birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 ... 7 8

беларусь


таблица 1-го отчета о прогрессе (декабрь 2009 г.)


  1. Меры, предпринятые в отношении основных рекомендаций (Рекомендации 5, 10, 13, Специальные рекомендации II, IV)



Рекомендации

Краткая характеристика факторов, определяющих данную степень соответствия


Описание предпринятых или планируемых мер по исправлению недостатков с момента утверждения отчета о взаимной оценке (декабрь 2008)


5. Надлежащая проверка клиентов

1. Отсутствует явное требование идентификации клиентов при установлении деловых отношений


В октябре 2009 г. внесен в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» устанавливающий, что лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовых операций в случае установления договорных отношений.


2. Установленный порог проведения НПК (300 тыс. долл США – для операций юридических лиц) значительно превышает установленный в Рекомендациях ФАТФ


Вышеуказанным законопроектом устанавливается, что лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством, а также в случаях:

установления договорных отношений;

осуществления финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин;


осуществления финансовых операций, подлежащих особому контролю. Участники финансовых операций обязаны представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.


3. Возможно ведение неверифицированных и фиктивных счетов и осуществление операций в электронных деньгах


Особенности идентификации владельцев электронных кошельков определены подпунктом 1.5 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2009 № 91 ”О внесении дополнений и изменений в Правила осуществления операций с электронными деньгами“. Установлено, что банк, открывая электронный кошелек, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязан обеспечить их идентификацию посредством заключения договора, предусматривающего права и обязанности сторон при эмиссии, распространении, использовании и погашении электронных денег, а также содержащего сведения об электронном кошельке, открываемом на имя юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В отношении физических лиц, которым открываются либо открыты электронные кошельки, банк обязан обеспечить идентификацию при наличии любого из следующих случаев:

открытие физическим лицом электронного кошелька на сумму 1000 базовых величин или более (при совершении операции в иностранной валюте - на сумму, эквивалентную 1000 базовых величин или более);

соответствие остатка электронных денег в электронном кошельке физического лица 1000 базовых величин или более (при совершении операции в иностранной валюте - сумме, эквивалентной 1000 базовых величин или более);

использование электронных денег на сумму, превышающую 90 базовых величин в течение одного операционного дня (при совершении операции в иностранной валюте - на сумму, превышающую 90 базовых величин в эквиваленте в течение одного операционного дня).

Для определения эквивалента используется официальный курс белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленный Национальным банком на дату проведения операции (соответствия остатка электронных денег в электронном кошельке сумме, установленной данным подпунктом).


Для проведения идентификации физическое лицо предъявляет уполномоченному лицу банка документ, удостоверяющий личность, в целях заключения соответствующего договора.


4. Отсутствует требование идентификации при проведении некоторых видов операций ниже установленного порога (обмен валюты, банковские операции без открытия счета, в том числе денежные переводы внутри Беларуси)


Вышеуказанным законопроектом устанавливается, что лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством, а также в случаях:

установления договорных отношений;

осуществления финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин;

осуществления финансовых операций, подлежащих особому контролю. Участники финансовых операций обязаны представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.

Законопроектом определено также, что лица, осуществляющие финансовые операции, при осуществлении денежных (банковских, почтовых, телеграфных, электронных) переводов по поручению отправителя (плательщика) на сумму, равную или превышающую 100 базовых величин (кроме расчетов с использованием банковских пластиковых карточек при оплате товаров и услуг и получении по ним наличных денежных средств или межбанковских расчетов, когда плательщиком выступает банк, небанковская кредитно-финансовая организация от своего имени), помимо вышеперечисленных обязанностей, обязаны обеспечить на любом этапе их проведения получение, передачу, а также хранение в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 5 Закона о ПОД/ФТ (в новой редакции) следующей информации:

об отправителе (плательщике) – физическом лице: фамилии, собственного имени, отчества (при наличии), номера счета (в случае его отсутствия – номера финансовой операции), места жительства (пребывания), реквизитов документа, удостоверяющего личность, а для отправителя (плательщика) – физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, – также учетный номер плательщика (при его наличии);


об отправителе (плательщике) – организации: наименования, номера счета (в случае его отсутствия – номера финансовой операции), учетного номера плательщика (в случае его отсутствия для иностранных организаций  иного идентификационного номера).

Проектом Закона предусмотрено внесение изменений в ст. 7 Закона в отношении проведения идентификации участников финансовых операций в случае осуществления финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин. Данная норма будет распространяться и на денежные переводы, пересылаемые как внутри Беларуси, так и на международные.


5. Наличие исключений в требованиях по особому контролю означает, что идентификация клиентов, в отношении которых возникает подозрение ОД/ФТ, производится не во всех случаях


Согласно вышеуказанному законопроекту, ст. 9 исключена из Закона о ПОД/ФТ.

