением календарно-тематического плана, его структурой.

Воспитывать дисциплинированность, ответственность.

Ход занятия

1Орг. Момент.

2Работа над новым материалом.

Урок был и остаётся основной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Систематизация уроков труда возможна по разным основаниям:

1 по материалам, используемым в работе;

2 по учебным операциям;

3 по дидактическим целям и способам организации.

Различные виды деятельности на уроках труда требуют разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приёмов обучения, связи уроков технологии с др. предметами.

По-сравнению с другими уроками урок технологии имеет свою специфику.

Основная масса учебного времени отводится на лабораторную работу.

Изготовление общественно полезных вещей требует на каждом уроке постановки чётких, конкретных дидактических целей.

Если исходить из дидактических целей, то типология уроков труда будет такой же, как и любых других уроков:


  1. Урок изучения нового материала;

  2. Уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений;

  3. Уроки обобщения;

  4. Уроки контрольные;

  5. Комбинированные уроки.

Но типы уроков технологии можно определять и по другим критериям:

Одни методисты ( Рожнёв) определяют типы уроков:

  1. по содержанию (например, урок по обработке ткани, бумаги и т. д.)

  2. по способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки)

  3. по целям обучения ( политехнические знания, комбинированные уроки).

В настоящее время при определении типов уроков методисты начинают учитывать различные признаки и в основу их характеристики берут структурные единицы.


При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют уроки на простые и комбинированные.

Простые уроки- относятся уроки, включающие в себя несколько однородных элементов и посвящённые выполнению одной дидактической цели ( н-р уроки по изучению св-в бумаги, формированию умений сгибать бумагу и т. д.)

Комбинированные уроки- интегрируют в себе несколько неоднородных элементов и посвящённые решению нескольких дидактических целей ( н-р урок по изучению разметки бумаги и закреплению умений сгибать бумагу ).

Существует ещё классификация уроков труда (Конышевой ).

1Классификация уроков технологии по содержанию работы. Можно выделить 3 основных типа

а) Рационально- логические (решение логических задач). Предполагает достаточно жёсткий и однозначный анализ конструкций и установление совершенно определённой, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести всё, что по-приемуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально (аппликации-головоломки, симметричное вырезывание, переплётные работы и т. д.)

б) Эмоционально-художественные (создание художественного образа). Предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею (это художественные композиции, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных и т. д.)

в) Формирующие приёмы и навыки практической работы. Предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоёмкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приёмы (плетения, шитья и т. д.).

2 Классификация уроков труда по характеру познавательной деятельности учащихся.

а) Репродуктивные - предполагают наименьшую степень активности. Обычно организуют такие уроки на которых нужно как можно чётче освоить сложные и трудоёмкие приёмы обработки материалов, способы разметки, правила разметки .


б) творческие – предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Организация этих уроков требует от учителя, прежде всего, отчётливого понимания самого смысла творчества.
Как и любой урок, уроки труда требуют от учителя подготовки к ним.

Хорошо известно, что подготовка учителя к уроку не накануне этого урока, а задолго до него и включает в себя весь процесс совершенствования профессиональной квалификации в целом. При подготовке к урокам труда очень важна практическая подготовка учителя, т. е. владении основами обработки поделочных материалов, технологиям и др. Прежде, чем предложить учащимся ту или иную поделку, учитель должен хорошо представлять себе способы её изготовления, учитывать все технологические тонкости, особенности « поведения» материалов, приёмы использования инструментов и т. д.

Большое значение имеют те этапы подготовки, которые касаются планирования, разработки и организации всего курса трудового обучения и каждого урока в отдельности:


  1. Ознакомление с программой и учебниками;

  2. Подготовка материальной базы уроков;

  3. Перспективное планирование работы на учебный год или полугодие;

  4. Составление плана-конспекта урока.


НА 3 пункте остановимся поподробнее.

Рассмотрим программы по традиционной системе.
Практическая работа.

Составление тематического плана на первое полугодие. Тренировочные упражнения по формулировке тем к урокам.

Вопросы к зачёту

Теоретические вопросы



  1. Цели, задачи, содержание трудового обучения и воспитания в начальных классах. Оборудование учебного процесса.

  2. Бумага. Методика изучения видов и свойств бумаги. Перечислите способы обработки бумаги, виды разметки, способы резания бумаги.

Раскройте один из пунктов.

3. Плоскостной и объёмные изделия из бумаги (аппликация, плоский и объёмный картонаж). Методика их изучения в начальных классах.


4. Типы уроков труда в начальных классах. Специфика и структура уроков технологии. Методы и формы организации деятельности, учащихся на уроке.

5. Изделия из волокнистых материалов. Методика изучения видов изделий из ткани.

