birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»
Историко-лингвистический факультет

(факультет)
Утверждена

на заседании Совета историко-лингвистического факультета

«___»___________ 2012 г., протокол № __________
Декан факультета А.И.Макурин / ____________
Рассмотрена

на заседании кафедры _________________________

«___»___________ 2012 г., протокол № __________
Заведующий кафедрой Бурова Е.Г. /_______


Учебная программа дисциплины

Практическая грамматика

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Иностранный язык

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Английской филологии

Семестр(ы)……………………………………………

2 -3 семестры











Автор(ы)-разработчик(и) программы: Биянова М.В., Максимова М.В. / _______________

Рецензент: _____________________________________ / ____________________________

Глазов 2012

1. Пояснительная записка

1.1. Целями освоения дисциплины, соотнесёнными с общими целями ООП ВПО по направлению подготовки бакалавров 050100 «Педагогическое образование» являются обеспечение подготовки будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования в соответствие с требованиями нового образовательного стандарта, овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для использования знания иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении.

Изучение практической грамматики призвано также обеспечить решение следующих задач:


  • повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений;

  • развитие информационной культуры;

  • расширение кругозора и повышение общей культуры студентов;

  • формирование у студентов навыков построения грамматически правильного, экономичного и адекватного ситуации общения устного и письменного высказывания на английском языке;

  • формирование умения объяснять особенности грамматических явлений английского языка в сравнении с русским;

  • формирование у студентов навыков проведения работы над ошибками в текстах из оригинальных источников;

  • формирование умения четко формулировать правило, приводить наглядные примеры, аргументировано исправлять ошибки;

  • выработка навыков работы с научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языках.
  • научить применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;


  • ознакомить студентов с отечественным и зарубежным опытом организации культурно-просветительской деятельности;

  • научить использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • научить толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Программа призвана обеспечить единство образовательного пространства на территории Российской Федерации в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата).

Изучение практической грамматики строится на междисциплинарной интегративной основе. Принцип интегративности предполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин, одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных информационных, академических и социальных умений. Вместе с тем, знания, умения и навыки, приобретенные при изучении практической грамматики, используются в дисциплинах гуманитарного цикла.

Обучение практической грамматике направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Практическая грамматика» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б3);

индекс по учебному плану 3.2.11

объем дисциплины – 216 часов, зачетных единиц – 6 часов, из которых 108 часов - аудиторной нагрузки, 108 часов (72+36 экз.) – самостоятельной работы студентов.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

Вид учебной работы по семестрам


Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

6

216

Семестр 2

Трудоемкость

3

92

Аудиторные занятия (всего)




46

В том числе:

Лекции







Лабораторные работы

40

Практические занятия / Семинары







КСР




6

Другие виды аудиторной работы







Самостоятельная работа (всего)




46

В том числе:

Подготовка к практическому занятию



28

Подготовка к коллоквиуму




2

Подготовка к «круглым столам»




6

Работа над презентационными проектами по курсу




4

Выполнение грамматических тестов онлайн




14

Вид промежуточной аттестации - зачет







Семестр 3

Трудоемкость

2

124

Аудиторные занятия (всего)




44

В том числе:

Лекции







Лабораторные работы




40

Практические занятия / Семинары







КСР




4

Другие виды аудиторной работы








Самостоятельная работа (всего)




44

В том числе:

Подготовка к практическому занятию




18

Подготовка к коллоквиуму




2

Подготовка к «круглым столам»




6

Выполнение грамматических тестов онлайн




14

Работа над презентационными проектами по курсу




4

Подготовка к экзамену







Вид промежуточной аттестации - экзамен

1

36

1 зачетная единица = 36 часов.

1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

















Семестр

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5, 6

Практика устной и письменной речи

3.2.9.

1.1-1.7

2.8-2.12

3.13

4.1.-4.3.

5, 6

2 - 3

Иностранный язык

1.1.3.

1.1-1.7

2.8-2.12

3.13

4.1.-4.3.

5, 6

2 –3

Стилистика английского языка

3.2.5.










4.1.-4.3.

5.1.-5.3

2-3

История германских языков

3.3.2.








4.1.-4.3.

5, 6

2-3

Теоретическая грамматика английского языка

3.2.4.










4.1.-4.3.

