birmaga.ru
добавить свой файл

1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

   Социально - психологическая служба в МОБУ ДОД ЮЦ «Ровесник» предназначена для организации активного сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей между собой, а также внешних социальных структур с ними для оказания адресной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи воспитанникам Центра. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, педагогам. 

   В ходе социально - психологической работы с педагогами, воспитанниками и их родителями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа, дополнительные занятия (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

  В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - педагог.

   Данная программа предусматривает социально-психологическое сопровождение воспитанников Центра, выявление воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной помощи при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

   Объектом работы педагога-психолога является каждый воспитанник Центра, и особое место занимает социально дезадаптированный подросток.

Социально-психологическая служба создается на основе нормативных актов:

- приказа директора Центра;

- устава Центра.

Социально-психологическая служба является структурным подразделением Центра, выполняющим диагностические, воспитательные, коррекционные, профилактические, консультационные мероприятия относительно воспитанников Центра.

Социально-психологическая служба в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией РФ;

- Международной Конвенцией о правах ребенка;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Семейным кодексом РФ;


- Уставом Центра;

- локальными актами Центра.

   

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
   Цель:
Социально-психологическое сопровождение воспитанников Центра. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, патриотического).
  Задачи
:
1.
Обеспечение защиты прав и интересов воспитанников Центра.

2. Своевременное выявление воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной помощи.

3. Организация профилактической работы с воспитанником и его семьей на ранней стадии семейного неблагополучия.

4. Отвлечение подростков от улицы, обучение способам организации своего свободного времени.
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках Центра, социально-психологическая служба может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая ниже таблица отражает примерный перечень как основных направлений деятельности, так и их содержание.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Направление деятельности

Содержание

1.

Социально-психологическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

- Проведение социальной паспортизации Центра;

- изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях курсантов и воспитанников;

- постановка социального диагноза;

- изучение и анализ морально-психологического фона Центра с целью выявления его воздействия на личность курсанта, воспитанника и разработка мер по его оптимизации;


- распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.


2.

Социально-психологическая защита прав ребенка

- Выявление и поддержка курсантов и воспитанников, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

- защита прав и интересов курсантов и воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);

- защита и индивидуальная работа с курсантами и воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.

3.

Обеспечение социально-психологической поддержки семье в формировании личности ребенка

- Раннее выявление неблагополучных семей;

- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т.д.;

- пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

- духовно-ценностное просвещение;

- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

- индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье;

- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.



4.

Социально-психологическое консультирование

- Организация и проведение индивидуальных консультаций для курсантов и воспитанников, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

- консультирование и специализированная помощь курсантам и воспитанникам в профессиональном определении;

- консультирование родителей, педагогов, администрации, по разрешению социально-психологических проблем и др.

5.

Социально-психологическая профилактика, коррекция и реабилитация

- Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющего поведения курсантов и воспитанников;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета (профилактический учет в Центре, инспекция по делам несовершеннолетних /ПДН/, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав /КДН и ЗП/;

- организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

- способствование пропаганде здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой грамотности курсантов и воспитанников, их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).

6.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

- Сосредоточение внимания администрации Центра на проблемах и потребностях курсантов и воспитанников, родителей, педагогов при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

- развитие взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, курсантами, воспитанниками и их родителями.


7.

Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

- Забота о больных, инвалидах и бедных;

- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

- работа в службах социальной защиты;

- благоустройство города, поселка, двора;

- охрана природы и памятников культуры;

- проведение игр и творческих занятий с детьми;

- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8.

Организационно-методическая деятельность

-Анализ и обобщение опыта социально-психологической деятельности;

- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-психологическим проблемам;

- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, психологии, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-психологических исследований.

4. СТРУКТУРА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
   Управление и координацию деятельности Службы осуществляет директор Центра.

Состав Службы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, методист, педагог-организатор. Ответственный за социально - психологическую Службу ЮЦ «Ровесник» - педагог-психолог Центра. Специалист работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то с небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности.

Основное назначение Службы - это психологическая и социальная защита воспитанника, оказание ему адресной помощи, умение организовать его реабилитацию и адаптацию в обществе.


Педагог-психолог планирует, организовывает работу Совета по профилактике правонарушений и проводит его не реже 1 раза в квартал.

