birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Муниципальное образовательное учреждение

Центр детского творчества

г. Пыть-Ях

ХМАО – Югра, Тюменской области

Номинация

Естественные науки


«Создание городского экологического движения «ИКО» - как способ формирования экологической культуры подрастающего поколения».

Разработал:

Учитель экологии и биологии

I квалификационной категории

Буркова (Сафина)И. Р.


Пояснительная записка
Погибнуть человечество и природа в целом могут

не только биологически вместе с уничтожением всего

живого, но и духовно, вследствие гибели Культуры...

Академик Д. С. Лихачев

Проблемы экологии находятся в центре внимания органов самоуправления, правительственных органов стран, международных политических, экономических и культурных организаций.

Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности и путей выхода из современной кризисной ситуации.

Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики. Развитие личности происходит, прежде всего, через передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения к поколению через мир культуры и образования.

Именно поэтому в условиях современного экологического кризиса важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечают классики, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».


Интересы столь обширного и влиятельного региона, каким является ХМАО, заслуживают защиты не столько в экономическом и политическом отношениях, сколько в экологическом.

Можно провозгласить, что «ХМАО – опорный край державы» а под этим лозунгом развернуть его беспощадное разграбление. Материальное благополучие Экологического фонда ХМАО основывается главным образом на разнообразных и все более ужесточающихся штрафных санкциях по отношению к предприятиям и ведомствам – природопользователям.

Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять, и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи. Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы и общества. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности человека.

Отсюда следует, что нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества через образование, через изучение основ экологии.


«Экологическое движение – как способ формирования экологической культуры у подрастающего поколения».

Россия. ХМАО – Югра. г. Пыть – Ях.

Буркова (Сафина) Инна Ранифовна

Аннотация
Мы твёрдо предчувствуем, что дело больше нас

и более долговечно, чем наша жизнь!
Ситуация, сложившаяся в обществе, в том числе и в нашем городе носит глобальный характер, массовое загрязнение порождает культурную деформацию среды обитания горожан, что отражается на сознании людей, из мировоззрении, и становится одной из главных причин возникновения агрессивной общественной среды, отторгающей институты гражданского общества и тормозящие развитие культурной и экологически ответственной личности.

В Российской Федерации реализуется множество проектов по защите и сохранению природных ресурсов. Результаты опроса среди жителей г. Пыть – Ях показывают, что знания по экологической обстановке находятся на недостаточном уровне. Отсюда возникла идея создания и развития экологического движения с целью формирования экологической культуры у подрастающего поколения, что является новым направлением в рамках муниципального образования


Достижению поставленных целей способствует создание условий непрерывного экологического образования, как взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой..

Именно поэтому создание экологического движения являются необходимым условием для реализации непрерывного экологического образования.

Основная деятельность экологических организаций - это экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Таким образом, развитие экологической культуры детей любого возраста осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и, особенно во внеклассной работе, а также ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.

Следовательно, непрерывное экологическое образование носит комплексный многоаспектовый характер, что даёт в целом решать выдвигаемые учебно- воспитательные задачи по формированию экологической культуры и является одним из условий для устойчивого развития общества

Экологические проблемы существуют и решать их нужно сегодня, а не дожидаться что кто – то всё решит за нас! Пришло время действовать, обратив наше поколение к проблеме сохранения жизни на Земле, во имя сохранения будущего. Сохраняя природу, мы тем самым сохраним себя, покажем им пример, и может в дальнейшем миру уже не будет страшна проблема безответственного отношения человека к природе!

Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце концов, у разбитого корыта! Сбереги свою Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности!

Пока мы желаем лучшего, мы всё ещё имеем в запасе силу, необходимую нам при достижении того, чего мы желаем.


Мы твёрдо предчувствуем, что дело больше нас и более долговечно, чем наша жизнь.

Нужно отказаться от добрых слов и заниматься добрыми делами!

