birmaga.ru
добавить свой файл

1
Приложение


Правила

по выявлению, пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию


  1. Общие положения


1. Правила по выявлению, пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию (далее - Правила), предназначены для выявления, пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, государственных органов и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, и направлены на обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Кыргызской Республике.

Нормы, установленные настоящими Правилами, распространяются на отношения с участием любых хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государственных органов и органов местного самоуправления (далее - субъекты), действия которых ограничивают и устраняют свободную конкуренцию на рынках Кыргызской Республики.
2. Формы антиконкурентных соглашений

(согласованных действий), ограничивающих конкуренцию
2. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) между субъектами, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», считаются горизонтальными и предполагают вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, направленные на ограничение конкуренции.

Данный вид соглашений направлен на получение дополнительного дохода за счет потребителя и на ограничение количества действующих конкурентов и доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Заключение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) между субъектами ведет к росту цен, снижению качества и сокращению возможности выбора.


3. В зависимости от предмета соглашения выделяются следующие формы соглашений:

1) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышение, понижение или поддержание цен на одном уровне на рынке;

3) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров, по видам предоставляемых услуг, либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

5) согласование объемов производства с целью искусственного изменения объема предложений;

6) необоснованный отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

7) установление ценовой дискриминации;

8) искусственное повышение (понижение) цен на товары, приводящее к ограничению конкуренции;

9) необоснованное сокращение или прекращение поставки товаров по необъективным причинам;

10) установление типовых условий договоров, которые ставят потребителей в невыгодное положение либо ограничивают свободу выбора товаров и хозяйствующих субъектов, производящих эти товары, или предусматривают положения, не относящиеся к предмету договора;

11) представление отдельным хозяйствующим субъектам возможности приобретения значительной доли товара в условиях ограниченного предложения.

Приведенный выше перечень относится к сторонам соглашения, являющимся как продавцами, так покупателями на рынке.

Основанием для рассмотрения дел по нарушению антимонопольного законодательства могут служить заявления физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Государственный антимонопольный орган и его территориальные органы (далее – антимонопольный орган) вправе инициировать рассмотрение дел по выявлению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), в том числе по результатам проведенных анализов состояния конкурентной среды, по информации в СМИ, проверок.


Государственный контроль за предупреждением, недопущением и устранением антиконкурентных соглашений (согласованных действий) осуществляет антимонопольный орган Кыргызской Республики.

4. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия), предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции», считаются вертикальными и представляют собой полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения не конкурирующих хозяйствующих субъектов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Возможны следующие формы вертикальных соглашений:

1) навязывающие условия, невыгодные для контрагента;

2) исключительные, обуславливающие приобретение какого-либо товара только у данного продавца, но не у его конкурентов;

3) ограничивающие территорию или круг покупателей;

4) устанавливающие ценовые ограничения на перепродажу товаров, приобретенных у него покупателем;

5) запрещающие реализацию товаров, производимых конкурентами.

5. В исключительных случаях антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 10 настоящих Правил, могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если субъект докажет, что положительный эффект превышает негативные последствия от соглашений (согласованных действий), а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

6. Действия квалифицируются как согласованные, если хозяйствующие субъекты:

1) не берут на себя обязательство придерживаться какой-либо конкурентной политики, но, тем не менее, сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других сторон, тем самым, исключая риск, типичный для конкуренции;


2) оказывают экономическое давление посредством угрозы нанесения ущерба или обещания представления преимуществ с целью вынудить другие хозяйствующие субъекты придерживаться определенной политики;

3) оказывают давление на других хозяйствующих субъектов с тем, чтобы вынудить их:

- присоединиться к соглашению;

- пойти на слияние;

- придерживаться однообразного поведения на рынке в целях сдерживания конкуренции.

Частью 2 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции» запрещаются и признаются антимонопольным органом недействительными соглашения государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь существенное ограничение конкуренции.
3. Этапы проведения анализа по выявлению

антиконкурентных соглашений (согласованных действий)
7. Проведение анализа по выявлению признаков ограничения конкуренции в соглашениях (согласованных действиях) осуществляется поэтапно.

8. На первом этапе: определяется соответствующий товарный рынок и особенность товара; определяется географическая граница товарного рынка; устанавливается круг субъектов рынка, участвующих в соглашении (согласованных действиях); определяются доли рынка, приходящиеся субъектам рынка - участников соглашений (согласованных действий) и их суммарная рыночная доля.

9. Анализ товарного рынка проводится в соответствии с Правилами по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

10. При проведении анализа особенностей товара устанавливаются:

- виды потребления рассматриваемого товара. Дифференциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

- насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам - другие виды конкуренции, кроме ценовой, затруднены, а с другой - облегчена возможность согласования цен и прочих условий соглашения;


- наличие взаимозаменяемых товаров. В случаях, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

- насколько схожи условия производства товаров у различных производителей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производства товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения;

- насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, что приводит к существенным потерям для поставщиков и стимулирует их на заключение соглашений по поддержанию цен:

- какова система налогообложения для производителей и посредников рассматриваемого товара (разница в величине налогов может способствовать появлению соглашений вертикального типа);

- анализ необоснованности завышения или занижения цены в зависимости от товара и рынка может проводиться путем:

сравнения изменения фактических цен на соответствующий товар с расчетными (конкурентными) ценами;

сравнения стоимостных показателей производства и реализации товара со средними по агрегированной товарной группе (по промышленности, отрасли);

сравнения движения стоимостных показателей на товары с близкими свойствами;

сравнения цен на различных рынках.