6. Для финансовых организаций, кроме кредитных, отсутствуют требования исследовать структуру владения/управления клиента- юридического лица


В законопроекте определена обязанность лиц, осуществляющих финансовые операции, при установлении договорных отношений предпринимать меры для установления бенефициарных владельцев организации – физических или юридических лиц, которые прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц), в конечном счете является собственниками (учредителями, участниками) организации или иным образом имеют возможность определять ее решения или оказывать влияние на их принятие. При этом бенефициарным владельцем считается физическое лицо, владеющее долей (количеством акций) в уставном фонде организации в размере, равном либо превышающем 10 процентов, либо иным образом имеющее возможность определять решения или оказывать влияние на их принятие в отношении этой доли (количества акций).

7. Требование получать от клиента информацию о цели и предполагаемом характере деловых отношений установлено только для банковского сектора


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

8. Для финансовых учреждений, кроме кредитных, отсутствует требование осуществлять текущий

контроль транзакций клиента на предмет их соответствия профилю клиента


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

9. Отсутствует требование получать информацию об источнике средств клиента, когда это необходимо


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

10. Отсутствуют требования по осуществлению усиленных мер НПК в отношении клиентов,

деловых отношений и транзакций, представляющих собой высокий риск (кроме банковского сектора)


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

11. Отсутствуют процедуры управления рисками по операциям, где невозможна идентификация/ верификация до или во время проведения транзакции


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

12. Отсутствует требование для финансовых учреждений отказывать в установлении/ продолжении деловых отношений/ осуществлении операции в случае невозможности проведения НПК

Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовлен соответствующий законопроект, которым установлено, что лица, осуществляющие финансовые операции, вправе отказать участникам финансовой операции в их осуществлении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для идентификации данных лиц.


Национальным банком запланировано в 2010 году внесение изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь.

Планируется дополнить часть первую статьи 199 Банковского кодекса предложением следующего содержания:

”Банк и небанковская кредитно-финансовая организация вправе отказать физическому или юридическому лицу в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случае непредставления документов, необходимых для идентификации данных лиц в соответствии с законодательством.“,

Пунктом 871Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7.09.2004г. № 1111, предусмотрено отказывать в совершении денежного перевода в случае невозможности проведения НПК.


13. Требования по идентификации существующих клиентов установлены только для банковского сектора и участников рынка ценных бумаг

Планируется внесение дополнения в пункт 3 Типовых правил внутреннего контроля операторов почтовой связи, осуществляющих финансовые операции, подлежащие особому контролю, утвержденных постановлением Минсвязи 30 марта 2006 г. № 9, в отношении периодичности обновления сведений, полученных в результате проведения идентификации лиц.

10. Хранение данных

1. Существующие требования устанавливают срок хранения документов, который не соответствует требованиям ФАТФ по хранению – в течение 5 лет после завершения отношений с клиентом


Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовлен соответствующий законопроект, устанавливающий обязанность лиц, осуществляющих финансовые операции, хранить сведения об идентификационных данных участников финансовой операции не менее пяти лет после прекращения договорных отношений.

2. Нет требований по составу данных подлежащих хранению и последующему восстановлению финансовых операций


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

3. Отсутствуют требования по хранению документов в формате, обеспечивающим своевременный доступ компетентным органам


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

13. Информирование о подозрительных операциях

1. Недостатки в криминализации ОД и ФТ ограничивают обязанности по СПО в части ОД и

ФТ


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

2. Ст. 9 Закона о ПОД/ФТ исключает ряд финансовых операций подлежащих особому контролю


Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовлен соответствующий законопроект, который исключает ст.9 из Закона о ПОД/ФТ

3. Финансовые учреждения не уделяют должного внимания направлению СПО в соотношении с операциями свыше пороговой суммы (кроме банковского сектора)


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

СР.II Криминализация финансирования терроризма

1. Не предусмотрена криминализация косвенного предоставления денежных средств для целей ФТ


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

2. Не криминализовано предоставление средств террористической организации или

индивидуальному террористу, если средства не связаны с конкретным террористическим актом


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

3. Не криминализовано финансирование хищения ядерных материалов в целях терроризма, а также финансирование незаконных действий против фиксированных платформ, расположенных на континентальном шельфе


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

СР.IV Информирование о подозрительных операциях

1. Вызывает вопросы эффективность функционирования системы замораживания, значительная часть которой основана на уголовно-процессуальных механизмах


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

2. Отсутствуют необходимые механизмы рассмотрения и использования информации, полученной от зарубежных государств в отношении субъектов замораживания


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

3. Только для кредитных учреждений установлены детальные инструкции по процедуре замораживания


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

4. В Беларуси отсутствуют процедуры по рассмотрению обращений об исключении лица из списков


Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

5. Отсутствуют также механизмы по размораживанию средств лиц, в отношении которых случайно были применены механизмы замораживания



Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.

6. В Беларуси отсутствуют механизмы, разрешающие доступ к той части средств, которая необходима для базовых жизненных нужд в соответствии с условиями РСБ ООН 1452.

Проводится работа по выполнению данной рекомендации миссии оценщиков ЕАГ.



<< предыдущая страница   следующая страница >>