birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 6 7



GE.02-20646 (R) 200202 200202




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


E






1




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.


TRANS/2002/7

14 February 2002
RUSSIAN

Original: 




ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КОМИТЕТ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТРАНСПОРТУ

(Шестьдесят четвертая сессия, 18-21 февраля 2002 года,

пункт 6 повестки дня)
ОБЗОР ТРАНСПОРТНОЙ СИТУАЦИИ И НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ ЕЭК
Записка секретариата

Цель настоящего документа состоит в том, чтобы кратко ознакомить Комитет по внутреннему транспорту с положением в области транспорта в регионе ЕЭК в 2001 году, в том числе с некоторыми предварительными показателями транспортной деятельности и соответствующими тенденциями, а также отразить передовой опыт в сфере государственного регулирования работы транспортной отрасли и основные изменения в развитии инфраструктуры. Он был подготовлен секретариатом на основе материалов, представленных следующими странами и учреждениями: Болгарией, Германией, Данией, Латвией, Литвой, Норвегией, Польшей, Словакией, Словенией, Соединенным Королевством, Таджикистаном, Турцией, Финляндией, Чешской Республикой, Швейцарией, Швецией, Международным союзом железнодорожного транспорта (МСЖД), Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Международным союзом компаний комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок (МСККП).

Доклад состоит из краткой общей части, в которой освещены изложенные в этих сообщениях основные факты и тенденции, и приложения, содержащего резюме представленных материалов. Каждое резюме по конкретной стране включает три раздела: 1)  изменения на транспорте; 2) совершенствование нормативных основ; и 3)  изменения в области инфраструктуры. Полные тексты представленных материалов можно получить по соответствующему запросу.

I. ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ ЕЭК ООН


1. Согласно информации и предварительным данным, представленным правительствами, Международным союзом железных дорог (МСЖД) и Международным союзом компаний комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок (МСККП), в 2001 году объем транспортных потоков и перевозок в регионе ЕЭК ООН в целом по сравнению с 2000 годом несколько увеличился, хотя динамика этого роста в разных странах и на разных видах транспорта была весьма неоднородной.

2. В странах ЕС и ЕАСТ объемы железнодорожных грузовых перевозок по сравнению с предыдущим годом в среднем снизились, хотя в ряде стран они в некоторой степени возросли. По сравнению с предыдущим годом объем пассажирских железнодорожных перевозок возрос незначительно. В Центральной и Восточной Европе объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в среднем по сравнению с 2000 годом сократился. В Балтийских государствах и странах СНГ были отмечены отрицательные темпы роста в секторе пассажирских железнодорожных перевозок и положительные темпы роста объема грузовых железнодорожных перевозок. Отрицательные темпы роста грузооборота на железнодорожном транспорта в ЕС в среднем составили -1,7%, несмотря на его прирост в Испании, Австрии и Нидерландах. В Центральной и Восточной Европе наблюдался еще более заметный спад, достигший в среднем -6,5%, а существенный рост был зарегистрирован лишь в Боснии и Герцеговине. В Балтийских государствах и в Содружестве Независимых Государств объем грузовых перевозок увеличился незначительно - в среднем на 1,8%, - при этом высокие темы роста отмечались в Латвии и Республике Молдова, компенсировавшие резкое снижение объемов перевозок в Литве. За такими показателями средних темпов годового роста в секторе грузовых железнодорожных перевозок, характерных для прошедшего десятилетия, за исключением 2000 года, скрываются весьма существенные различия в рамках групп стран.