Период наблюдения при выявлении предполагаемых соглашений антимонопольному органу необходимо устанавливать в зависимости от конкретного товара, рынка и ситуации.

11. При определении круга субъектов рынка, участвующих в соглашении (согласованных действиях), и их долей на рынке следует изучить:

- наличие ассоциации или иных объединений в данной отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией;

- степень концентрации производства товара. Если в результате анализа выяснится, что, несмотря на концентрацию у участников соглашения значительной доли рынка, они не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, проведение данного анализа прекращается;


- взаимоотношения между сторонами, которые возможно являются фактором соглашения:

части одной компании, представляющей собой юридическое лицо, такие как основная и дочерняя компания, или две дочерние компании;

независимого владения, но контролируемого лицом, имеющим большую долевую часть;

- наличие совместных предприятий и их поведения может иметь антиконкурентные воздействия путем:

ликвидации или уменьшения конкуренции между партнерами в областях деятельности совместного предприятия;

ограничения конкуренции со стороны партнера совместного предприятия, т.е. когда партнер действует самостоятельно в интересах совместного предприятия;

антиконкурентного закрытия рынка, возникающего, когда вертикальные отношения между совместным предприятием и партнерами лишают потенциальных конкурентов равного доступа к необходимому сырью и полуфабрикатам.

12. На втором этапе устанавливается, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе согласованными действиями ограничивать конкуренцию и (или) ущемлять интересы потребителей путем:

- отказа от заключения договора, который может являться способом принуждения к сговору;

- заключения договоров, направленных на ограничение конкуренции;

- ценовой дискриминации со стороны одного или нескольких субъектов по отношению к субъектам рынка, не участвующим в сговоре;

- определения ассортимента для продажи или других условий поставки.

13. Для оценки конкурентного воздействия вертикальных ограничений:

- рассматривается динамика изменения рынка (количество хозяйствующих субъектов на данном рынке);

- обращается внимание на услуги, для которых вертикальные ограничения могут быть фактором, повышающим эффективность. Например, если производитель устанавливает для розничных торговцев эксклюзивные территории, надо рассмотреть услуги розничных торговцев, которые могут предоставить другим розничным торговцам возможность получить доход от деятельности другого розничного торговца, не неся расходов. Если производитель вводит эксклюзивное дистрибьютерство, надо рассмотреть услуги, оказываемые этим производителем, которые могут дать возможность другим производителям пользоваться его услугами, не неся расходов. Если такие услуги не обнаружены, то вертикальные ограничения антиконкурентны;


- рассматривается продолжительность действия контракта, если он долгосрочный, имеется большая вероятность, что он ограничит конкуренцию.

14. Критериями ограничения или препятствия для развития конкуренции служат действия:

- ограничивающие независимость принятия экономических решений субъектами рынка, участвующими в соглашении (согласованных действиях);

- оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения товаров на соответствующем рынке.

Если обнаружен хотя бы один из этих случаев, следует рассматривать соглашение (согласованные действия) как ограничивающее конкуренцию.



  1. Доказательство антиконкурентных соглашений (согласованных действий)


15. При доказательстве выявленных антиконкурентных соглашений необходимо документальное их подтверждение. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных документов, прейскурантов, платежных поручений, документов, принятых на съездах, конгрессах и других собраниях представителей субъектов рынка, и иных документов, подтверждающих факт соглашения.

Доказательства могут быть в виде обмена информацией между представителями субъектов рынка посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят субъекты рынка.

При отсутствии документального подтверждения об их совершении антимонопольный орган вправе строить доказательства на основе результатов экономических анализов, в том числе:

  1. одновременное или в течение 3 дней повышение (понижение) цен;

  2. установление одинаковых цен при различных размерах затрат на приобретение и реализацию товара;
  3. дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;


  4. согласование изменения цен и объемов поставки товара;

  5. договоренность об искусственном повышении или понижении цен;

  6. одновременная дифференциация цен или установление скидок с цены;

  7. при дефиците товаров на рынке и высоких ценах на них наличие больших товарных запасов на складах у двух и более субъектов рынка;

  8. отсутствие у субъектов рынка счетов-фактур, калькуляций, расчетов, экономических обоснований, объясняющих повышение (понижение) цен, поддержание единых цен.

16. При доказательстве соглашений следует учитывать, что не всякое согласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглашение. Надо изучить последствия для конкуренции, возникшие в результате соглашения, к ним относятся:

- ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок при наличии неудовлетворенного спроса и достаточно высокого уровня рентабельности;

- ограничение доступа к сырью и материалам других производителей, желающих выйти на данный рынок;

- ограничение доступа к товаропроводящей сети.