6. Дать понятие бросовый материал, его использование на уроках технологии в начальных классах.

7. Природный материал, используемый на уроках технологии в начальных классах. Подготовка природного материала к работе. Изделия из природного материала.

8. Техническое моделирование и конструирование. Методика обучения техническому моделированию.

9. Особенности учебно – материальной базы трудового обучения в школе. Оборудование кабинета: учебно – наглядные пособия, группы инструментов группового и индивидуального пользования, рациональная организация рабочих мест.

10 Особенности работы с технической документацией на уроках трудового обучения. Работа по технологической карте, чертежу, работа по образцу.

11 Формирование эстетического отношения к природе в системе дизайнерского образования.

12. Подготовка учителя к уроку. Предварительная и непосредственная подготовка. Изучение программы.

13. Методика ознакомления младших школьников со способами обработки бумаги и картона.

14. Методика ознакомления младших школьников с природным материалом.

15. Методика организации и проведения экскурсий на предприятие.

16. Методика организации и проведения экскурсий в природу.

17. Организация внеклассной работы по технологии. Работа в кружках, ГПД и детских оздоровительных лагерях.


Практические задания.


  1. Составить фрагмент урока по теме «Способы обработки бумаги. Оригами».

  2. Проанализируйте конспект урока по теме «Рисунок на пластилине».

  3. Опишите методику ознакомления с видами декоративных швов.
  4. Составить план конспекта урока по теме «Работа с природным материалом. Лесовичок.»


  5. Составьте план конспекта урока по теме «Обработка текстильных материалов»

  6. Перечислите основные этапы выполнения аппликации из соломки.

  7. Зарисуйте виды скрепляющих швов, изучаемые в начальных классах.

  8. Выполните развёртку геометрического тела и предложите выполнение игрушки на её основе.

  9. Проанализируйте конспект урока по теме «Металлы и сплавы. Плетение человечка из проволоки»

  10. Опишите технологию ознакомления младших школьников с техническим моделированием и конструированием.

  11. Зарисуйте схему плетения фигурки из природного материала ( мочала, соломы)

  12. Разработайте инструкционную карту для работы в технике оригами.

  13. Зарисуйте схему деления круга на 12 частей.

  14. Перечислите этапы выполнения малой чеканки.


Тема: Аппликационные работы в начальной школе.

Аппликации из симметричных форм: маски, фигурки животных, насекомых, сюжетные композиции, бумажная мозаика, рваные детали. Знакомство с аппликацией в классах КРО.

Лабораторная работа: составление композиции к сказкам, басням, стихам.

Цели: Познакомить с термином аппликация, изучить различные виды аппликации, с методикой изучения аппликации в начальных классах, с этапами выполнения аппликации. Развивать пространственное мышление, умение составлять сюжетные композиции.

Ход занятия

Теоретический материал.

Аппликация – декоративная работа, состоящая в изготовлении различных плоскостных изображений путём вырезания и укрепление на поверхности.

Эта работа содержит большие возможности для выявления и развития творческой активности младших школьников, умение самостоятельно решать вопросы соответствия композиции и оформления изображения.

Существует несколько видов аппликаций ( предметная, сюжетная, декоративная, шрифтовая или оформительская, из рваных деталей и т. д. ) Подробную информацию о видах аппликации можно прочитать в « Справочнике по трудовому обучению» автор Цирулик.


Этапы выполнения аппликации :


  1. Разметку контуров вырезаемых деталей выполняют на изнаночной стороне.

  2. Перед намазыванием клеем и укладкой каждой детали на место, аккуратно размечают её положение.

  3. Аппликацию кладут под пресс.

Методика ознакомления детей обучающихся в классах КРО имеет несколько отличительных особенностей от обычных классов.

Знакомство с данной темой происходит в первом классе, однако само понятие аппликация вводится только со второго класса. Кроме того в классах КРО дети достаточно долго работают над предметной аппликацией и большую часть времени уделяют обрывной аппликации, выполняя её в технике мозаика. Эта работа способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Знакомство с сюжетной и другими видами аппликации происходит в конце 2-ого класса. Ребята выполняют простейшие сюжетные аппликации под наблюдением учителя и под его диктовку.

Задания для проверки знаний по предыдущей теме:

Индивидуальные карточки с заданиями:

  1. Перечислите типы уроков труда по одной из методик .

  2. Дайте определение простых и комбинированных уроков.

  3. Вычеркните не нужное: к предварительной подготовке учителя к уроку относится: а) изучение программы и учебников,

б) составление тематического планирования,

в) составление плана – конспекта урока,

г) подготовка материальной базы.

