birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4


ГЛАВА 1 «РИСУНОК»

Графическая работа 1

ПЕРСПЕКТИВА КУБА. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

Знание закономерностей перспективы – непременное условие успешного выполнения зарисовок с натуры и по представлению, которые необходимы архитектору в работе.

Само слово «перспектива» происходит от устаревшего значения «длинная улица, проспект», «видеть насквозь». В изобразительном искусстве «перспективу» понимают как кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя. Дело в том, что наш глаз устроен так, что мы видим предметы нас окружающие несколько в искаженном виде (рис. 8). Все, что удаленно от наблюдателя кажется меньше, чем в действительности. Параллельные на самом деле линии нам кажутся пересекающимися, мы видим их сходящимися в какой-то точке на линии горизонта. Такое видение мира называют линейной перспективой (рис. 9).



Рис. 8. Перспективное зрение






Рис. 9. Линейная перспектива
Сегодня перспектива – это сложный раздел геометрии, который разрабатывает методы передачи пространства на плоском листе. Мы же возьмем на вооружения эти методы, но построения будем выполнять на глаз.

Для начала надо определиться с терминами. Понятие «линия горизонта» обозначает уровень наших глаз. От того, с какой высоты мы смотрим на предмет, очень многое будет зависеть в рисунке. Дело в том, что на этой линии горизонта сходятся все параллельные линии, в точках, которые называются точками схода. Сколько бы пучков параллельных линий ни было, все они будут сходиться на линии горизонта. Исключение составляют лишь вертикальные линии. Они изображаются в рисунке без искажения, строго вертикально.


Чтобы усвоить основные правила перспективы, студенты выполняют первую графическую работу «Перспектива куба» (рис. 10). Необходимо нарисовать куб в трех положениях (выше горизонта, на уровне горизонта, ниже линии горизонта), изобразив куб в угловой перспективе.



Рис. 10. Пример графической работы 1. Перспектива куба
Рисунок выполняется на листе горизонтально расположенном. Рисование можно выполнять с использованием модели куба и без нее.

В левом углу листа можно выполнить в мелком масштабе набросок будущей композиции листа, на котором намечают компоновку из различных изображений куба.

Начинают работу с рисунка куба в угловой перспективе, расположенного ниже горизонта, на котором показывают две точки схода его параллельных ребер (изображение некрупное). После прорисовки всех ребер куба (включая невидимые) проводят контроль заднего (невидимого) ребра на его вертикальность. При необходимости рисунок «уточняют». Ребра куба «усиливают» при обводке пропорционально их приближению к наблюдателю.

Далее можно «поднять» куб над горизонтом вдоль вертикальных ребер. У поднятого куба останутся прежние горизонт и точки схода.

Рисунок дополняют изображением куба во фронтальной перспективе. В этом изображении передняя грань куба – квадрат, а ребра, уходящие в глубину, сходятся в главной точке схода. Рекомендуется нарисовать и куб в случайном положении (с тремя точками схода).

Графическая работа 2

СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК НАТЮРМОРТА

ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Целесообразно начинать обучение рисунку с изображения простейших постановок – натюрмортов.

Термин «натюрморт» происходит от французского слова nature mort – мертвая натура. В отличие от рисования живой натуры натюрморт составляют и изображают для изучения свойств неживой натуры, конструктивных особенностей отдельных предметов, а также изучения фактурных и пластических свойств различных материалов. Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI—XVII вв. в Голландии и Фландрии.


В качестве моделей для учебного рисунка используют предметы быта, мебель, гипсовые слепки орнамента, архитектурные детали.

Для первого натюрморта выбрана постановка из 2…3 геометрических тел. Необходимо выполнить рисунок постановки с натуры с полной тоновой проработкой формы (рис. 11).

Студенты должны научиться компоновать рисунок, правильно передавать пропорции предметов, приобретение навыков рисования конструктивного рисунка с учетом линейной перспективы, развить способность выявления пластики и объема тел средствами светотени.



Рис. 11. Пример графической работы 2. Светотеневой рисунок натюрморта из двух геометрических тел

Работа над рисунком начинается с компоновки листа, необходимо найти правильные соотношения формы и размера рисунка с формой и размером листа бумаги. Предметы располагаются по центральной оси листа, но с таким расчетом, чтобы зрительный центр изображения помещался несколько выше геометрического центра листа, так как зрительный и геометрический центры листа не совпадают (рис. 12).



