birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 7 8

ЕАГ-V




ЕАГ/ОП (2009) 2


ПЕРВАЯ ВЗАИМНАЯ ОЦЕНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Первый отчет о прогрессе

по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ

I. ВВЕДЕНИЕ


  1. Цель данного документа – представить Пленарному заседанию ЕАГ первый отчет Республики Беларусь, который описывает меры, предпринятые Республикой Беларусь по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. 9-ое Пленарное заседание ЕАГ утвердило отчет взаимной оценки Республики Беларусь в декабре 2008 г. и попросило Республику Беларусь представить отчет о прогрессе к декабрю 2009 г.



  1. Среди базовых и ключевых Рекомендаций ФАТФ (Core and Key Recommendations) Республике Беларусь была выставлена оценка «частичное соответствие» по Рекомендации 5 (надлежащая проверка клиентов), Рекомендации 10 (хранение данных), Рекомендации 13 (сообщение о подозрительных операциях), Рекомендации 23 (регулирование, надзор и мониторинг), Специальной Рекомендации II (криминализация финансирования терроризма), Специальной Рекомендации III (Замораживание и конфискация террористических активов), Специальной Рекомендации IV (информирование о подозрительных операциях), Специальной Рекомендации V (международное сотрудничество. В связи с данными рейтингами и в соответствии с п. 41 Процедур взаимных оценок ЕАГ (ЕАГ/ПЛЕН(2007)4 rev4) Республика Беларусь попала под процедуры стандартного мониторинга. Республики Беларусь были выставлены оценки «частичное соответствие» и «несоответствие» по 28 Рекомендациям, как указано ниже.



Частичное соответствие (ЧС)

Несоответствие (НС)


Р.5 (Надлежащая проверка клиентов)

Р.6 (Политически значимые лица)

Р.7 (Корреспондентская банковская деятельность)

Р.8 (Новые технологии и бизнес без прямого контакта)

Р.10 (Хранение данных)

Р.11 (Необычные операции)

Р.13 (Информирование о подозрительных операциях)

Р.15 (Внутренний контроль, комплайенс

и аудит)

Р.16 (ОНФПП – Р.13-15 и 21)

Р.17 (Санкции)

Р.18 (Банки-оболочки)

Р.21 (Особое внимание к странам более высокого риска)

Р.23 (Регулирование, надзор и мониторинг)

Р.25 (Информационные руководства и обратная связь)

Р.29 (Надзорные органы)

Р.31 (Национальное сотрудничество)

Р.32 (Статистика)

Р.38 (ВПП по конфискации и замораживанию)

СР.II (Криминализация финансирования терроризма)

СР.III (Замораживание и конфискация террористических активов)

СР. IV (Информирование о подозрительных операциях)

СР.V (Международное сотрудничество)

СР.VII (Правила электронного перевода)

СР.VIII (Некоммерческие организации)


Р.12 (ОНФПП – Р.5, 6, 8-11)

Р.22 (Иностранные отделения и филиалы)

Р.24 (ОНФПП - регулирование, надзор и контроль)

СР.IX (Трансграничное декларирование и информирование)


II. ОБЗОР ПРОГРЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ДЕКАБРЯ 2008 г.

  1. Данный раздел выделяет наиболее значимые шаги, которые были предприняты Республикой Беларусь с декабря 2008 г. с целью исправления недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Более детальные меры изложены в Приложении 2.


Базовые рекомендации (Р. 5)
Рекомендация 5 (надлежащая проверка клиента)

5. За отчетный период Беларусь предприняла некоторые шаги по исправлению недостатков в части идентификации клиентов – пользователей электронных денег. Так, в соответствии с подпунктом 1.5 постановления Правления НБРБ от 29.06.2009 № 91 установлено, что банк, открывая электронный кошелек юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязан обеспечить их идентификацию посредством заключения договора.

6. В отношении физических лиц, которым открываются либо открыты электронные кошельки, банк обязан обеспечить идентификацию при наличии любого из следующих случаев:

а) открытие физическим лицом электронного кошелька на сумму 1000 базовых величин или более (при совершении операции в иностранной валюте - на сумму, эквивалентную 1000 базовых величин или более);

б) соответствие остатка электронных денег в электронном кошельке физического лица 1000 базовых величин или более (при совершении операции в иностранной валюте - сумме, эквивалентной 1000 базовых величин или более);

в) использование электронных денег на сумму, превышающую 90 базовых величин в течение одного операционного дня (при совершении операции в иностранной валюте - на сумму, превышающую 90 базовых величин в эквиваленте в течение одного операционного дня).