Введение

Экологические проблемы, существующие ныне, не должны вызывать у школьников ощущения безысходности, поскольку это не стимулирует разумного и бережного отношения к природе и ко всему окружающему – а способности и готовности сделать всё возможное для сохранения планеты и существования разнообразия жизни, на преодоление всех глобальных проблем, которые могут сделать жизнь человечества на Земле невозможной.

Поэтому основными целями экологического образования являются: получение школьниками знаний о взаимодействии живых организмов друг с другом и с окружающей средой, овладение доступными методами их изучения, учебными умениями; формирование на основе изученных знаний научного мировоззрения; формирование экологической грамотности школьников, осознающих значение связей в природе для сохранения её целостности; установление гармонических отношений с самим собой и со всем живым; совершенствование своего образа жизни ради сохранения здоровья.

Достижению поставленных целей способствует создание условий непрерывного экологического образования, как взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.

Процесс экологического образования детей и молодёжи должен осуществляется поэтапно с учётом специфики школьных систем, возраста учащихся, уровня обучения, а так же межпредметной координации, только такой подход обеспечит непрерывность образовательной деятельности.

Именно поэтому создание экологического движения являются необходимым условием для реализации непрерывного экологического образования.

Основная деятельность экологических организаций - это экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.


Таким образом, развитие экологической культуры детей любого возраста осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и, особенно во внеклассной работе, а также ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.

Следовательно, непрерывное экологическое образование носит комплексный многоаспектовый характер, что даёт в целом решать выдвигаемые учебно- воспитательные задачи по формированию экологической культуры и является одним из условий для устойчивого развития общества.

Целью является: создание городского экологического движения «ИКО» - как важнейшего условия для непрерывного экологического образования, как взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.

Данные социологического опроса показывают, что население города Пыть – Ях не достаточно информировано о сведениях окружающей среды.

Жители затрудняются ответить, что такое экология и не знают, что является ее важнейшими и острыми на сегодняшний день проблемами. Поэтому нужно активно предпринимать меры по повышению уровня экологических знаний у населения путем проведения мероприятий экологической направленности.

Школьники готовы заниматься экологической деятельностью, но для этого необходимы экологические знания и дополнительные занятия по предмету.

Именно поэтому создание и развитие городского экологического движения «ИКО» стало необходимым условием для воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.

Городское экологическое движение «ИКО» - общественная организация – добровольное объединение подростков для социально – значимой деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции, имеющая устав, (приложение1) герб(приложение 3), структуру(приложение 2).


Объект программы – непрерывное экологическое образование школьников.

Субъект программы – уровень экологической культуры подрастающего поколения.

Предмет программы – содержание и комплекс социально-экологических мероприятий по сохранению окружающей среды в муниципальном образовании города Пыть – Ях.

Задачи:

Образовательные

- сформировать экологические знания,

- дать знания о проблемах окружающей среды,

- обучить воспитанников методам оценки экологического состояния среды и её отдельных компонентов,

- обучить воспитанников умениям наблюдать и оценивать изменения в окружающей среде, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения.

Развивающие

- способствовать развитию любознательности,

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; планировать свою деятельность, работать со справочной литературой, интернет-информацией,

- развивать воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость)

Воспитательные

- формирование чувства коллективизма и одновременно осознания неповторимости каждого человеческого существа

- формирование коммуникативных умений, радости общения, стремления к духовному и физическому совершенству

- формирование гражданственности и патриотизма.

Сфера использования: учреждения дополнительного образования, экологические кружки, элективные курсы.

Раздел образовательной деятельности:

1)По характеру деятельности – образовательно – досуговая.

2)По педагогическим целям – познавательная, профессионально – ориентированная.

3)По форме занятий – групповая в сочетании с индивидуальными.

Ключевые понятия (категории и термины).


- экологическая культура

- непрерывное экологическое образование;

- формирование чувственно-эмоциональной сферы: воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, развитие коммуникативных умений, радости общения, стремления к духовному и физическому совершенству.

- развитие и воспитание;

- формирование экологических понятий и терминов:

наука – экология, экологические факторы, среда обитания, урбоэкология, экологическая акция, экологические проблемы, экологический мониторинг, экологическая ответственность, экскурсии, здоровая экологическая среда и здоровый образ жизни человека;

- овладение знаниями, умениями наблюдать, оценивать состояние окружающей среды, здоровья, образа жизни, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения.