Рис. 12. Определение композиционного центра листа
В противном случае рисунок будет «съезжать» вниз. При изображении группы геометрических тел необходимо учитывать неравномерность распределения их зрительных масс в общей композиции на листе. Для этого со стороны наиболее массивных элементов оставляют поле листа большего размера.

Вообще же изображение должно быть так размещено на листе, чтобы, с одной стороны, ему не было слишком свободно (чтобы оно не «плавало» в листе), а с другой – слишком тесно. При этом необходимо исходить именно из размеров имеющегося в распоряжении рисующего листа бумаги и компоновать рисунок в заданных пропорциях листа, либо определять сразу нужный для данной изобразительной задачи лист бумаги с определенными размерными соотношениями сторон. Недопустимо исправлять погрешности композиции последующим удалением лишних полей листа.


Перед началом работы определяют подходящую ориентацию листа (вертикальную или горизонтальную) в зависимости от того, что больше высота или ширина модели. Намечая основные пропорции общей композиции, необходимо включить в нее падающие тени и оставшиеся пустоты листа.

В углах листа рисуют эскиз компоновки, небольшие предварительные наброски натюрморта или план расположения фигур. Размер эскиза – не более 7…8 см по большей стороне. Соотношения сторон должны приближаться к соотношению сторон большого листа, на котором будет создан рисунок. Досконально прорисовывать эскиз не нужно.

Начинают линейную проработку натюрморта с общего абриса – внешнего грубого контура постановки. Причем поочередное рисование предметов постановки недопустимо. Все изображение выполняется в целом, как будто рисуем не несколько отдельных предметов, а один большой предмет сложной формы. Этапы работы над натюрмортом приведены на рис. 13.



Рис. 13. Этапы работы над натюрмортом
На первом этапе необходимо определиться с соотношением размеров предметов. В этих случаях используют общий прием глазомерного сравнения величины предметов; и их частей. За единицу измерения можно принять величину одного из предметов, входящих в эту группу.

Следует отличать истинное соотношение частей предмета от пропорций его изображения с какой-то определенной точки зрения. Пропорции предмета при наблюдении и при рисовании его с различных точек зрения будут восприниматься неодинаково, т.е. его проекция на сетчатку глаза (на картинную плоскость) в разных случаях будет соответственно изменяться.


Рис. 14. Построение и светотеневые рисунки цилиндра

Затем начинают линейную прорисовку с учетом линейной перспективы. При этом необходимо учитывать некоторые объективные особенности геометрических тел. При построении тел вращения – шара, цилиндра, конуса следует пользоваться вспомогательными осевыми линиями. Эти линии уточняют пропорции, пространственное положение предметов. На рис 14 показан примеры выполнения рисунка цилиндра в различных положениях.

Построение начинают с проведения оси цилиндра, по отношению к которой намечают основания – «эллипсы» (строго говоря, эта фигура эллипсом не является из-за перспективных искажений размеров) (рис. 15).



Рис. 15. «Эллипс» основания цилиндра. Рассечение цилиндра горизонтальными плоскостями.
Обратите внимание на то, что большие оси овалов всегда изображаются под прямым углом к оси цилиндра. Ближняя к наблюдателю часть полуокружности больше, нежели дальняя. Кроме того, основания цилиндра – овалы неодинаковы по ширине. Чем ближе круглое основание к линии горизонта, тем меньше раскрытие эллипса. Окружности основания всегда рисуются не линзовидными, а с эллипсовидными округлениями.

Все вспомогательные линии выполняется еле заметными линиями. При «легком» нанесении невидимых линий к концу работы они исчезают под штриховкой (без стирания).



Рис. 16. Линейная прорисовка куба

Изображение призм и пирамид, особенно многогранных, можно проследить на примере рисунка куба. Помимо точных пропорциональных соотношений здесь очень важно грамотная прорисовка перспективных сокращений параллельных линий. Необходимо помнить, что вертикальные линии будут выполняться строго параллельно вертикальному краю листа (рис. 16).


После тщательной «сквозной» прорисовки всех фигур выполняют тоновую проработку рисунка.

Для успешного выполнения задания студенту необходимо ознакомиться с основными приемами выявления объема.

Пластика гранных тел выявляется тональной проработкой его поверхности с помощью штриховки. Использовать тушевку в карандашных работах начинающим рисовальщикам не рекомендуется, так как работа получается грязная, неаккуратная. Тонирование (штриховка) каждой грани с определенной растяжкой силы тона показана на примере светотеневого рисунка куба (рис. 17). Возможно многократное нарастание и убывание силы тона в пределах одной грани. Линии штриховки плоских поверхностей – прямые.