3. В 2001 году автомобильный транспорт по всей Европе, по всей видимости, функционировал эффективнее по сравнению с железнодорожным транспортом. Объем автомобильных грузовых перевозок в странах ЕС и ЕАСТ возрос в относительно небольшой степени по сравнению с 2000 годом, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ его рост был более существенным. Объем пассажирских автомобильных перевозок продолжал расти во всех странах, но в меньшей степени в Западной Европе, чем в других регионах. В странах ЕС и ЕАСТ отмечались более медленные темпы роста объема пассажирских перевозок, причем значительная его часть приходится на общественный транспорт, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ этот рост в основном обусловлен более активным использованием индивидуального автотранспорта.
4. В ряде стран Содружества Независимых Государств рост объема грузовых перевозок, по всей видимости, превысил рост ВВП, что объясняется несколькими факторами: весьма высокими темпами роста промышленного и сельскохозяйственного производства, исключительно хорошим урожаем в этом году, возросшими объемами внешней торговли и относительно стабильными ценами. По сравнению с предыдущим годом в 2001 году объем грузовых перевозок возрос во всех странах СНГ, кроме Армении и Беларуси. На пассажирском транспорте лишь в четырех странах были зарегистрированы более высокие показатели, чем год назад.
ТЕНДЕНЦИИ В СЕКТОРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРЕННЕМ ТРАНСПОРТЕ В РЕГИОНЕ ЕЭК ООН В 2001 ГОДУ

(Оценки и прогнозы)





ВВП

Грузовые перевозки (т-км)

Всего

Автомобильные

Железнодорожные


Всего

Международные

ЕС + ЕАСТ

1,8%

2,0%

2,4%

-1,8%

-0,2%

ЦВЕС

3,1%

3,0%

3,5%

-6,5%

-6,5%

Российская Федерация

5,5-6,0%

8,0%

6,0%

4,4%

6,0%

Балтийские страны и СНГ

5,9%

6,0%

7,5%

1,8%

-0,2%

Турция

-6,0%

д.о.

д.о.

-2,4%

-3,1%


Примечания: Данные, приведенные в таблице, представляют собой оценки и прогнозы, составленные секретариатом, и предназначены исключительно для того, чтобы дать представление о порядке величины.
д.о. = Данные отсутствуют.

5. В секторе грузовых перевозок железнодорожным транспортом и комбинированных перевозок, темпы роста которых в 2000 году превышали аналогичные показатели на автомобильном транспорте, наблюдалась обратная тенденция. В 2001 году изменений в структуре перевозок по видам транспорта на европейском уровне в пользу железнодорожного транспорта не произошло, хотя такое перераспределение может произойти в некоторых странах ЕС в 2002 году. Согласно полученной информации, в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, по всей видимости, доля автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок сохранится, а в некоторых случаях   даже возрастет.

6. В Европе в целом сектор международных грузовых перевозок развивался эффективнее по сравнению с внутренними перевозками, что тем самым подтверждает главную тенденцию, наблюдавшуюся в регионе ЕЭК ООН в течение десятилетия. Однако в центрально- и восточноевропейских странах сектор международных железнодорожных перевозок грузов характеризовался такими же показателями, что и сектор национальных железнодорожных перевозок, а в Балтийских странах и СНГ в международном железнодорожном грузовом сообщении в 2001 году, который можно считать исключением, были зарегистрированы более низкие показатели по сравнению с внутренними перевозками. Продолжение политики на бóльшую открытость стран ЦВЕ для внешнего мира, возобновление экономического роста в ЕС и Российской Федерации могут способствовать дальнейшему повышению спроса на международные перевозки в последующие годы.
7. Объем перевозок по внутренним водным путям по всей Европе остался на том же уровне, особенно в ЦВЕС, что объясняется главным образом временным прекращением движения по Дунаю. Однако в Российской Федерации объем перевозок по внутренним водным путям в 2001 году увеличился на 16%.
II. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. Нормотворческая деятельность в большинстве стран была сконцентрирована на мерах по дальнейшему повышению безопасности дорожного движения, снижению перегруженности в городских районах, стимулированию железнодорожных и комбинированных перевозок и повышению конкурентоспособности железных дорог.

