birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5

2.3. Меры по поддержке рынка труда


В связи с глобальным экономическим кризисом и в преддверии возможного массового высвобождения работников, которое по прогнозам экспертов коснется в первую очередь металлургии, машиностроения, химической промышленности - отраслей с высоким уровнем средней зарплаты и других градообразующих предприятий, а также таких видов экономической деятельности, как дорожное строительство и грузоперевозки, государством предприняты попытки сгладить социальный эффект от подобных негативных явлений.

Минздравсоцразвития России и Роструд ведут постоянный мониторинг рынка труда, в процессе которого выявляются:

- причины увольнения работников (отдельно по каждой организации с указанием вида экономической деятельности);

- предполагаемые сроки (этапы) увольнения;

- численность работников, предполагаемых к увольнению и высвобожденных из организаций;

- численность работников и время нахождения в простое, отпуске по инициативе администрации;

- численность работников, работающих неполное рабочее время;

- меры, осуществляемые органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, в том числе содействие в трудоустройстве, признание безработными, направление на профессиональное обучение, оказание содействия в переезде в другую местность с целью трудоустройства, выдача предложений об оформлении пенсии досрочно в соответствии с законодательством о занятости населения.

Выше уже была проанализирована ситуация на общероссийском рынке труда в настоящее время. Вероятно в действительности ситуация выглядит несколько хуже, поскольку не все организации представляют данную информацию. При том, что в Бюджете-2009 уже заложен прогноз, что безработных в стране будет в районе 1,6 млн человек.

В этих условиях и принимаются дополнительные меры по укреплению рынка труда.

Прежде всего повышен максимальный размер пособия по безработице - с 1 января 2009 г. он составит 4900 руб. против планировавшихся ранее 3400 руб. . По словам Министра Минздравсоцразвития России Т. Голиковой 4900 руб. - это 30% от средней зарплаты в экономике по итогам августа.


Кроме того, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ были внесены существенные изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Так, в частности, с 1 января 2009 г. в целях повышения уровня социальной защищенности граждан пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку выплачивается гражданам, уволенным из организаций в том числе по собственному желанию по любым причинам8.

Иными словами, уволившиеся по собственному желанию по любому основанию уравнены в правах с уволенными в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации. Это объясняется прежде всего тем, что многие работодатели в условиях кризиса во избежание траты времени на соблюдение регламентированных процедур и сокращения своих издержек при реальном сокращении штата предлагали работникам уволиться по собственному желанию и те не в полной мере могли рассчитывать на социальную помощь со стороны государства.

При этом, по общему правилу, размер среднего заработка, исчисляется за последние 3 месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Ранее работник, уволившийся по собственному желанию, мог рассчитывать только на 1,5 размера минимального пособия по безработице (850 руб.) в течение 6 месяцев с момента регистрации в службе занятости.

Далее, принципиальным нововведением, закрепляемым Федеральным законом № 287-ФЗ от 25.12.2008 г., является расширение полномочий Правительства РФ - в связи с осложнением ситуации на рынке труда ему разрешено разрабатывать и реализовывать в отдельных субъектах Российской Федерации дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.


Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе при формировании и реализации федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период образовывать резерв бюджетных ассигнований, которые могут быть использованы в порядке, определяемом самим Правительством РФ.

По информации заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М. Топилина, такие мероприятия, прежде всего, направлены на организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, и общественных работ, стимулирование работодателей к созданию временных рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и самозанятость. По сути, это мероприятия, реализация которых должна препятствовать значительному росту численности безработных граждан.

Кроме того, этим же Федеральным законом установлена новая обязанность работодателей - сообщать в органы службы занятости всю информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.

Эта мера позволить более детально проводить мониторинг ситуации на рынке труда и оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке труда.

Наконец еще одна мера по поддержке рынка труда содержится в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089. Этим постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. При этом, на указанные цели в 2009 г. из федерального бюджета выделены средства в размере 43 млрд руб.

Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости на софинансирование региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда:

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);


б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и само

занятости безработных граждан.