Для проведения идентификации физическое лицо предъявляет уполномоченному лицу банка документ, удостоверяющий личность, в целях заключения соответствующего договора.
7. В отношении абзацев б) и в) пункта 6 не ясно, как банк осуществляет идентификацию пользователя, т.к. расчеты по электронным кошелькам ведутся без участия кредитной организации.
8. Данные требования также не позволяют выявлять конечного бенефициарного собственника – физического лица, а также вести какой-либо мониторинг транзакций клиентов. Для данного вида услуг также остается нерешенным вопрос о хранении документов по финансовым транзакциям (Р.10), выявлению необычных операций (Р.11) и направлению СПО (Р.13). В этой связи значительные риски ОД/ФТ в этой сфере сохраняются в РБ и требуют дополнительных мер.
Другие рекомендации (Р. 7)
Рекомендация 7 (Корреспондентская банковская деятельность)

8. Согласно Постановлению НБРБ от 28.06.2009 № 86 внесены изменения и дополнения в Инструкцию об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 № 34 (далее  Инструкция № 34):


- определено, что при установлении корреспондентских отношений с банками-нерезидентами банк собирает информацию для изучения и оценки характера деятельности банка-корреспондента, его репутации, эффективности системы надлежащей проверки клиентов, принимаемых мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности и качества надзора в стране пребывания банка-корреспондента.

- Пунктом 4 приложения 1 к Инструкции № 34 установлен перечень обязательных сведений, которые должна содержать анкета стандартной и расширенной форм для банка-корреспондента, в частности, сведения об организационных мерах, принимаемых банком-корреспондентом в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.


  1. В соответствии с данным Постановлением НБРБ можно отметь, что в целом данная рекомендация имплементирована Республикой Беларусь полностью, однако, вызывает сомнение, что данные требования распространяются на все категории банков, как отмечалось в отчете взаимной оценки РБ.


Эффективность и статистика


  1. Исходя из предоставленной статистики, можно отметить эффективность работы ПФР, особенно в части возбуждения уголовных дел правоохранительными органами с использованием материалов ДФМ, и объемов конфискации соответствующего имущества. В надзорной деятельности эффективность отмечается в части надзорной практики и санкций в организациях поднадзорных Национальному Банку РБ (коммерческие банки).



  1. В то же время вызывает озабоченность отсутствие/малое количество проверок ПОД/ФТ в следующих учреждениях: страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, нотариусы, адвокаты, почта, бухгалтера/аудиторы. В этой связи надзорным органам рекомендуется принять срочные меры для усиления надзорной работы в области ПОД/ФТ для данных организаций.



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  1. За период с декабря 2008 г. некоторый прогресс Республики Беларусь отмечается по линии финансовых рекомендаций (Р.5, 7). Тем не менее, существенных результатов в нормотворческой деятельности еще не достигнуто.




  1. Также следует отметить, что Республикой Беларусь разработан ряд законопроектов по выполнению Рекомендаций 5, 6, 10, 13, 17, 18, 22, 23, 25, 29, СР. VII, CP. IX. В соответствии с этим необходимо учесть, что большинство мер по исправлению недостатков, по видимому, будут реализованы в 2010 г. В этой связи целесообразно рекомендовать РБ представить очередной отчет о прогрессе к 12-му Пленарному заседанию ЕАГ в июне 2010 г.


Секретариат ЕАГ

26 ноября 2009 г.



ЕАГ-V




Приложение 1
к ЕАГ/ОП (2009) 2


РЕЗЮМЕ

К 1-МУ ОТЧЕТУ О ПРОГРЕССЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИССИИ ОЦЕНЩИКОВ ЕАГ
1. В октябре 2009 г. внесен в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Следует отметить, что основными положениями предложенных поправок действующего Закона «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» являются следующие:

- вводятся понятия «бенефициарный владелец», «доходы, полученные преступным путем», «участники финансовой операции», «финансовая операция»;

- предусматривается установить, что лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовых операций не только в случаях, предусмотренных законодательством, а также в случаях установления договорных отношений, осуществления финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1000 базовых величин, осуществления финансовых операций, подлежащих особому контролю.


