birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


14 июля 2003 г. № 943
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
В целях дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства Совет Министров Республики Беларусь постановляет: Одобрить прилагаемую Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Министерству жилищно-коммунального хозяйства: довести указанную Концепцию до заинтересованных; в трехмесячный срок разработать и утвердить мероприятия по реализации данной Концепции; совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом, другими заинтересованными обеспечить реализацию Концепции и названных мероприятий и при необходимости вносить соответствующие предложения

в Совет Министров Республики Беларусь; ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным,

представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Концепции и мероприятий.
Исполняющий обязанности Премьер-министра

Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ
ОДОБРЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь 14.07.2003 № 943
КОНЦЕПЦИЯ

развития жилищно-коммунального хозяйства

Республики Беларусь на период до 2015 года
Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года (далее - Концепция) определяет цель, задачи и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики.
1. Общие положения

В настоящее время реформирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в рамках Национальной жилищной программы. Однако названная Программа не в полной мере учитывает проблемы, стоящие перед отраслью, и экономические реалии сегодняшнего дня. В связи с чем назрела необходимость принятия соответствующей концепции, предусматривающей перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. Основная цель данной Концепции - создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.


Задачами Концепции являются:

обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и

ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и коммунальных услуг; совершенствование и оптимизация структуры управления

жилищно-коммунальным хозяйством; финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства; переход на формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания; развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением инвестиций на эти цели. Достижение цели и реализация задач развития жилищно-коммунального хозяйства, определенных Концепцией, возможно только в условиях радикального изменения хозяйственного механизма - перехода отрасли в режим безубыточного функционирования. Деятельность по дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемая на основе Концепции, включает поэтапное реформирование платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги. Реализация Концепции позволит стабилизировать работу отрасли.
2. Реформирование экономических взаимоотношений

в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства в


перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его

воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному

государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла

их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи

основных фондов в коммунальную собственность, а также путем

приватизации гражданами значительной части государственного и

общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность

развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и

нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют

совершенствования экономических отношений в сфере

жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями,

техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по

фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от

сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей

коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом

недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.

Поэтому главным направлением реализации настоящей Концепции

является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и

других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в

соответствии с нормативами социального стандарта в области

жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом

субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке

данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе - расширенного

воспроизводства в отрасли.

В связи с этим необходимо осуществить ряд мер по

совершенствованию экономических взаимоотношений между

производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем

изменения системы финансирования, то есть переход от частичного


бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с

оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме при условии

обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и

экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Такой

переход предполагается осуществить в три этапа.

В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и

снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат

по основным видам услуг.

Основные усилия на ближайшую перспективу (ориентировочно до

2006 года) должны быть сосредоточены на рационализации и снижении

издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть

удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без

существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне.

Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто

за счет:

совершенствования системы управления жилищно-коммунальным

хозяйством;

проведения демонополизации и развития конкурентной среды;

внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

дифференциации оплаты в зависимости от качества и

месторасположения жилых помещений;

дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной

направленности, выделяемых на эти цели средств.

В целях экономической заинтересованности производителей услуг

независимо от форм собственности на период сохранения жесткого

государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных

услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат

по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная

плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере

повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет


снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и

промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования.

Учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе

продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить

работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги

за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня

возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами

населения.

Уровень возмещения затрат платежами населения на каждом этапе

реализации Концепции определяется при планировании расчетных

показателей бюджета на очередной финансовый год.

На завершающем этапе реформирования жилищно-коммунального

хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут составлять

100 процентов затрат, включая источники расширенного воспроизводства

и расходов по обязательному страхованию жилых помещений.

Сохранение всех источников финансирования на период доведения

уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и

образования источников расширенного воспроизводства создает

предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных

услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по

их оказанию.

Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные

услуги для населения на современном этапе и соответственно расходы

граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и стимулы по

экономии потребляемых услуг. Материальная заинтересованность

населения по установке индивидуальных приборов учета и регулирования

потребления услуг теплоснабжения и водопотребления не подкреплена

финансовыми возможностями их установки за счет средств граждан. Для

разрешения данной проблемы предлагается предоставить гражданам


возможность установки индивидуальных приборов учета и регулирования

потребления услуг и, прежде всего, водопотребления за счет средств

организаций-поставщиков услуг (предполагаемый срок завершения - 2008

год) с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку

либо через стоимость этих услуг.

Особенностью дальнейшего совершенствования политики

ценообразования на жилищно-коммунальные услуги должно стать не

простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на

материальные и, прежде всего, энергоресурсы, а более плавное

регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и

снижения себестоимости услуг.

Платежи населения за техническое обслуживание и коммунальные

услуги на каждом этапе реформирования не должны превышать уровня

(доли собственных расходов граждан в совокупном доходе

среднестатистической семьи), установленного государством.

На завершающем этапе реформирования ставка платы за пользование

жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от

качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать

расширенное воспроизводство этого вида услуг. Собственники жилых

помещений должны уплачивать налог на недвижимость.

Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций

граждан-застройщиков, имеющие более одного жилого помещения, должны

оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном

объеме. При наличии у гражданина двух и более жилых помещений

освобождению от обложения налогом на недвижимость подлежит только

одно жилое помещение по выбору гражданина. Предполагается введение в

повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и

более жилых помещений.

3. Состояние и этапы развития жилищного хозяйства

Сложившиеся экономические отношения в жилищной сфере позволили

сформировать частный жилищный фонд, в том числе путем проведения его

приватизации и увеличения строительства жилых помещений за счет

средств граждан. Около 80 процентов жилищного фонда находится в

частной собственности. В настоящее время завершается этап льготной

приватизации занимаемых гражданами жилых помещений. Сформировался

вторичный рынок жилых помещений, который позволяет населению решать

свои жилищные проблемы без помощи государства. В результате, очередь

на улучшение жилищных условий уменьшилась на 200 тыс. семей по

сравнению с 1990 годом.

Во исполнение постановления Совета Министров Республики

Беларусь от 28 июля 1997 г. № 972 "О передаче-приемке ведомственного

жилищного фонда в коммунальную собственность" (Собрание декретов,

указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь,

1997 г., № 21, ст.772) в 1997-2002 годах в коммунальную

собственность принято 16615,1 тыс.кв.метров общей площади

ведомственных жилых помещений. Завершается восстановление и

приведение в технически исправное состояние практически разрушенного

жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков, оставленных

после вывода войск Российской Федерации, а также городков,

переданных Вооруженными Силами Республики Беларусь и взятых на

баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства. В результате

проведения единой технической политики и повышения качества оказания

коммунальных услуг уровень обслуживания в принятом жилищном фонде

достиг среднереспубликанских показателей. При этом источники

финансирования остались прежними, а основные работы выполняются за

счет внутреннего перераспределения средств.

Проводится работа по упорядочению платы за техническое


обслуживание и коммунальные услуги, осуществлен переход к оплате за

общую площадь жилого помещения. Государством гарантирован социальный

стандарт (20 кв.метров общей площади) оплаты жилых помещений по

установленным ставкам (тарифам). Введен механизм адресной социальной

защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных

субсидий.

Проявившаяся в условиях дестабилизации экономики острая

нехватка бюджетных средств вызвала необходимость поиска новых

подходов к решению проблем обслуживания и ремонта жилищного фонда. С

принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З "О

совместном домовладении" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi

Беларусь, 1998 г., № 7, ст.88) у граждан появилась возможность

выбора способа управления недвижимым имуществом совместного

домовладения.

Вместе с тем в жилищном хозяйстве не удалось добиться

полноценных договорных отношений, несмотря на то, что в полной мере

их регламентирует постановление Кабинета Министров Республики

Беларусь от 15 сентября 1995 г. № 514 "Об утверждении Примерного

договора между местным исполнительным комитетом и

жилищно-эксплуатационным, коммунальным предприятием (объединением,

организацией) на выполнение работ по эксплуатации и ремонту

жилищного фонда и предоставления населению коммунальных услуг"

(Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров

Республики Беларусь, 1995 г., № 26, ст.651).



следующая страница >>