birmaga.ru
добавить свой файл

1
Отчет конкурсанта по самооценке



  1. Лидирующая роль руководства

В разделе следует отразить как руководители всех уровней опре­деляют предназначение организации, вырабатывают стратегию развития и способствуют её реализации; как форми­руют меры для достижения долгосроч­ного успеха и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлече­ны в деятельность, обеспечивающую развитие и внедре­ние системы менеджмента организации.

1.1. Определение руководителями предназначения организации, выработка стратегической цели. Определение приоритетов деятельности.

1.2. Обеспечение разработки и внедрения процессов эффективного руководства организацией.

1.3. Определение и выбор руководителями перемен (изменений), которые необходимо осуществить внутри организации, а также во внешних взаимоотношениях. Лидирующая роль руководителей в планировании изменений.
2.Политика и стратегия организации в области качества

В разделе анализируется информация о том, как организация реализует свое предназначение и стратегию; разработку политики, планов, целей и процессов.

2.1. Наличие долгосрочных и краткосрочных планов. Разработка, анализ и корректировка планов. Определение приоритетов, согласование, развертыва­ние и разъяснение планов, целей и целевых показателей.

2.2. Создание механизмов отчетности, позволяющих оце­нить прогресс в деятельности организации. Отслеживание результатов.

3. Персонал

В разделе следует отразить как в организации осуществляется процесс управления персоналом, использование его знаний и потенциала как на индивидуальном уровне, так и на уровне групп и всей организации.

3.1. Разработка планов в отношении персонала, управление наймом работников, продвижение их по службе и планирование карьеры, обеспечение справедливости во всех вопросах найма и занятости персонала.

Анализ текучести кадров.


3.2. Развитие и поддержка знаний и компетентности; курсы повышения квалификации. Выделение средств на участие в стажировках, конференциях, семинарах по обмену опытом (проанализировать в абсолютных или относительных показателях, в процентах от общих затрат).

3.3. Поощрение персонала. Выделение средств на поощрение сотрудников за высокое качество продукции, работ, услуг (в динамике к предыдущему году). Установление поддержки, например, в вопросах пенсионного обеспечения, охраны здоровья, заботы о детях и т.п. Выделение ресурсов, предоставление удобств и услуг в соответствии с требованиями законодательства (и сверх того).
4. Партнерство и ресурсы

В разделе следует отразить как организация формирует взаимоотношения с внешними партнерами и планирует внутренние ресурсы, как уп­равляет ими в целях повышения эффективности работы организации.

4.1. Взаимоотношения с партнерами. Критерии оценки выбора поставщиков. Как осуществляется контроль закупок. Как организована претензионная работа.

4.2. Финансовые ресурсы. Внедрение финансо­вого менеджмента. Оценка инвестиций в материальные и нематериальные активы.

4.3. Материальные ресурсы. Оптимизация потребления разных видов энергии. Оптимизация материальных ресурсов. Поддержание имущества в надлежащем состоянии, его эффективное использование. Оптимизация использования транспорта.

4.4. Технологии. Использование существующих технологий и внесение усовершенствований в применяемые техно­логии. Разработка инновационных и экологически чистых технологий (например, позволяющих сократить потребление энергии и ресурсов, отходы и выбросы, а также осущест­влять переработку и повторное использование);
5. Процессы, осуществляемые организацией

В разделе надо показать как организация осуществ­ляет управление процессами и совершенствует их в це­лях проведения политики и стратегии, заинтересованных сторон.


5.1. Планирование и управление процессом. Введение системы менеджмента процессов. Использование для менеджмента процессов систем стандартов, таких, например, как стандарты на системы менеджмента качества (ИСО 9000), системы экологичес­кого менеджмента (ИСО 14000), системы охраны и безо­пасности труда и др. Определение показателей процессов и их целевых значе­ний. Анализ результатов.

В разделе следует отразить информацию о наличии:

- сертифицированных систем качества;

- обязательного подтверждения (декларирования) соответствия продукции,

- добровольной сертификации продукции, работ, услуг.

Указать долю продукции (услуг), соответствующую требованиям международных стандартов.
5.2. Совершенствование процессов с использованием инноваций. Определение возможностей для улучшений, выявление и использование новых процессов и принципов работы. Совершенствование технологий.