Рассмотрение региональных программ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а отбор этих программ в целях предоставления субсидий осуществляется межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда.

При этом критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

б) рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

Существенным условием предоставления субсидий является софинансирование региональной программы за счет бюджета субъекта Российской Федерации в размере не менее 5%. Иными словами, объем софинансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, со стороны федерального бюджета ограничен 95 % общего размера расходов на реализацию этих мероприятий.

Эта мера обусловлена необходимостью стимулирования региональных органов власти на реализацию активной политики занятости в субъектах Российской Федерации. Однако последние пока не проявляют своей заинтересованности в выделении средств из регионального бюджета - на конец января на заседании Межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда рассмотрены и в целом одобрены только региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Красноярского края и Ярославской области.


Вышеприведенные меры отражают озабоченность Правительства РФ ростом безработицы на фоне спада в экономике страны, однако очевидно, что они будут не последними в этом непростом году.

Заключение



Сегодня производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявлять совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстроменяющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и тому подобное.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

О том, что еще не все хорошо на рынке труда, говорят многие факты: как ни странно, при существующем дефиците рабочих мест увеличилось количество уволившихся по собственному желанию.

Да и сама система трудоустройства несовершенна. Многие безработные, имея на руках листок для отметки посещения предприятий или организаций, предоставляющий работу, предпочитают печать в листе с отметкой, что как специалист предприятию не нужен. Так как на многих предприятиях рабочие получают зарплату с задержкой, а на Бирже пособие по безработице выплачивают регулярно.


Библиографический список





  1. Автомов В.С. Введение в экономику. // М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.

  2. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. // Человек и труд, 2010, №1. – с. 6 -11.

  3. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. // М.: Инфра-М, 2003. 342 с.

  4. Бобков В.Г., Бреев А.С., Буланов М.В. Рынок труда. // М.: Инфра-М, 2004. 451 с.

  5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. // М.: Книжный мир, 2005. – 860 с.

  6. Буланов В.С. Современные проблемы рынка труда и занятости. // М.: Изд-во РАГС, 2003. 294 с.

  7. Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России (вопросы теории и практики, актуальные проблемы). // М. 2003. 275 с.

  8. Ким С. Трудовые отношения и механизм рынка труда. // Общество и экономика. 2010. № 8. С. 24.

  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения. // М.: Экономика, 2003. 462 с.

  10. Кураков Л.П. Экономическая теория. // М.: Гардарики, 2007. – 489 с.

  11. Липсиц И.В. Экономика. // М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.

  12. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. // М.: Вита-Пресс, 2007. – 496 с.

  13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для ВУЗов. // М.: Норма, 2006. – 608 с.

  14. Сафрончук М.В. Микроэкономика. // М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с.

  15. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб пособие. // М.: Экономика, 2003. 417 с.

  16. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. // М.: МИК. – 405 с.

  17. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Буланова В.С. и проф. Волгина Н.А. // М.: "Экзамен", 2010. – 388 с.

  18. Рынок труда. Курс лекций. Под ред. П.Э.Шлендера. // М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
  19. Утинова С.С. Занятость и рынок труда в России // Общество и экономика. 2010. № 7. С. 28 – 37.


  20. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. - М.: Феникс, 2004. 427 с.

  21. Сайт Госкомстата РФ http://www.gks.ru/



1 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб пособие. // М.: Экономика, 2003. С. 67.

2 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. // М.: Книжный мир, 2005. С. 543.

3 Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. // М.: МИК. С. 56.

4 Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. // М.: Инфра-М, 2003. С. 233.

5 Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. // М.: Инфра-М, 2003. С. 233.

6 Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. // М.: Инфра-М, 2003. С. 234.

7 Все статистические данные взяты с сайта Госкомстата России: http://www.gks.ru/

8 Ранее перечень таких причин включал в себя только переезд на новое место жительства в другую местность; болезнь, препятствующую продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; нарушение работодателем коллективного или трудового договора; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства.



<< предыдущая страница