5, 6

2-3



1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс компетенции по ФГОСТ

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения ⃰


Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

(У-1, У-2, У-3)

Владеет

(В-1, В-2, В-3)

ОК 6

научить логически правильно строить устную и письменную речь на иностранном языке





грамматический строй изучаемого языка

профессиональную терминологию на иностранном языке

может сформулировать правило, привести наглядные примеры

грамматические формы и конструкции изучаемого языка

имеет понятие о социокультурных особенностях грамматической системы изучаемого языка

пользоваться в устной и письменной речи грамматическим формами и конструкциями изучаемого языка


подобрать правильный эквивалент анлийскому/русскому термину

может найти грамматические ошибки в тексте и аргументировано их исправить

выражать свои мысли письменно и устно, используя грамматические формы и конструкции изучаемого языка

может обьяснить социокультурные особенности грамматической системы изучаемого языка


произносительными навыками аудирования, чтения и говорения на изучаемом языке и умеет их реализовывать в различных ситуациях
навыками работы с научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языке

может объяснить особенности грамматических явлений английского языка в сравнении с русским
грамматическим формами и конструкциями изучаемого языка

для адекватной коммуникации в различных ситуациях общения
может обьяснить социокультурные особенности грамматической системы изучаемого языка

в сравнении с родным языком

ОК 10

сформировать навыки владения иностранным языком на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;


СК 1

владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке


СК 2

способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке



СК 3

умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка




2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)


Модуль 1. Морфология

Раздел 1. Части речи

Содержание раздела: Имя существительное. Семантико-синтаксическая характеристика имени существительного: род, число, падеж. Артикль. Правила употребления неопределенного, определенного и нулевого артиклей. Местоимение: личные, притяжательные, указательные, возвратные, неопределенные местоимения. Прилагательное. Образование степеней сравнения, предложения сравнения, субстантивированные прилагательные. Наречие: Однокоренные наречия с суффиксом -ly и безсуффиксные (high - highly, etc). Числительные: количественные и порядковые. Предлог. Глагол: Общая семантико-синтаксическая характеристика глагола.

Раздел 2. Времена действительного залога

Содержание раздела: Образование и употребление времен группы Present, Past и Future. Правила согласования времен и условия их применения в прямой и косвенной речи.

Раздел 3. Времена страдательного залога

Содержание раздела: Образование и употребление страдательного залога во временах Indefinite, Perfect и Continuous (Present Continuous Passive, Past Continuous Passivе).



Модуль 2. Формы глагола

Раздел 1. Неличные формы глагола

Содержание раздела: Характерные особенности неличных форм английского глагола. Залоговые и временные особенности неличных форм глагола. Инфинитив, его формы, способы перевода на русский язык. Герундий, его формы, перевод на русский язык. Причастие (I, II), способы образования, перевод на русский язык.


Раздел 2. Модальные глаголы.

Содержание раздела: Характерные особенности английских модальных глаголов (can, may, must, have to, should, ought to, will, shall). Основные функции. Использование модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени. Эквиваленты модальных глаголов. Роль модальных глаголов в речевом этикете.

Раздел 3. Условные предложения

Содержание раздела: Сослагательное наклонение в английском языке. Условные союзы. Типы условных предложений: нулевой, первый, второй, третий, смешанный (структурные особенности, случаи употребления, способы перевода на русский язык).

Раздел 3. Повторение

Содержание раздела: обзор частей речи английского языка, видо-временных форм глагола. Повторение теоретического материала. Выполнение комплексных тестов.


3. Методические рекомендации для преподавателя (Приложение)

Программа предусматривает изучение практической грамматики английского языка в качестве систематического курса в течение двух семестров обучения.

Главная цель первого семестра обучения: сформировать у студентов прочные грамматические морфологические навыки. По основным темам (The Noun; The Article; The Pronoun; The Verb: Finite Forms; The Verb: Passive Voice Forms) предусматривается проведение лабораторных занятий. Большая часть отведенных часов используется для проведения тренировочных (языковых и речевых) упражнений.


В течение второго семестра обучения продолжается развитие языковых компетенций на более сложном уровне. В ходе изучения тем “Verbals”, “Modal Verbs” и “Conditional Sentences” происходит совершенствование произвольного и непроизвольного использования тех или иных структур в определенных условно-речевых ситуациях, что позволяет интегрировать изучения практической грамматики в процесс развития коммуникативной компетенции студентов. Кроме того, самостоятельная подготовка студентами дидактического материала готовит их к профессиональной деятельности. Работа с теоретическим материалом стимулирует развитие аналитических способностей, памяти, готовит студентов к изучению теоретических дисциплин.

Текущий контроль теоретических знаний осуществляется в виде фронтального или индивидуального опроса в устной или письменной форме. Текущий контроль практического овладения грамматическим материалом осуществляется проведением теста или контрольной работы по окончании каждой изученной темы, а также проверкой выполнения домашних письменных заданий, которые даются на каждое занятии. По окончании изучения каждой темы предусматривается проведение теста или контрольной работы. В конце второго семестра предлагается зачетная контрольная работа с охватом всех изученных тем. В конце третьего семестра студенты сдают экзамен, включающий в себя письменный тест и теоретический вопрос.