5.3. Планирование выпуска продукции, оказания услуг на основе ожиданий потребителей; использование результатов изучения рынка, обследо­вания потребителей и других способов получения ин­формации по обратной связи; разработка новой продукции и услуг; использование творческой деятельности, инноваций и компетентности персонала проектирования и разработки конкурентоспособной про­дукции и услуг.


6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг

В разделе содержится информация о результатах, которых добилась организация в вопросах удовлетворения интересов потребителей.

6.1. В зависимости от сферы деятельности организации дан­ная информация может содержать показатели, характеризующие:

- общий имидж организации;

- продукцию и услуги: качество, цену, надежность, новизну конструкции (дизайна), доставку, влияние на окружающую среду;

- продажу и послепродажное сопровождение: профессиональные навыки и поведение персонала, советы и помощь, реагирование на жалобы, обучение, связанное с продукцией, гарантии и гарантийное обслуживание;


- лояльность потребителей: намерение купить продукцию и услуги организации повторно, желание покупать другую продукцию и услуги органи­зации, желание рекомендовать организацию другим потреби­телям.

6.2. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей.

Это внутренние показатели деятельности. В зависимости от сферы деятельности организации дан­ная информация может содержать показате­ли, характеризующие:

- общий имидж организации: награды, полученные от потребителей, отзывы потребителей об организации в печати, других СМИ;

- продукцию и услуги: конкурентоспособность, рекламации, претензии, жалобы и замечания по каче­ству продукции, полученные и принятые организацией, и результаты работы с ними, знаки о полученном одобрении и экологическая иден­тификация, гарантии и гарантийные обязательства, новизну конструкции (дизайна),

- продажу и послепродажное сопровождение;

- постоянство потребителей: долю (количество) постоянных потребителей,

-продолжительность взаимодействия с потребителями, частоту/объем заказов, количество жалоб и похвальных отзывов.
7. Удовлетворенность персонала

В разделе содержится информация о результатах, которых добилась организация в вопросах удовлетворения своего персонала.

7.1. Показатели мотивации персоналом своей ра­боты в организации

В зависимости от сферы деятельности организации дан­ная информация может содержать показатели воспри­ятия, характеризующие:

- участие персонала в управлении организацией;

- развитие потенциала работников;

- психологический климат в коллективе;

- социальные вопросы;

- общий имидж организации.

7.2. Анализ удовлетворенности персонала. Описать применяемые методы и результат.

В зависимости от сферы деятельности организации дан­ная информация может включать показатели, характери­зующие:

-требования к компетентности персонала, уровень профессиональной подготовки;


-производительность,

-успешность профессиональной подготовки и развития для достижения поставленных целей,

-внешние премии и признание;

-удовлетворенность условиями работы: пропуски рабочих дней, уровень травматизма и заболеваемости, жалобы, тенденции в приеме на работу.
8. Влияние организации на общество

В разделе содержится информация о результатах, которых добилась организация в отно­шении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

В зависимости от сферы деятельности организации дан­ная информация может содержать следующие показатели:

-информационную открытость по отношению к обществу,

-воздействие на местную и национальную экономику,

-взаимоотношения с органами власти,

-репутацию как работодателя;

-участие в системе образования и обучения,

-взаимодействие с местными органами власти по соот­ветствующим видам деятельности,

-поддержка здравоохранения и социального обеспечения,

-поддержка спорта и организация досуга,

-участие в благотворительности и общественных работах;

-снижение случаев заболеваний и травматизма среди населения,

-повышение безопасности,

-уменьшение загрязнения и вредных выбросов, шума,

-оценку экологической чистоты работы, продукции и ус­луг в течение всего жизненного цикла;

-снижение потребления ресурсов (например, газ, вода энергия),

-использование повторно перерабатываемых материалов.
В разделе следует дать информацию о получении наград от органов власти и общественных организаций, например, результаты участия в программе «100 лучших товаров России», в конкурсе на знак качества Союза потребителей Российской Федерации «Лучшее в России», участие в городских, краевых региональных и международных конкурсах и др.
9. Результаты работы организации

9.1. Оценка финансовых показателей работы организации, отражающих улучшение работы организации: рентабельность, коэффициент финансовой устойчивости, ликвидность, др. показатели в относительном измерении.


