birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 27 28
Департамент образования города Москвы


Северное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»
Образовательная программа

Содержание

Пояснительная записка

1. Содержание образовательной программы

1.1. Часть 1. Обязательная часть образовательной программы (инвариантная часть)

1.1.1. Цель и задачи образовательной программы.

1.1.2. Организация работы с детьми на базе ЦПМСС «Зеленая ветка».

1.1.3. Содержание психолого-медико-социального сопровождения.

1.1.3.1.Консультативно-диагностическая работа.


  • Цель и задачи.

  • Направления деятельности. Междисциплинарный подход при проведении диагностики и консультирования.

  • Состав психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). График работы. Проведение выездных консилиумов.

  • Методики диагностики.

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута. Рекомендации по его реализации в образовательном учреждении.

  • Особенности взаимодействия ПМПк ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» и ПМПк образовательных учреждений.

  • Особенности взаимодействия с родителями при диагностике и консультировании.

1.1.3.2.Коррекционно-развивающая работа.

  • Цель и задачи.

  • Направления.

  • Реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка. Формы коррекционно-развивающей работы.

  • Состав отдела. Направления работы специалистов.

  • Программное обеспечение.

  • Учебный план.
  • Междисциплинарный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.


  • Особенности коррекционно-развивающей работы для детей с расстройствами аутистического спектра.

  • Взаимодействие специалистов ЦПМСС «Зеленая ветка» со специалистами образовательных учреждений, посещаемых ребенком.

  • Особенности взаимодействия с родителями при осуществлении коррекционно-развивающей работы.

1.1.3.3.Просветительская работа о возможностях обучения и социально-психологической поддержки детей с проблемами в развитии

1.1.4.Система мониторинга.

1.2. Часть 2. Региональный компонент образовательной программы (вариативная часть).

1.2.1. Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях.

1.2.1.1. Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII-VIII и образовательных учреждений для детей – инвалидов Северного административного округа г. Москвы

  • Цель и задачи.

  • Направления деятельности. Междисциплинарный подход при проведении диагностики и консультирования.

  • Состав Окружной психолого-медико-педагогической Комиссии. График работы.

  • Методики диагностики.

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута. Рекомендации по его реализации в образовательном учреждении.

1.2.1.2. Окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования в Северном административном округе г. Москвы.

        • Цель и задачи.

        • Направления деятельности.

        • Система инклюзивного образования в Северном округе г.Москвы.
        • Модели включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения.


        • Взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими инклюзивную практику.

1.2.2. Программы дополнительного образования художественно-эстетического направления.

1.2.3. Программы дополнительного образования физкультурно-спортивного направления.

1.2.4.Особенности организации и проведения досуговых мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2.5.Социально-образовательная акция «Лети, лети, лепесток!».

2. Условия реализации образовательной программы

2.1.Управление реализацией программы.

2.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды учреждения.

2.3.Социально-психологическая поддержка образовательного процесса и его участников.

2.4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Формы взаимодействия с семьей.

2.5. Преемственность в работе ЦПМСС «Зеленая ветка», дошкольных образовательных учреждений и школы.

2.6. Методическое обеспечение образовательного процесса.

2.7. Взаимодействие ЦПМСС «Зеленая ветка» с другими учреждениями.
Приложения


  • Реестр программ, методик и технологий, используемых педагогами-психологами.

  • Реестр программ, методик и технологий, используемых учителем – логопедом.

  • Реестр программ, методик и технологий, используемых учителем- дефектологом.

  • Реестр программ, методик и технологий, используемых социальными педагогами.

  • Описание диагностических методик.

  • Карта развития ребенка.

  • Документация специалистов ЦПМСС «Зеленая ветка» и формы ее ведения.
  • Формы документации ОПМПК.


  • Учебный план дополнительного образования.

  • Пояснительные записки программ дополнительного образования.

  • Кадровый состав ЦПМСС «Зеленая ветка».

  • План повышения квалификации сотрудников ЦПМСС «Зеленая ветка».

  • План аттестации сотрудников ЦПМСС «Зеленая ветка».

  • Образец договора ЦПМСС «Зеленая ветка» с образовательным учреждением.

  • Образец договора ЦПМСС «Зеленая ветка» с образовательным учреждением, реализующим инклюзивную практику.

  • Формы документации, предоставляемой образовательным учреждением (Приложение к договору).

  • Тематическое планирование по программе «Адаптивная физкультура».

  • Образец договора с родителями.



Пояснительная записка

Основание для разработки программы

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»



  1. Под психолого-медико-социальным сопровождением понимается организованная, систематическая, плановая психолого-медико-педагогическая помощь ребенку на основе междисциплинарного подхода. Цель - поддержка, коррекция и реабилитация ребенка и его семьи в проблемных ситуациях развития, воспитания и обучения.
  2. При этом создаются условия для самостоятельного выбора и принятия решения ребенком и его семьей. Междисциплинарный подход характеризуется участием в диагностическом, коррекционном, реабилитационном процессе поли профессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих воспитательный и коррекционно-реабилитационный процесс как совместную деятельность.