Гипотеза - работа в данном направлении будет способствовать развитию кругозора школьников, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию подрастающего поколения в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.

Содержание и структура работы включает в себя разные аспекты:

Условия набора обучающихся:

Целенаправленный набор детей проводится в начале учебного года, для того чтобы сформировать постоянные группы. Набор воспитанников производится в течение всего учебного года по желанию детей и подростков. Занятия имеют как групповой, так и индивидуальный характер. Так же воспитанниками могут проводиться собрания, демонстрации, конференции. Количество детей в группе - 12-15 человек.

Характеристика образовательного процесса:

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и воспитанников. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:


- исследовательская и проектная работа

- творческие задания

- экскурсии

- экологические праздники

- сюжетно – ролевые игры

- экологические акции

- выставки творческих работ

Основные методы обучения: монологический, диалогический, дискуссионный, показательный.

- преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный.

- учения: репродуктивный, исполнительский, частично – поисковый, поисковый.

- воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Психологическое обеспечение программы

- включает в себя следующие компоненты:


    • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

    • обсуждение и выражение творческого потенциала воспитанников в практической и творческой деятельности

    • применение индивидуальных и групповых форм обучения.(групповые 15 – 6 человек, мелкогрупповые6 – 4 человек, индивидуальные 3-1 чел).

Значительное место в данной программе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности воспитанников.

Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности воспитанников, что готовит их к самостоятельному решению жизненно – важных задач.

Практические работы, содержащиеся в программе, направлены на исследования окружающей среды, факторов воздействующих на её состояние, здоровья, факторов воздействующих на здоровье, путей сохранения здоровой окружающей среды и своего здоровья.

При организации групповой работы с применением презентации их работы, воспитанникам реально предоставляется право выбора работ согласно их запросам, что позволяет охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов), коммуникативные умения воспитанников, научить эффективно работать в команде.

Актуализация


Ведущим направлением работы является практико-ориентированная деятельность, которая позволяет четко определить проблему, затем изучить её содержание, охватив значительный объем материала, оценить ситуацию, разработать методы решения изученной проблемы. При организации такой работы значительно легче определить проблему для изучения, которая позволяет воспитанникам самостоятельно её решить.


Выбор и постановка проблемы.

Содержание проблемы.(изучение,наблюдение, сравнение)









Проектная деятельность (пути и методы решения).


Оценка ситуации, анализ, выводы.




Исследовательская деятельность позволяет применить творческий подход для решения каких- либо задач, что даёт возможности для саморазвития, а так же помогает определить место каждого из подростков в обществе, как значимой личности.

Направления, предусмотренные программой, позволяют каждому из воспитанников проявить свои способности: те, которых интересует наука, занимаются научно – исследовательской деятельностью; для тех, кто любит писать и сочинять – свое поприще – экологическая газета; для творческих и активных личностей – организация мероприятий, праздников и многое другое.


Направления деятельности экологического движения:




Экология. Наука. Поиск.(научно – исследовательская работа). Изучаем экологическую обстановку в городе.

Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя.(экологические праздники, сюжетно – ролевые игры)

Мы проводим акции: Акция – что это? Организация проведения акций.
Международные экологические акции.



Мы – журналисты. Создание статей. Текст. Интервью. Рубрика. Создание и выпуск экологической газеты «ЧИЖ» Пыть - Яха




Хотим всё знать! Экскурсии. Правила наблюдения, сравнения, анализа, умение делать выводы о посещенном объекте.


Это всё мы!

Фотосессия, рисунки. Наглядность в отображаемых проблемах. Выставка фото, рисунков, творческих работ.


Во время экскурсий, наблюдений задействуются все органы чувств ребенка, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – природа».