9.2. Производственные и экономические показатели:

-показатели деятельности в целом (например, выпуск продукции и др.),

-доля, которую занимает продукция (услуги) организа­ции на рынке,

-экспорт,

-освоение новых видов продукции (услуг),

-динамика объема продаж,

-уровень дефектности,

-добровольная сертификация, в том числе сертифика­ция систем менеджмента;

-внедрение новых процессов и технологий,

-производительность,

-оборачиваемость товарных запасов,

-коэффициент использования оборудования,

-показатель инноваций,

-патенты, лицензионные платежи.
Показатели могут быть выражены в абсолютных или относительных величинах в сравнении с предыдущим годом.
7. Требования к отчету на соответствие критериям конкурса
7.1. Отчет на соответствие критериям конкурса состоит из:


  • краткой характеристики организации-конкурсанта;

  • описания деятельности организации и результатов этой деятельности.

7.2. Краткая характеристика организации объемом не более трех печатных страниц должна содержать:

- дату регистрации организации,

- численность работающих,

- основные этапы организационного развития,

- форму собственности,

- описание основных видов продукции (услуг),

- основные требования к качеству продукции (услуг),

- категории основных рынков (местный, региональный, национальный или международный),

- характеристику основных потребителей (покупатели, другие компании, правительство),

- прочие факторы, представляющие важность для конкурсанта,

- почтовый адрес организации.
7.3. Описание деятельности организации должно быть кратким, выразительным и содержать фактический материал.

7.4. Целесообразно проиллюстрировать информацию о результатах графиками, диаграммами. Желательны также краткие комментарии, которые позволят понять важность и особенности представленных количественных данных.


Данные о финансовых результатах допускается представлять в относительных показателях ввиду конфиденциальности информации.

7.5. Требования к оформлению

Отчет следует печатать на бумаге формата А4.

Отчет (включая рисунки, графики, чертежи, таблицы и приложения) не должен превышать:

для организаций с численностью работающих до 300 человек - 35 страниц,

для организаций с численностью работающих до 500 человек – 75 страниц,

для организаций с численностью работающих от 500 человек – 90 страниц.

Страницы отчета должны быть пронумерованы (нумерация сквозная). В колонтитуле каждой страницы следует указывать регистрационный номер заявки, присвоенный техническим секретариатом, а не наименование организации.

Словари терминов и сокращений давать не обязательно, но желательно.

В правом верхнем углу титульного листа или обложки отчета следует указать регистрационный номер заявки.

Отчет представляется в 2-х экземплярах.

Отчет должен быть утвержден высшим должностным лицом организации.

Применение объемных тяжелых переплетов, а также помещение каждого листа в полиэтиленовое покрытие не рекомендуется, поскольку затрудняет работу с документом.
8. Оценка конкурсантов экспертами
8.1. Оценка конкурсантов проводится экспертной комиссией. Оценка выражается числом баллов по каждому критерию и общей суммой баллов.

8.2. Оценка по группе критериев "возможности" проводится по трем элементам:

- совершенство подхода;

- полнота подхода:

- оценка и пересмотр подхода.

Эксперты определяют общую оценку в процентах отдельно для каждого элемента: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, и затем суммарную (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов.

8.3. Оценка по группе критериев "результаты" проводится по значениям достигнутых показателей, то есть по достижениям и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.


Эксперты определяют общую оценку в процентах отдельно для достижений и для полноты охвата и затем суммарную (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов.
Максимальные баллы, которые может получить участник по каждому критерию

первая группа критериев – «возможности»:

1. Лидирующая роль руководства – 100 баллов;


  1. Политика и стратегия организации в области качества -100 баллов;

  2. Персонал – 120 баллов;

  3. Партнерство и ресурсы – 100 баллов;

  4. Процессы, осуществляемые организацией – 130 баллов.

вторая группа критериев - «результаты»:

6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) – 90 баллов;

7. Удовлетворенность персонала – 180 баллов;

8. Влияние организации на общество – 60 баллов;

9. Результаты работы организации – 120 баллов.

Подробнее со шкалой оценки и оцениваемыми характеристиками по этим элементам можно ознакомиться в брошюре «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества» - Р 50-601-45/1-2006, изданной ОАО ВНИИС Госстандарта России в помощь организациям, совершенствующим свою работу по качеству.