Рис. 17. Тональная проработка гранных тел.
Наличие на листе более трех одинаковых по контрастности и силе тона пятен нарушает пространственность восприятия и делает изображение плоским.

Пластику криволинейных тел (цилиндр, конус, шар и т.п.) выявляют после усвоения понятия изофотолиний поверхности. Изофотами называются линии равной освещенности поверхности. На листе следует показать принцип получения изофот на ортогональных проекциях для конуса и цилиндра. Выделяют зону блика, света, полутона, тени и рефлекса на круглых телах в перспективе, и только после этого приступают к их тонированию.

При прорисовке теней падающих, необходимо помнить, что граница падающей тени есть проекция границы собственной тени (рис. 18). После получения границ теней приступают к их тонированию.



Рис. 18. Построение границ собственных и падающих теней на геометрических телах
Тоном стараются передать не только объемность тел, но также и глубину пространства. Прорабатываются тени собственные и падающие, постепенно набирая тон каждой поверхности. При этом работают, так же как и при линейном построении, над всем рисунком одновременно. Линейный контур предметов необходимо «спрятать» туда, где темнее. На окончательном тоновом рисунке «проволочных» линий быть не должно (рис. 19).



Рис. 19. Окончательный тоновой рисунок

Для передачи пространства, «воздуха» вокруг предметов необходимо тонально проработать и фон рисунка. Весь лист заштриховывать необязательно. Можно лишь показать тоновое соотношения освещенных предметов и неосвещенного фона. Но переход тона к белым краям листа должен быть плавным.

На заключительном этапе выполнения рисунка изображение нужно обобщить:

– усилить контраст на переднем плане;

– «притушить» (сделать чуть темнее) рефлексы собственных и падающих теней;

– усилить яркость падающих теней по отношению к собственным;

– увеличить насыщенность падающих теней рядом с предметами, от которых эти тени падают.
Графическая работа 3

СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ОРНАМЕНТА

или гипсового растительногоорнамента

Для этой графической работы выбрана симметричная стилизованная форма трилистника – повторяющийся элемент архитектурного фриза, либо чуть более сложный по форме гипсовой орнамент «Лавровые листья» (рис. 20).


Рис. 20. Светотеневые рисунки повторяющегося орнамента и гипсового орнамента «Лавровые листья»

Рисунок ведется от общего вида орнамента к прорисовки мелких элементов. При этом работать студент должен по всей площади листа. Недопустимо прорисовывать полностью отдельные части орнамента. Это может привести к ошибкам компоновки и к искажению пропорций.

После выполнения эскиза компоновки намечают основные пропорции плинта – основания гипсовой доски (рис. 21 а), к которой прикреплен орнамент, проводят линию горизонта, определяют угол наклона предметной плоскости по отношению к плоскости фона.

Только когда пропорции плинта взяты верно, имеет смысл заниматься построением самого орнамента (рис. 21 б). На этом этапе прорисовываются детали орнамента с учетом линейной перспективы.

а

б

Рис. 21. а – Размещение гипсового слепка на листе с учетом положения линии горизонта. б – Линейно конструктивное построение орнамента


Третий этап (рис. 22) связан с передачей объема и пространства.



Рис. 22. Светотеневая проработка объема и пространства
На завершающей стадии необходимо не только выявить объем предметов, но и передать пространство вокруг натюрморта. Чтобы появилось ощущение воздуха нужно убрать жесткий контур предметов, «спрятав» его в те поверхности, которые темнее.

Работа над гипсовым орнаментом «Лавровые листья» (рис. 20) выполняется по тому же плану, что и предыдущие графические работы, в частности, светотеневой рисунок повторяющегося орнамента. Разница лишь в отсутствии симметрии в этом гипсовом орнаменте. Во всем остальном последовательность рисования гипсового слепка та же. При выполнении разметки композиции на большом листе особое внимание обращается на пропорции как гипсовой плиты, так и деталей орнамента. Несмотря на растительный характер орнамента, а значит очень свободный, несимметричный, студенты должны очень внимательно отнестись к линейным построениям, учитывая перспективные искажения частей постановки. Весь рисунок выполняют легкими линиями, чтобы в дальнейшем при выполнении светотеневой проработки было легче передать светлую, матовую фактуру гипса. После обобщения рисунка работу над натюрмортом завершают.