17. Доказательством наличия соглашения (согласованных действий) между конкурирующими субъектами рынка являются:

- применение единообразного прейскуранта цен или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена;

- искусственное поддержание высоких цен на товары, услуги, предоставляемые различными поставщиками;

- установление ограничений (квот) на объемы производства или реализацию товаров;

- отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких он был заключен с другими покупателями или продавцами;

- реализация товаров в определенных регионах;

- прекращение снабжения определенных регионов.

18. Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть при вертикальных соглашениях, ограничивающих конкуренцию, так как различные ограничительные положения иногда включаются в договор поставки и другие договоры, заключаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление скидок и надбавок, навязывание дополнительных условий, прейскурантов).


Такие подтверждения можно получить на основании анализа финансовых документов непосредственно на предприятиях.

19. Юридическими фактами антиконкурентного поведения государственных органов и органов местного самоуправления могут быть принятые в нарушение антимонопольного законодательства акты (постановления, распоряжения, инструкции, положения и прочее), а также действия, предпринятые ими в отношении хозяйствующих субъектов и (или) граждан.
5. Порядок рассмотрения материалов

антиконкурентных соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию и принятие по ним решений
20. При наличии признаков антиконкурентных соглашений (согласованных действий) субъектов, ограничивающих конкуренцию, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа выносит решение о рассмотрении дела.

На заседание могут быть приглашены представители участников соглашений (согласованных действий), государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных заинтересованных лиц.

21. В течение пяти рабочих дней антимонопольным органом выносится решение, в котором указывается место, дата и время рассмотрения дела.

Решение направляется заказным письмом либо вручается представителям сторон под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о доведении решения, приобщаются к делу.

22. Сторонами по делу являются заявители и лица, в отношении которых рассматривается дело об антиконкуренных соглашениях (согласованных действиях) хозяйствующих субъектов.

23. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства путем антиконкурентных соглашений (согласованных действий) рассматриваются антимонопольным органом в течение 30 рабочих дней с момента принятия решения.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, антимонопольный орган вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для подготовки и дачи своих заключений могут знакомиться с материалами дела.


24. На заседании по рассмотрению материалов заслушиваются объяснения лица, в отношении которого рассматривается дело, показания других лиц, участвующих в рассмотрении дела, пояснения специалистов и экспертов.

25. При рассмотрении дела специалистом антимонопольного органа ведется протокол, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) антимонопольного органа.

В протоколе рассмотрения дела указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) должность, фамилия, имя, отчество руководителя;

3) какое дело рассматривается;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела;

5) ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, представленные при рассмотрении дела.

26. Рассмотрение дела может быть отложено на срок, не превышающий месяца:

1) в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине (по причине болезни, командировки), подтвержденной соответствующими документами;

2) в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства;

3) в связи с необходимостью привлечения к сотрудничеству в деле экспертов или других лиц, участие которых обязательно.

27. Решение по антиконкурентным соглашениям (согласованным действиям) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, принимается в присутствии лиц (официальных представителей), нарушивших антимонопольное законодательство.

В отсутствии этих лиц дело может быть рассмотрено лишь в тех случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении, о месте и времени рассмотрения дела, и, если от него не поступило ходатайство об отложении дела.

28. По результатам рассмотрения дела по антиконкурентным соглашениям (согласованным действиям) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, выносится решение по делу в виде постановления (предписания):


1) о прекращении соглашений (согласованных действий), нарушающих статью 7 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»;

2) о восстановлении первоначального положения, то есть о восстановлении уровня цен и тарифов, действовавших до вступления в силу антиконкурентного соглашения, с учетом уровня инфляции;

3) о восстановлении производства или поставки;

4) о расторжении или изменении договоров, противоречащих Закону Кыргызской Республики «О конкуренции»;

5) об устранении других антиконкурентных действий;

6) о наложении взыскания, в том числе о возмещении суммы незаконно полученного дохода;

7) о передаче дел в судебные, правоохранительные органы;

8) о прекращении дела в случае отсутствия подтверждения наличия антиконкурентных соглашений (согласованных действий).

Участник соглашения, добровольно заявивший в государственный антимонопольный орган (территориальный орган) о заключении им антиконкурентного соглашения (согласованных действий) и выполнивший условия, определенные антимонопольным органом, освобождается полностью или частично от ответственности. Критерием полного или частичного освобождения от ответственности является расторжение соглашения (согласованных действий).

29. Копия решения в течение трех рабочих дней вручается или высылается лицам, в отношении которых оно вынесено, а также заявителю, по его просьбе.

Копия решения вручается под роспись. В случае если копия высылается, об этом делается соответствующая запись в деле и прилагается квитанция об отправлении.

Лица, в отношении которых было вынесено решение, обязаны в установленный срок, указанный в решении, сообщить в антимонопольный орган, о принятых мерах.

30. В случае несогласия с решением, принятым в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в области недобросовестной конкуренции, стороны вправе обратиться в суд.