Педагог-психолог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, входить в состав КДН и ЗП, присутствовать на допросах несовершеннолетнего в МОМВД, где решается судьба воспитанника. Педагог-психолог курирует волонтерскую деятельность подростков в Центре, летнюю трудовую занятость подростков, организацию досуга воспитанников в каникулярное время.

Педагог-психолог принимает участие в территориальном методическом объединении социальных педагогов и психологов, а также общественных инспекторов по охране прав детей не реже 1 раза в квартал.

5.  ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Изучение воспитанника Центра, его взаимоотношений в семье, в школе, с группой сверстников.

2. Оказание помощи ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать его в трудное время.

3. Координация и объединение работы различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

4. Охрана и защита личности воспитанника, его прав, интересов.

5. Организация социально - педагогических и правовых консультаций для воспитанников, педагогов, родителей.

6. Разрешение конфликтных ситуаций между воспитанниками, педагогами, родителями.


6. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.

2. Своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях.

3. Индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение.

4. Комплексность - изучение личности, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса.


5. Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность.

6. Оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе Центра у конкретного ребенка.

7. Принцип здравого смысла.

8. Конфиденциальность.

9. Доброжелательность.

10. Принцип «Не навреди!».

11. Повышение активной жизненной позиции.

12. Ответственность за конечный результат труда.


7. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
- изучение документации

- беседа

- наблюдение

- анкетирование

- анализ

- консультирование

- индивидуальная работа

- групповая работа

- диагностика

8. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Сохранить контингент воспитанников Центра.

2. Заинтересовать воспитанников образовательным процессом в Центре.

3. Повысить социально-педагогическую устойчивость воспитанников Центра в сфере межличностного, школьного и семейного общения.

4. Развить способности адаптивного и положительного поведения подростков, которые позволяют адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

5. Содействовать в улучшении успеваемости воспитанников Центра.

6. Оказывать помощь в поступлении воспитанников в военные учебные заведения (характеристики, ходатайства на имя ректора с подписью Главы администрации, справки-нормативы по физической подготовке).

7. Формировать у подростков нравственные качества, чувства эмпатии, толерантности, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций.


2. Психолог и социальный  педагог несут установленную законом ответственность  за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке.

10. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В своей профессиональной деятельности психолог и социальный  педагог обязаны:
1. Руководствоваться нормативными документами.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии.  Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов курсантов и воспитанников, задач его полноценного психического развития.

6. Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.

7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу Центра в решении основных  проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к каждому ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.


8. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.

9. Работать в тесном  контакте с администрацией и педагогическим коллективом Центра.

10. Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период – как по административной, так и по профессиональной линии.

11. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.; 

12. Посещать занятия, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью курсантов и воспитанников; 

13. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией

14. Проводить в Центре групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); 

15. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях; 

16. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.; 

17. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией; 

18. Обращаться в случае необходимости через администрацию Центра с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи воспитаннику; 

19. Обращаться с запросами в медицинские и другие учреждения

20. Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы; 

21. Ставить перед администрацией Центра, органами управления образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса; 


22. Участвовать в научно-исследовательских работах

23. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
Психолог и социальный педагог имеет право:

1. Самостоятельно  формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.

2. Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для обучения в Центре.

 
Словарь ключевых понятий:

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

Прогнозирование – составление прогноза развития, становления, распространения чего – либо на основании изучения тщательно отобранных данных.

Программа – содержание и план деятельности, ориентированный на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижений, форм организации предстоящей деятельности в исторически сложившейся и социально конкретной ситуации.

Результат – следствие какого – либо действия; то, чего достигает человек в ходе деятельности.

Условия – основа, предпосылка для чего – либо.

Эффективность – действенность; показатель приведения чего – либо к нужному результату; наибольший эффект.

Цель – осознанный, спроектированный идеальный результат деятельности.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону, и продолжает направленно идти к полному краху.

Дети, подростки «группы риска» - дети, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.


Коррекция – воздействие с целью исправления недостатков.

Я – концепция – относительно – устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.

Классификация неблагополучных семей

по количеству родителей:

полная,

неполная,

опекунская,

приемная

семья усыновителей

по количеству детей:

малодетная, многодетная, бездетная

по материальному благополучию:

малообеспеченная

среднеобеспеченная

хорошо обеспеченная

по проблемам родителей:

семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально-дезадаптивная.

3 группы неблагополучных семей:

1) превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2) семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

3) семьи, живущие за чертой бедности, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.