ГРафическая работа 4

Светотеневой Рисунок натюрморта из нескольких сложных по форме предметов с драпировкой

В начале работы над сложным натюрмортом (рис. 23) рекомендуется сделать несколько кратковременных композиционных набросков натюрморта в различных ракурсах. Один из набросков можно использовать как эскиз для длительного рисунка натюрморта.



Рис. 23. Пример выполнения светотеневого рисунка сложного натюрморта с драпировкой

Работа над этим натюрмортом ведется в той же последовательности, что и в предыдущем задании. Этот принцип последовательности необходимо соблюдать и во всех последующих работах.

Вначале намечается композиция, конструкция и пропорции общих форм, создавая тем основу для дальнейшей работы. Для правильности построения намечают и невидимые грани предмета, рисуют как бы «насквозь» (рис. 24). Конкретизировав строение формы, переходят к «лепке» ее светотенью.



Рис. 24. Сквозная прорисовка предметов натюрморта

В этой постановке используется драпировка – специальная ткань, разложенная особым образом, усиливающая декоративный эффект натюрморта. Любая ткань в зависимости от удерживающих ее в определенных опорных точках линий и форм образует складки. Более сложные складки принято называть драпировками. Складки и драпировки могут быть различных форм. Форма складок зависит от того, на какой предмет она наброшена, и направление складок зависит от этих форм. В ткани, брошенной на поверхность стола, стула отчетливо проявляются, ее пластические свойства. Заломы и складки образуются в зависимости от мягкости, текучести или, наоборот, жесткости ткани, т. е. от ее структуры. Так, складки на марле сильно отличаются от складок на бархате, парче или сукне, а также на шелке или ситце. Ткань может быть мягкой, струящейся, жесткой, тяжелой с крупными складками, легкой воздушной и т. д.


Рисунок драпировки ведут в четыре приема (рис. 25):

показывают основные пропорции всей массы ткани (рис 25 а), обозначая крупные и второстепенные складки, строят контуры изгибов складок, обращая внимание на параллельность отдельных элементов складок и плавность изгибов линий (рис. 25 б);

после прорисовки контуров определяют направление света падающего на складки ткани, и в соответствии с этим намечают более светлые и темные плоскости на поверхности складок, легко заштриховывают все затемненные места (рис. 25 в);

заканчивая рисунок, наносят все полутона, подчеркивая тени, выделяя основные складки (рис. 25 г).

а

б

в

г

Рис. 25. Этапы работы над светотеневым рисунком драпировки
Пример законченного рисунка драпировки приведен на рис. 26.



Рис. 26. Рисунок драпировки и постановки с драпировкой

При прорисовке драпировки необходимо помнить о фактуре ткани. Плотная жесткая ткань дает более рельефные складки, мягкая струящаяся – создает более «облегающие» поверхности.


По мере удаления предметов от источника света контрастность светотеневых отношений будет ослабевать. Четкость рисунка формы также будет ослабевать и теряться. На переднем плане предметы будут хорошо видны, и будут становиться более «размытыми» по мере удаления от наблюдателя.

Особое внимание при тоновой проработке необходимо уделить передаче фактур различных материалов – фарфора, дерева, ткани, металла, керамики стекла. Предметы с глянцевой поверхностью имеют яркие блики и сильные рефлексы.

В целом в работе над сложным натюрмортом сохраняется та же последовательность рисунка, что и простом натюрморте, но сам характер работы должен быть подчинен главному – точной передаче большой формы и материальности вещей, составляющих содержание натюрморта (рис. 27).









Рис. 27. Этапы работы над сложным натюрмортом с драпировкой.

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ

С ДРАПИРОВКОЙ

В этой графической работе студентам предложено выполнить светотеневой рисунок стула с драпировкой (рис. 28). Начало работы над этой постановкой и ее последовательность ничем не отличается от выполнения предыдущих работ.


Рис. 28. Пример выполнения светотеневого рисунка предметов мебели с драпировкой
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить себе с помощью воображения ее внутреннее строение, будто масса предмета прозрачна. Применяемый в рисунке метод «сквозной» прорисовки помогает лучше уяснить характерные особенности строения формы, ее конструкции. Конструкция – это структурная основа формы, каркас, связывающий расположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластичный объем.