Научная новизна и практическая значимость работы:

Интересы столь обширного и влиятельного региона, каким является ХМАО, заслуживают защиты не столько в экономическом и политическом отношениях, сколько в экологическом. Можно провозгласить, что «ХМАО – опорный край державы» а под этим лозунгом развернуть его беспощадное разграбление. Материальное благополучие Экологического фонда ХМАО основывается главным образом на разнообразных и все более ужесточающихся штрафных санкциях по отношению к предприятиям и ведомствам – природопользователям.

Особенность представляемой программы состоит в том, что в её содержании предусмотрена практико – ориентированная деятельность воспитанников по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников, выполнения ими социально значимых проектов , реального улучшения экологического состояния своего окружения, совершенствованию своего образа жизни.


Работа воспитанников в данном направлении способствует восприятию экологических проблем как личностно – значимых, так как включает каждого из них в ситуацию ответственной зависимости за состояние жизни на Земле.

Деятельность экологической направленности способствует социализации воспитанников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции

Оценка эффективности программы

Воспитанник должен знать:

- основные экологические понятия и термины;

- глобальные экологические проблемы;

-экологические проблемы своего города;

-методы оценки экологического состояния городской среды;

-значимость своей личности в сохранении природы;

-правила написания исследовательских работ, проектов;

-как организовать мероприятие, экологическую акцию;

- правила безопасности труда.

Воспитанник должен уметь:

- применять экологические знания на практике;

- выявлять экологические проблемы своего города;

- правильно выполнять опыты, измерения;

- наблюдать, оценивать изменения в окружающей среде;

- анализировать полученные при исследованиях данные;

- работать с дополнительными источниками информации;

- работать с общественностью;

- выполнять исследовательские и проектные работы;

- применять правила безопасности труда;

- формировать собственную позицию в отношении природы;

- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;

- искать пути решения сложившихся экологических проблем.

Способы отслеживания результатов:

Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения обучающимися заданий в представленных работах, выходу на более высокий уровень социальной активности (участие в конкурсах) и познавательной самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической культуры обучающихся и её условных компонентов.


Организация проведения мероприятий экологической направленности, экологических акций, издание газеты «ЧИЖ» Пыть – Яха.

Степень проработанности: прошла апробацию успешно.

2004– 2005 уч.год


  • Конкурс«Шаг в Будущее», городской этап: Логинов Максим

  • «Автомобиль – благо или зло цивилизации» - II м., Керимова Камила «Азбука СПИДа» - III м.

  • 2004– 2005 уч.год

  • Конкурс«Шаг в Будущее», «Экологическая обстановка в г.Пыть - ях»,городской этап – III м.

  • Научная конференция ТюмГУ. Конкурс«Шаг в Будущее» - I м.

2005– 2006 уч.год

  • Конкурс «Человек на Земле», окружной этап, II м, г. Ханты–Мансийск,V Всероссийский конкурс учебно- исследовательских экологических

  • проектов школьников имени Н.Н.Моисеева, работа « Экологическая обстановка г. Пыть - ях»-диплом VI степени, г.Москва.

Конкурс экологических газет муниципальных образований округа:

  • «ЧИЖ» Пыть-Ях –I м, окружной этап г. Ханты-Мансийск - II м.

  • Конкурс «Шаг в будущее», городской этап – I , III м.

  • Кнкурс «Я – гражданин России» - I м, городской этап,

  • участие в окружном этапе.

2006– 2007 уч.год

Городской фестиваль молодёжной журналистики «Тень пера»:

  • номинация – Печатные издания – II м; номинация – Авторская статья - II , IIIм.

  • IV Международный экологический форум – диплом победителя за экологическую содержательность, г. Ханты–Мансийск.

Городской фестиваль молодёжной журналистики «Тень пера»:

  • номинация - Авторская статья - IIIм.

Перспективы работы над программой:

Изучение методической литературы с целью новых идей для реализации и

воплощении их в реальности.

Расширение базы материального обеспечения.

Просвещение учеников образовательных учреждений с целью привлечения большего количества учащихся для участия в деятельности экологического движения.