4. Допишите недостающие типы:

к классификации уроков труда по содержанию работы относится:

а) эмоционально – художественные,

б) рационально – логические,

5.Репродуктивные и творческие уроки относятся к :

а) классификации уроков труда по содержанию работы,

б) классификации уроков труда по характеру познавательной

деятельности.

6. Перечислите специфические особенности уроков трудового обучения.

Лабораторная работа.

Изготовить сюжетную аппликацию к сказке, басне или стихотворению.


Тема: Плоский и объемный картонаж. Изделия, выполненные с помощью чертежно-измерительных инструментов.

Цели: Дать понятие плоского и объёмного картонажа.

Совершенствовать умения учащихся пользоваться чертежно-измерительными инструментами.

Развивать логическое мышление, глазомер, пространственные понятия.

Ход занятия

Теоретический материал

Картонаж или картонажные изделия – изделия из картона, или в основном из картона.

Плоский картонаж – относятся плоские изделия, имеющие сравнительно небольшую толщину в один два слоя картона (карточки с дидактическим материалом, игольницы и т. д.)

Объёмный картонаж – относятся объёмные изделия, такие как различные коробки, модели геометрических тел, детали технических моделей, и макетов и т. д.

Картонажные изделия, как правило, оклеивают цветной бумагой. Окрашивание картонажных изделий применяют сравнительно редко.

При картонажных работах, кроме ножниц, часто применяют нож и шило, учащиеся знакомятся с правилами безопасной работы с этими инструментами.

Сегодня мы будем выполнять объёмные картонажные изделия на основе конуса или цилиндра. Но сначала, используя программы, выпишите, в каком классе дети впервые знакомятся с чертежно-измерительными инструментами и какими.

Лабораторная работа

Используя книгу « Самоделки из бумаги» выполнить объёмные картонажные изделия на основе конуса или цилиндра.

Тема: Составление примерного конспекта урока по

работе с бумагой и картоном.
Практическая работа: запись конспекта урока.

Цели: Познакомить студентов со структурой написания конспекта урока по трудовому обучению. Учить составлять конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой и картоном».


Ход занятия.

Теоретический материал по теме.


Написание конспекта, это очень ответственная работа, от того, насколько грамотно будет продуман и организован урок, зависит реализация поставленных задач.


  1. Написание конспекта начинается с определения и формулировки темы урока.

Тему мы берём из календарно- тематического плана.

  1. Обозначаем задачи урока.

( Какие задачи мы ставим перед детьми на уроке?)

Образовательные, воспитательные, воспитательные.

Н. М. Конышева предлагает не делить задачи, а выделить несколько наиболее значимых, важных для этого урока задач, не разделяя их на виды.

При этом желательно избегать формулировок, которые предполагают слишком общие задачи ( эстетическое развитие детей, формирование творческих способностей, воспитание трудолюбия и аккуратности и т. п.)

Вместо этих формулировок следует определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач.

Для того, чтобы изначально правильно определить, что является самым существенным на уроке, следует ещё раз внимательно ознакомиться с тем, что предлагается в учебнике.

Материал

для среза знаний по предмету

«Методика преподавания технологии с практикумом в учебных мастерских»

для третьих курсов школьного отделения.
Цель среза: проверить знания усвоения теоретического материала и умения

Выполнения практических заданий по предмету.
1 вариант



  1. Отметьте, что происходит при увлажнении бумаги.

а) увеличивается прочность; г) увеличиваются размеры листа;

б) уменьшается пластичность; д) уменьшается прочность;

в) увеличивается пластичность; е)свойства бумаги не изменяются.



  1. Продолжить фразу: «Разметка– это…»

а) Изображение на куске материала контуров деталей, которые нужно будет затем отделить, превратив в заготовку.


б) Плоская заготовка, из которой получают деталь или изделие.

в) Часть изделия, изготовленная из целого куска материала.


  1. Зарисуй схему соединения деталей в три прокола.

  2. В чём заключается предварительная подготовка учителя к уроку:

а) разработать план-конспект урока; ё) подготовить рабочее место;

б) разработать и изготовить наглядность; ж) изготовить образец;

в) выдать инструменты для работы; з) оформить доску.

г) подобрать методическую литературу;

д) подобрать несколько вариантов работы;

е) изучить программу по трудовому обучению

5. Выполните анализ образца.

6. К натуральным волокнам относятся:

а) капрон, лавсан, нитрон, нейлон;

б) вискозные, ацетатные;

в) шёлк, выделяемый железами гусениц;

г) минерал азбест;

д) волокна из шерсти животных;

е) конопля, джут, кенаф, кендырь.

7. К декоративным швам относятся:

а) стебельчатый; е) бархатный;

б) строчка; ж) тамбурный;

в) через край; з) мережка.

г) вперёд иголку;

д) подрубка;

8. Выполнить один вид скрепляющего шва.



следующая страница >>