birmaga.ru
добавить свой файл

1
Организация и хранение фондов школьной библиотеки

Максимальное использование фондов библиотеки возможно только в том слу-

чае, если они правильно организованы, то есть для предоставленных в них доку-

ментов созданы условия, обеспечивающие:

● легкий доступ к любому из документов;

● сохранность фонда;

● соблюдение санитарно_гигиенических норм хранения документов;

● комфорт библиотекарей и читателей, работающих с фондом.

Рациональное использование площадей библиотеки обеспечивается тремя ос-

новными способами размещения фонда: горизонтальным (самым распространен-

ным в отечественных библиотеках), горизонтально-башенным и смешанным. Каж-

дый из способов имеет свои достоинства и недостатки. Достоинствами горизон-

тального способа размещения фонда являются:

● легкость организации открытого доступа к фондам;

● удобства при перестановке разделов фонда;

● возможность выделения мест для индивидуальной работы читателей (фонока-

бины, компьютеризированные места для читателей).

Вертикальное размещение фонда позволяет разместить на небольшой площади

значительное число документов, однако эксплуатация фонда, размещенного по-

добным образом, весьма затруднительна без средств механизации.

Значительное количество учебной литературы в фондах школьных библиотек

часто требует организации хранения в закрытых подсобных помещениях, анало-

гичной той, которая используется в книжных магазинах, когда на 1 м2 размещается

около 400 книг.

Размещение фонда зависит от его объема и видового состава документов, а так-

же от площади школьной библиотеки.

При размещении фонда учитываются также скорость его роста и возможность

перевода части фонда на новые (малогабаритные носители), сроки хранения от-

дельных видов документов.

Согласно расчетам отечественных библиотековедов, на 1000 документов в фон-


де, закрытом для читателей, нужно иметь от 2,13 до 2,5 м2 площади; 2,13 м2 — при

семиполочных стеллажах; 2,5 м2 — при шестиполочных стеллажах. При нестан-

дартных стеллажах или при организации компактного хранения необходимая под

книгохранилище площадь рассчитывается с учетом такой тестированной едини-

цы, как «метрополка». Общий расчет площади книгохранилища включает учет

вместительности стеллажей, площади, занимаемой ими, и площади проходов

между ними.

Требования укрепления пожарной охраны и улучшения противопожарной защи-

ты ППБ–101–89 (утвержденные 10.05. 89) и гигиены фонда предполагают следую_

щее-

● проходы между стеллажами — не менее 75 см;

● главный проход между торцами стеллажей — не менее 120 см;

● расстояние между стеной и стеллажами, параллельными стене, — не менее 75 см;

● расстояние между стеной и торцом стеллажа — не менее 45 см.

Таким образом, площадь, необходимая для хранения 10 000 документов на ше-

стиполочных стеллажах, составит около 50 м2. При различной планировке поме-

щения на этой площади разместится от 30 до 34 стеллажей.

Закрытое книгохранилище должно иметь удобную связь с местами расстановки

стеллажей для открытого доступа читателей, пунктами выдачи литературы на дом

(абонементами) и читальным залом. В расчетную площадь читального зала и або-

нементов входят только пристенные стеллажи и витрины и площади собственно

помещений для чтения и обслуживания читателей, которые рассчитывают по нор-

мам площади на одного читателя.

Площадь на одного читателя на территории абонемента — 1,5 м2. Расчетное

число читателей в школьных и иных небольших библиотеках, одновременно нахо-

дящихся в помещении, — не более 25% от их общего числа. Площадь кафедры або-

немента и рабочего места библиотекаря — от 4 до 6 м2.


Площадь читального зала рассчитывается с учетом типа рабочих столов, раз-

мера проходов между ними, площади, занимаемой пристенными стеллажами и ви-

тринами. Количество столов (рабочих мест читателей) зависит от общего числа чи-

тателей в каждой конкретной библиотеке.

Расстояние между одно-и двухместными столами, включая место для стула, —

75 см. Если в ряду за столом три и более читателей — норма увеличивается до 90 см.

Разрыв между торцами столов для перемещения по залу — не менее 60 см.

Ширина прохода вдоль стены или между рядами столов для основного движе-

ния по залу — не менее 105—120 см. На одного читателя при оборудовании читаль-

ного зала одноместными столами рассчитывается площадь 2,6 м2; при использова-

нии двухместных столов — 2,25 м2; при оборудовании читального зала многомест-

ными двухсторонними столами — 1,9 м2.

При организации читальных залов необходимо также учитывать геометричес-

кие характеристики помещений, их предельную вместимость.

Отношение ширины помещений (глубины от источников естественного осве-

щения) к их длине должна быть 1:1 или 1:2. Предельная глубина помещения чи-

тального зала от источника естественного света — 9 м. В средних учебных заведе-

ниях не рекомендуется организовывать читальные залы более чем на 50 стацио-

нарных читательских мест.

Все предоставленные нормативы расчета площадей школьной библиотеки учи-

тывают наличие в ней мебели для отдыха, декоративных подставок, украшений,

цветов. В том случае, если читальный зал библиотеки планируется как место для

проведения систематических групповых занятий, площадь на одного члена групп-

пы определяется, исходя из следующего:

● группа 10–20 человек — 2,1 м2 на человека;

● группа 20–40 человек — 1,8 м2 на человека.


Площадь фойе библиотеки определяется из расчета 0,4 м2 на одно место в чи-

тальном зале. При оборудовании фойе книжными выставками добавляется 0,3 м2

на одно место.

Площадь помещения библиотеки для 1 сотрудника определяется из расчета:

Технология работы библиотеки среднего общеобразовательного учреждения

4,5 м2 — на рабочее место на абонементе или в читальном зале;

12 м2 — для расстановки и приемки новых поступлений;

4–6 м2 — для обработки и каталогизации документов.

При наличии заведующего библиотекой, его кабинет должен быть не менее 12 м2.

Поскольку на практике для школьных библиотек выделяются помещения без

учета приведенных выше рекомендаций, предложенные нормативы можно исполь-

зовать при расширении библиотек, при проектировании новых школьных зданий и

при организации медиатек.

При наличии в школьной библиотеке компьютеров — правила безопасного

пользования ими разрабатываются на основе СанПиНа № 2.2.2/2.4.1340-03.