Сроки осуществления данной работы:

Сроки создания экологического движения: сентябрь

Разработка устава, структуры организации: сентябрь (приложение 1)

Создание герба, кредо участников организации: октябрь (приложение 2)

Начало работы движения: октябрь (состав формируется на каждый учебный год, из основных участников движения и вновь прибывших детей).

Городским экологическим движением была создана программа работы с его воспитанниками, которая была утверждена Методическим Советом Центра Детского Творчества г. Пыть - Ях 1.10.2005 г.

За период существования организации были проведены следующие мероприятия: (приложение 3)

- помощь в создании аллеи имени Высоцкого – было посажено 225

саженцев участниками организации.

- принятие участия в общегородских субботниках.

- проведение акции «Чистая вода», включающая конкурсы рисунков среди 1 – 4-х классов, конкурс стенгазет среди 6 – 7 классов, беседы и классные часы 8 – 11 классы, внеклассное мероприятие «без воды – ни туда и не сюда», экскурсии на водоочистные и канализационно-очистные сооружения 9 – 11 классы.

- организация и проведение ежегодной городской акции «В здоровом теле – здоровый ум!».

Организации, поддержавшие инициативу:

Комитет по образованию администрации г.Пыть - ях, Центр детского творчества,

Администрация г. Пыть – Ях, МУ ДГХ « Отдел экологии»

Работа в данном направлении будет способствовать развитию кругозора школьников, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию подрастающего поколения в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни. А так же социализации воспитанников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

Создание детской общественной организации состоит из трёх этапов:

Сроки


Этап

Действия

Результат

Январь - май

2005г.

Подготови-тельный;

Объединение наиболее активных ребят в группу единомышленников; определение проблемы для изучения; оценка экологического состояния г.Пыть – Ях; изучение общественного мнения по данной проблеме.

Создание экологического кружка; участие исследовательских работ в городских, окружных конкурсах, освещение данной проблемы в экологической газете «ЧИЖ» Пыть – Яха.

Август – сентябрь 2005г.

Организа-ционный;


Разработка структуры движения, устава, членства.

Привлечение структур города для осуществления реализации проекта. Городским экологическим движением создана программа работы с его воспитанниками.

Создание городского экологического движения «ИКО»; утверждение устава председателем комитета по образованию г.Пыть – Ях с согласованием директора Департамента городского хозяйства.(приложение 1) Утверждение программы Методическим Советом Центра Детского Творчества 1.10.2005 г

Октябрь 2005 по сегодняшний день

Деятель-

ностный.

Определение приоритетных задач для осуществления поставленной цели. Разработка герба, кредо. Разработка основных направлений деятельности экологического движения: эколого-просветительская деятельность; исследовательская и проектная работа; организация работы по формированию здорового образа жизни и сохранению природной среды


Начало работы движения Разработан герб, кредо участников организации (приложение 2)

Участие исследовательских работ в городских конкурсах «Шаг в будущее», «Я – гражданин России»,


РЕЗУЛЬТАТЫ:

2005г.

Конкурс«Шаг в Будущее», городской этап – III место.

Научная конференция ТюмГУ. Конкурс«Шаг в Будущее» - I место.

Конкурс «Человек на Земле», окружной этап, II место.

V Всероссийский конкурс учебно- исследовательских экологических проектов школьников имени Н.Н.Моисеева, работа

« Экологическая обстановка г. Пыть - Ях» - диплом VI степени

Конкурс экологических газет муниципальных образований округа:

«ЧИЖ» Пыть-Яха, г.Пыть-Ях –I место,

окружной этап г.Ханты-Мансийск- II место.

2006 год

Конкурс «шаг в будущее», городской этап – I , III место.

Кнкурс «Я – гражданин России» -I место,городской этап.

А также организация и проведение акций, игр, экскурсий, КВНа, субботников, экологических конкурсов. Выпуск газеты «ЧИЖ» Пыть – Яха.



Состав городского экологического движения «ИКО» - 112 человек.



Городское экологическое движение приняло участие в учредительной конференции 15.12.2005 года, проходившей в городе Покачи и вошло в состав Ассоциации детских и молодёжных общественных объединений Ханты – мансийского автономного округа – Югры.



следующая страница >>