Для освоения дисциплины «Практическая грамматика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.
4. Общие методические рекомендации для студентов (Приложение)

Студент имеет право получить весь тот объем знаний, который предписан программой по данной дисциплине, но, в то же время, он обязан выполнять те требования, которые ему предъявляются в ходе изучения данной дисциплины. Для того, чтобы студент смог построить свою собственную стратегию изучения иностранного языка, ему предлагается ряд общих методических рекомендаций, а именно:


  • требования к студентам на занятиях (активная работа на занятии, поиск дополнительного материала, решение проблемных задач, которые ставятся преподавателем и предложение своих путей их решения, использование интернет-технологий в самостоятельной работе);

  • предполагаемые формы контрольных мероприятий и рекомендации по подготовке к ним (составление проектов, презентаций, подготовка заданий для контроля студентов в своей подгруппе (тексты для коррекции ошибок), выполнение различных исследовательских проектов);

  • используемая система оценивания знаний (общие положения и требования по балльно-рейтинговой системе оценивания, принятые в институте). А также, студенту следует ознакомиться с информаций об уровнях квалификационных требований по изучаемой дисциплине в модели «знает – умеет – владеет» и системе оценивания этих уровней в таблице «Дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста» (см. приложение 4).

Таблица: дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста


Дескриптор уровня подготовки специалиста

Знания (должен знать)

Умения (должен уметь)

Владения (должен владеть)

Репродуктивный

З-1

Продуктивный

З-2

Творческий

З-3

Репродуктивный

У-1

Продуктивный

У-2


Творческий

У-3

Репродуктивный

В-1

Продуктивный

В-2

Творческий

В-3

Может осуществлять самостоятельно репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации

Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е. представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях.

Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира, творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях.

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемых

ситуациях.

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в непредсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творческое использование технологий

Владеет понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с учебно-методической и научной литературой.

Владение технологиями выполнения практических научно-исследовательских и методическо-организационных заданий.

Владеет навыками самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информаци.


В соответствии с принятой системой ранжирования уровней подготовки, оценивание квалификационной компетентности студента по дисциплине осуществляется по 5-балльной системе следующим образом:


1-уровень освоения (репродуктивный) – «удовлетворительно»;

2-й уровень (продуктивный) – «хорошо»;

3-й уровень (творческий) – «отлично».
5. Лабораторные работы

соответствуют плану проведения практических занятий. (См. рабочая программа раздел 2).

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • компьютерные классы (303, 404);

  • Ссылки на информационные ресурсы:




  1. http://www.englishclub.com/grammar/ English grammar lessons for EFL/ESL students. With lessons on all parts of speech and grammar resources for English learners and teachers.

  2. http://www.ego4u.com/en/cram-up/grammar Learn English online - Free exercises and explanations, tests, vocabulary, teaching materials on English as a foreign language.

  3. english.in.ua/study.php?id=9 Онлайн тест по проверке знаний грамматики современного английского языка.

  4. http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/teachingenglish/grammar_vocabulary/grammar_challenge/ Grammar Challenge, the programme where we help language learners use tricky grammatical structures. Every programme is downloadable as an mp3 and features an expert commentary on that week's grammar. The website contains fun interactive quizzes, grammar tables and an area for you to practise your written English.
  5. www.lang.ru (материал для развития языковых навыков)


  6. www.hello-online.ru/index.php (материал для развития грамматических и лексических навыков)

  7. www.englspace.km.ru (страноведческий материал)

  8. www.lenacom.spb.ru/english (материал для развития языковых навыков)

  9. www.examenglish.com

  10. www.freemind.com

  11. www.xmind.net

  12. www.lengish.com

  13. www.testden.com

  14. www.multikulti.com



7. Рекомендуемая основная литература

1. English Grammar. Theory and Practice for Beginners: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. /Истомина Е.А./


15 экз.

2. Воронова Е.Г. Английская грамматика от теории к практике. М.: Айрис-пресс, 2007.

2 экз.

3. О.Ф. Кравченко., А.В. Ярмолюк. 516 упражнений по грамматике английского языка. Изд.- М.; Лист, 2006

2 экз.

4. Комаров А.С. Практическая грамматика английского языка.- 2005 г. - б/гр.


40 экз.

5. Голицынский Ю.Б. Практ. грамматика: сборник упражнений по английскому языку. -2008. -б/гр.


20 экз.


8. Рекомендуемая дополнительная литература

1. Гуревич В.В. Практ. грамматика англ. яз: упражнения и комментарии.- 2008.-б/гр.