9. В качестве примера можно упомянуть о новых мерах по повышению безопасности дорожного движения, принятых в январе 2001 года в Чешской Республике, что позволило значительно сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В других странах (например, в Норвегии) применялись аналогичные стратегии повышения безопасности дорожного движения, предусматривавшие всеобъемлющие меры, направленные на достижение нулевого уровня жертв и тяжелого травматизма в ДТП в долгосрочной перспективе. Подобные регламентирующие положения планируется ввести и на железнодорожном транспорте. Проблема безопасности дорожного движения также стала одним из важнейших направлений деятельности регламентирующих органов Польши и особенно Соединенного Королевства, где премьер-министр в 2000 году инициировал принятие стратегии повышения безопасности дорожного движения под названием "Дороги будущего   бóльшая безопасность для каждого", в которой определены целевые показатели сокращения числа погибших и раненых на дорогах к 2010 году. В частности, регламентирующие меры, разработанные или находящиеся на рассмотрении в ряде стран, предусматривают повышение уровня защищенности пешеходов, введение более жестких правил, касающихся вождения в состоянии алкогольного опьянения, проведение обследований на предмет безопасности существующих и новых дорог, особенно на железнодорожных переездах в одном уровне и т.д.

10. Другая важная сфера транспортного регулирования связана с улучшением экологических характеристик транспортного сектора. Более жесткие нормативные требования в отношении выхлопных газов и шумоизлучения в результате транспортной деятельности   это лишь небольшая часть многочисленных мер, которые применяются или которые планируется применять в странах-членах (Норвегия, Соединенное Королевство, Финляндия, Швеция). Кроме того, в ряде стран продолжалось использование и совершенствование таких экономических инструментов, как дифференцированные налоги на топливо, налоги за использование шипованных шин, взимание сборов за перегруженность, дифференцированные налоги на легковые автомобили и повышение качества обслуживания на общественном транспорте в крупных городских районах.
11. В некоторых странах с переходной экономикой, в частности в странах СНГ, возникали проблемы по причине устаревших автомобильных парков (как пассажирского, так и грузового транспорта). Вследствие этого уровни загрязнения, шума и других видов экологического воздействия были сравнительно выше, чем в других странах региона, и правительства изучали возможность принятия экономических и административных мер, которые позволили бы добиться оптимальных результатов. Как ожидается, ускорение экономического роста и расширение возможностей населения и предприятий в плане приобретения более новых и экологически более чистых транспортных средств позволят снизить чрезвычайно высокие уровни загрязнения от транспортных средств в результате уменьшения их среднего возраста.
12. Для стимулирования принятия экологически рациональных мер в Швеции, например, проводятся две просветительно-информационных кампании: по экологически рациональному управлению большегрузными транспортными средствами и по применению оборудования для выбора рациональной скорости. В частности, первый проект предназначен для обучения водителей грузовых автомобилей экологически более рациональному вождению.

13. В числе других направлений регламентирующей деятельности можно упомянуть о стимулировании железнодорожных и комбинированных перевозок в целях повышения эффективности, надежности и конкурентоспособности железных дорог. В некоторых странах (Польша, Словакия) регламентирующие меры в этой области были сосредоточены главным образом на законодательстве, регулирующем железнодорожные перевозки, тогда как в других странах в дополнение к этим инициативам принимались фискальные меры, предусматривающие взимание налогов на автомобильном транспорте (например, в Швейцарии, где был введен налог на большегрузные транспортные средства в зависимости от их характеристик).

14. Наконец, важным направлением нормотворческой деятельности практически во всех странах явилось принятие мер, призванных повысить эффективность регулирования транспортного рынка, улучшить конкурентоспособность железных дорог посредством ее постепенного доведения до уровня других видов транспорта (особенно автомобильного транспорта) и создать равные условия на транспортном рынке. В Дании, например, впервые был объявлен тендер на обслуживание 15% рынка пассажирских железнодорожных перевозок, т.е. были проведены конкурентные торги, предметом которых стали пассажирские железнодорожные услуги. В центрально- и восточноевропейских странах, в частности, активная работа в сфере нормотворчества была связана с созданием новых регламентирующих, инспекционных и других органов в целях повышения эффективности управления национальной транспортной системой или согласования законодательства этих стран с законодательством Европейского союза.



следующая страница >>