- предполагается вменить в обязанности участников финансовых операций представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации;

- предлагается ввести норму, наделяющую лиц, осуществляющих финансовые операции, правом отказать участникам финансовых операций в их осуществлении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для идентификации данных лиц;

- планируется наделить орган финансового мониторинга правом передачи в компетентные органы иностранных государств информации содержащей банковскую или коммерческую тайну;

- планируется принять определенные меры в отношении политически значимых лиц.

2. За отчетный период Национальный банк Республики Беларусь внес предложение дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей о наложении штрафа на банк в размере от пятидесяти до тысячи базовых величин за невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. В настоящее время законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности представлен для рассмотрения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь во втором чтении.

3. Особенности идентификации владельцев электронных кошельков определены подпунктом 1.5 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2009 № 91 «О внесении дополнений и изменений в Правила осуществления операций с электронными деньгами». Установлено, что банк, открывая электронный кошелек, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязан обеспечить их идентификацию посредством заключения договора, предусматривающего права и обязанности сторон при эмиссии, распространении, использовании и погашении электронных денег, а также содержащего сведения об электронном кошельке, открываемом на имя юридического лица, индивидуального предпринимателя.


В отношении физических лиц, которым открываются либо открыты электронные кошельки, банк обязан обеспечить идентификацию в предусмотренных данным документом случаях.

4. В отчетный период внесены изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности». Установлено, что сведения, указываемые в анкете клиента, фиксируются и хранятся в электронной базе данных банка, к которой ответственным должностным лицам, работникам специального структурного подразделения должен быть обеспечен оперативный доступ.

5. Также за отчетный период было подписано Соглашение между Департаментом финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Управлением по предотвращению отмывания доходов и финансирования терроризма Министерства финансов Республики Македония о сотрудничестве по обмену информацией, связанной с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

6. Представители Департамента финансового мониторинга и структурных подразделений Комитета государственного контроля Республики, Министерства внутренних дел, Национально банка, Генеральной прокуратуры, Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации, Министерства спорта и туризма, Министерства финансов приняли участие в следующих обучающих мероприятиях:


Семинаре «Формы и методы Интернет-разведки»

25-28 февраля

г. Москва (Россия)

Семинаре «Внутренние юридические последствия реализации резолюций Совета Безопасности ООН и финансовых санкций против терроризма в Центральной и Юго-Восточной Европе»


31 марта-3 апреля

г. Бухарест (Румыния)

Семинаре экспертов-оценщиков Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма

18-22 мая

г. Москва (Россия)

Обучении по специальной программе: «Надзор в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма»

8-10 июня

г.Москва (Россия)

Семинаре «Типологии легализации доходов и финансирования терроризма»

7-13 июня

г. Сиракузы (Италия)

Семинаре «Финансовые расследования и типологические исследования в области ПОД/ФТ»

22-26 июня

г. Москва (Россия)

Семинаре «Меры борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма»

22-26 июня

г. Вена (Австрия)

Конференции по изучению типологий легализации преступных доходов

8-10 июля

г. Кишинев (Молдова)

Учебно-консультационном семинаре «Информационное сопровождение деятельности ЕАГ: механизмы взаимодействия и обмен опытом»

6-9 сентября

г. Москва (Россия)

Образовательной программе «Аналитические методы и специальные технологии ведения расследований»

13-18 сентября

г. Москва (Россия)

Образовательной программе «Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма


23 сентября – 2 октября

г. Москва (Россия)

Семинаре «Использование информационных технологий в сфере БОД/ПФТ»

26 сентября – 4 октября

г. Вена (Австрия)

Образовательной программе «Правовое обеспечение противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма»

5-8 октября

г. Москва (Россия)

Обучении по специальной программе «Надзор в сфере ПОД/ФТ»

12-17 октября

г. Москва (Россия)

Семинаре по тактическому анализу для подразделений финансовой разведки

11-16 октября

г.Боровое (Казахстан)

Международном семинаре по банковскому надзору в сфере ПОД/ФТ для государств-участников ЕАГ

1-11 ноября

г. Кишинев (Молдова)

ЕАГ-V




Приложение 2 к ЕАГ/ОП (2009) 2



следующая страница >>