Типичная ошибка студента заключается в том, что он стремится срисовать лишь обращенные к нему поверхности формы, не думая о структуре в целом. Отсюда плоские, вялые, неубедительные рисунки. Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета необходимо понять конструктивные, узловые точки и линии. С их помощью легче установить взаимное пространственное расположение частей предмета, определяющих конструкцию формы. Особое внимание уделяют конструктивным особенностям стула: креплениям перекладин, ножек и т.п., учитывая перспективные сокращения. К рисованию складок драпировки приступают в последнюю очередь, после выполнения линейного построения стула.

Главная задача тонального решения заключается в том, чтобы правильно передать светотеневые отношения модели. Однако необходимо иметь в виду, что эти отношения в натуре и на рисунке не могут быть тождественны, так как в рисунке тональная гамма имеет предел. Следовательно, в рисунке нужно передавать не абсолютную силу света и тени, а лишь правильные отношения между ними, для чего приходиться сужать естественную тональную гамму путем соответствующего уменьшения силы соседних тонов. Это приводит нас к понятию «тонального масштаба», когда и самый темный, и самый светлый тон в рисунке заведомо ослаблены по отношению к натуре, но все градации тона между этими значениями выявлены. При этом недопустимо сильное зачернение теней.

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА 6

РИСУНОК РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ

Ландшафтный архитектор должен уметь быстро и профессионально изображать растительные формы как с натуры, так и по представлению. Для решения этой задачи необходимо выполнить светотеневой рисунок натюрморта с комнатным растением (рис. 29).




Рис. 29. Примеры выполнения рисунка натюрморта с растением.

Начало изображения растения аналогично предыдущим работам: необходимо начать с абриса и характерных линий и постепенно детализировать изображение. Хотя в природных формах нет геометрически точных линий, изображать растения вовсе непросто. Чтобы передать правдивое изображение растения в рисунке, надо выявить его основные, характерные признаки, понятные зрителю. При этом пропорции можно соблюдать не так строго, как в случае с геометрическими телами. Совсем неважно, сколько будет второстепенных деталей, главное добиться ее узнаваемости растения зрителем.

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА 7

ПЕЙЗАЖ КАРАНДАШОМ

Для приобретения навыков рисования растительных форм студенты выполняют пейзаж в технике карандашного рисунка (рис. 30).



Рис. 30. Пример выполнения пейзажа карандашом

Работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над натюрмортом, ведь здесь невозможно сделать натурную постановку. Поэтому для выбора композиции пейзажа необходима предварительная работа по поиску темы, сбору материала (наброски, зарисовки), выполнение эскиза с натурных зарисовок.

Рисовать пейзаж карандашом – достаточно сложная работа, потому что в природе не встретишь четких геометрических форм и однородных фактур. Чтобы проследить движение и передать фактуру и объем, необходимо быть предельно наблюдательным.

Для изображения иллюзии глубины картины в пейзаже должны быть передний план, средний план и фон картины (рис. 31).


Рис. 31. На переднем плане деревья должны быть более яркими и темными.

Чтобы рисунок казался оптимальным для размеров листа бумаги, не нужно подводить основные элементы композиции к краю картины

На первом этапе надо определиться с композицией и наметить одними линиями стволы деревьев, которые находятся прямо перед вами (на переднем плане).



Рис. 32. Размещение композиции пейзажа на листе

Важна точная передача характера ствола, вида и расположения ветвей (прямые, искривленные, степень их сбега к вершине и т.п.), особенностей кроны (очертание ее контура, степень и характер ажурности и т.п.). (рис. 33).



Рис. 33. Рисование стволов и ветвей должно предшествовать изображению листвы
Затем прорисовать более четко контуры деревьев, наметить ветви и разбить их на более тонкие веточки. Очень важно выявить фактуру дерева. При тонировании растительных форм используют структурную штриховку, передающую фактуру поверхности (поверхность газона, клумбы, кустарника, кроны деревьев) (рис. 34).



Рис. 34. Способы штриховки при изображении растений.
Необходимо помнить о трехмерности изображаемого растения. Для этого надо обратить внимание, с какой стороны падает свет, где находятся тени. Сначала заштриховываются более темные области и усиливаются тени (рис. 35).



Рис. 35. Выявление объема кроны деревьев


Рис. 36. Прорисовка мелких деталей.
В заключение прорисовываются необходимые детали – более мелкие ветви, уточнение коры дерева, трава на переднем плане и т.д. (рис. 36).



следующая страница >>