  3. Концепция сопровождения основывается на реализации следующего [Психологические центры: организация и содержание деятельности. Под.ред. С.Б.Малых, 2007]:

  • Комплексное изучение ребенка в процессе онтогенеза с целью определения соответствия уровня его развития возрастной норме и коррекции в случае отклонения от нормы.

  • Развитие способностей и возможностей ребенка различными психологическими, педагогическими средствами для адаптации его к окружающей среде жизнедеятельности.

  • Приспособление социальной и учебно-воспитательной среды жизнедеятельности ребенка под его особенности и нужды.

В результате работы специалистов по индивидуальной программе сопровождения выявляются три ее уровня: микро-, мезо- и макроуровень, отражающие системную организацию целей, предмета и методов деятельности. Эффективность сопровождения достигается засчет обеспечения целостного подхода к сопровождению и системой взаимодействия в триаде Специалист-Ребенок-Семья. На первом уровне сопровождения осуществляется комплексная работа специалистов направленная на активизацию компенсаторных механизмов, чем достигается наибольшее для исходной ситуации улучшение состояния ребенка, начинается процесс восстановления и коррекции психических функций. На втором уровне сопровождения ребенок рассматривается в более широком социальном контексте – в окружении семьи, взаимодействии со сверстниками, поле влияния образовательного учреждения. Третий уровень – ребенок и семья в рамках всего социума. Все три уровня сопровождения тесно связаны между собой.

Эффективность работы специалистов по сопровождению определяется:
  1. Наличием у семьи в целом адекватного и зрелого социального запроса к специалистам. Под запросом понимается осознание родителями реального состояния ребенка, его и своих возможностей в конкретно сложившейся социальной ситуации семьи, понимании целей и содержания диагностических и коррекционно-реабилитационных мероприятий, реалистичность ожиданий (прогноза)результатов от комплекса мероприятий сопровождения.


  2. Степенью адаптивности ребенка на разных уровнях, что достигается образованием в процессе сопровождения устойчивой реальной самооценки как ребенка так и родителей.

  3. Динамикой самостоятельной и творческой активности ребенка и родителей в конкретно возникающих жизненных ситуациях.


Предлагаемая Образовательная программа Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» (далее – ЦПМСС «Зеленая ветка»), в соответствии со ст. 9.1 Закона «Об образовании» РФ, направлена «на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ», на основании «Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» - обеспечивает коррекцию в ограничении возможностей здоровья детей. Образовательная программа носит комплексный характер и полностью обеспечивает содержание деятельности по всем направлениям деятельности ЦПМСС «Зеленая ветка».
Информационная справка о ЦПМСС «Зеленая ветка»

ЦПМСС «Зеленая ветка» является государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Учредителем ЦПМСС «Зеленая ветка» от имени Правительства Москвы является Департамент образования города Москвы. Вышестоящий орган управления образованием: Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы, сокращенно СОУО ДО.

В своей деятельности ЦПМСС «Зеленая ветка» руководствуется Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», законодательством Российской Федерации и города Москвы, нормативными правовыми актами органов управления образованием, договором между Учредителем и Центром, Уставом.


ЦПМСС «Зеленая ветка» создан на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 5 сентября 2008г. № 2026-РП «О создании Государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы» и приказа Департамента образования г. Москвы от 5 сентября 2008г. №558 «О создании Государственного образовательного учреждения Центр психолого-медико-социального сопровождения».

ЦПМСС «Зеленая ветка» расположен по адресу: 125252, г. Москва, ул. Новопесчаная, д.26, тел. 8-499-195-99-93, 8-499-740-63-11, E-mail: centre_s@mail.ru, сайт http://zvetka.ru.

ЦПМСС «Зеленая ветка» находится на территории муниципального района «Сокол» Северного административного округа г. Москвы, зарегистрирован 17 апреля 2009 г. В новом помещении учреждение функционирует с 01.10.2010

Директор учреждения: Агафонова Елена Леонидовна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

В Центре психолого-медико-социального сопровождения работают специалисты высокой квалификации, так как круг возникающих проблем помощи детям очень широк. Это проблемы в межличностных отношениях, в развитии, воспитании и обучении детей, включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально-развивающихся сверстников и др. Каждая из проблем многогранна, требует анализа и выработки плана действий. Каждый взрослый и ребенок, получивший помощь, должен быть уверен, что в случае возникновения новых затруднений ему есть куда обратиться.

Характеристика контингента детей, посещающих ЦПМСС «Зеленая ветка». В 2010-2011 уч.г. психолого-медико-социальное сопровождение было организовано для 497 детей. Регулярные занятия посещало 234 ребенка, из них: имеют расстройства аутистического спектра (27%), задержку психического развития-17%, речевые расстройства-13%, нарушения поведения -16,5%, трудности обучения-9,5%, тотальное недоразвитие-7%, детский церебральный паралич-7%, генетические нарушения-2,5%, сенсорные нарушения-0,5%. Половина детей являются детьми дошкольного возраста. Характеристика детей по возрасту представлена в табл.1.
Таблица 1


следующая страница >>