4 экз.

2. Контрольные работы по практической грамматике английского языка: для студентов 2 курса факультета иностранных языков/ Глазов гос. пед. ин-т; М.В. Журавлева, Л.Г. Ушакова. - Глазов: Изд-во ГГПИ. Часть 2. -2005. - 36с.


53 экз.

3. Контрольные работы по практической грамматике английского языка: для студентов 3 курса факультета иностранных языков/ Глазов гос. пед. ин-т; Н.К. Чепкасова . - Глазов: Изд-во ГГПИ. Часть 3. -2005. - 40с.


72 экз.

4. Контрольные работы по практической грамматике английского языка: для студентов 1 курса факультета иностранных языков/ Глазов гос. пед. ин-т; Л.Г. Ушакова, Сырчина А.В.. - Глазов: Изд-во ГГПИ. Часть 1. -2005. - 64с.


50 экз.

5. И.П. Крылова. Сборник упражнений по грамматике английского языка. (Рекомендовано Министерством общего и проф. образ. Р.Ф. в ач-ве учебника для студентов институтов и факультетов иностр. языков). М.: Изд-во КД «Университет», 2005.- 432 с.


15 экз.

6. Резник Р.В. и др. Практическая грамматика англ.языка. Grammar of Modern English Usage. М.: Изд-во "Флинта", 2002.- 686 с. Рек. УМО


33 экз.

7. Murphy, R. English Grammar in Use. - Cambridge: CUP, 2007. -380c.


25 экз.

8. Саакян А.С. Упражнения по грамматике современного английского языка: Для старшеклассников, студентов языковых вузов, лиц, самостоятельно изучающих язык. - М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001. - 448 с.


1 экз.

9. Саакян А.С. Упражнения по грамматике современного английского языка: Для старшеклассников, студентов языковых вузов, лиц, самостоятельно изучающих язык/ А.С. Саакян. - 2-е изд. - М.: Айрис Пресс: Рольф, 2004. - 448 с. б/гр.

4 экз.

10.И.П. Крылова. Сборник упражнений по грамматике английского языка. (Рекомендовано Министерством общего и проф. образ. Р.Ф. в ач-ве учебника для студентов институтов и факультетов иностр. языков). М.: Книжный дом «Университет», 2003.


16 экз.

11. И.П. Крылова., Е.М. Гордон. Грамматика современного английского языка. (Рекомендовано Министерством общего и проф. образ. Р.Ф. в ач-ве учебника для студентов институтов и факультетов иностр. языков). М.: Книжный дом «Университет», 2003.


25 экз.

12. A New University English Grammar (Грамматика современного

английского языка): Учебник для студентов высшего учебного заведения / О.В. Емельянов, А.В. Зеленщиков, Е.С. Петрова и др.; под ред. А.В. Зеленщикова, Е.С. Петровой/ СПб: Филол. ф-т СПбГУ; М.: Изд-й центр «Академия», 2003.



9 экз.

13. Барабаш Т.А. Пособие по грамматике английского языка. М.: Международные отношения, 1996.- 24 с.

44 экз.

14. Английский язык для студентов факультета иностранных языков педагогических вузов. 5 курс: Учеб./ А.И. Литвиненко и др. - Н. Новгород: НГЛУ, 1996. - 352 с. - Рек. М-вом.



98 экз.

15. Вейхман Г.А. Новое в английской грамматике: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов ин. яз.- М.: Высш. шк., 1990. - 68с. Рек. Мин. общ. и проф. образования РФ.


41 экз.

16. Грамматика английского языка. Синтаксис: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Иностр. яз."/ Н.А. Кобрина и др. - М.: Просвещение, 1986. Рек. Мин. общ. и проф. образования РФ.


25 экз.

17. Условные предложения английского языка: Пособие для студентов фак. ин. языков/ Сост. Н.К. Чепкасова. - Глазов: ГГПИ, 2000. - 32 с. - б\гр.

40 экз.

18. Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами.: М.: Юнвест: Лист, 1998.- 715 с. - б/гр.


14 экз.

19. Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка./ Пер. с англ. А.С. Игнатьева.- М.: АО "Буклет", 1994. б/гр.

69 экз.

20. Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола: Учеб. пособие для студ. неяз. вузов. -М.: Высш. шк., 1995. Рек. Мин. общ. и проф. образования РФ.


18 экз.


Авторы: Максимова Марина Владимировна, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания, Биянова Мария Вадимовна, преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания.

Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы (ПООП) ВПО и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Рецензент д.ф.н., профессор Орехова Н.Н.

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

от ___________ года, протокол № ________.