birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 22 23



Областное государственное учреждение

«Региональный центр развития образования»



А. И. Панов


Структура педагогического

профессионализма
(методические рекомендации)


Томск - 2003


Рекомендовано к изданию ОГУ

«Региональный центр развития образования»

Панов А.И. Структура педагогического профессионализма: структурно-аналитический аспект. - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003.
В данных методических рекомендациях рассмотрена структура педагогического профессионализма как интегративного качества, включающего профессиональную направленность, мастерство, работоспособность и результативность.

Данные рекомендации будут полезны руководителям органов управления образованием, специалистам системы профессионального образования и повышения квалификации, административным и педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, студентам педагогических институтов и колледжей.
Панов А. И., 2003
Содержание



Введение 4

Профессиональная педагогическая деятельность 6

Педагогическая деятельность как объект изучения и проектирования 6

Личность педагога как адепта педагогической деятельности 10

Профессия педагога 13

Профессиограмма педагога 17

Специальность педагога 23

Должность педагога 27

Образовательный уровень (ценз) педагога 30

Структура педагогического профессионализма 31

Понятие педагогического профессионализма 31

Структура педагогического профессионализма 33

Профессиональная направленность личности 35

Педагогическое мастерство 38

Понятие педагогического мастерства 38

Структура педагогического мастерства 40


Педагогическая квалификация 44

Понятие профессиональной педагогической квалификации 44

Структура педагогической квалификации 47

Педагогическая компетентность 49

Профессиональная педагогическая техника 61

Профессиональное педагогическое общение 65

Уровени профессиональной квалификации 73

Квалификационная категория 77

Тарифно-квалификационная характеристика 77

Тарификация 81

Взаимосвязь квалификации с другими понятиями 82

Педагогические способности 83

Уровни педагогического мастерства 86

Взаимосвязь мастерства с другими понятиями 88

Уровни педагогического профессионализма 89

Профессионально-личностные качества 91

Работоспособность 94

Результативность профессиональной деятельности 95

Взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал» 98

Заключение 99

Литература 99




Введение



Важнейшими факторами качества производства выступают, в соответствии со стандартами качества ISO 2000: управление, материально техническая база и кадры. Именно человеческие ресурсы в настоящее время приобретают определяющее значение, тем более в образовании, которое имеет системно-деятельностную природу и может рассматриваться как гуманитарные организационные системы того или иного уровня общности. В связи с этим возникает и требует своего решения проблема структурно-функционального понимания педагогического профессионализма как интегральной характеристики работника. Без этого понимания невозможно сознательное и рациональное управление профессиональным развитием педагогического и административного персонала различных образовательных систем.

В настоящее время, «характеризуя трудовую деятельность профессионала, обычно употребляют понятия «компетентность», «профессионализм», «квалификация». При этом каждый, - отмечает Н.В. Немова, - вкладывает в них свой собственный смысл».1 Педагогической науке и образовательной практике необходима система непротиворечивых по объему, значению и традиции смыслового употребления понятий, образующих точный и ясный терминологический аппарат, позволяющий выявлять, описывать, объяснять и проектировать развитие педагогического профессионализма.


Педагогический профессионализм выступает интегративной характеристикой педагога. Именно он в значительной степени определяет качество обучения и воспитания детей. «По нашему убеждению, - пишет Г.В. Вержитский, - формирование профессионализма различного уровня - ключевая проблема дополнительного профессионального образования».2

В то же время существует высокая смысловая, логическая, аксиологическая и иная неопределенность понятия «педагогический профессионализм». Н.В. Немова отмечает, что «характеризуя трудовую деятельность профессионала, обычно употребляют такие понятия, как: «компетентность», «профессионализм», «квалификация». При этом каждый вкладывает в них свой собственный смысл».3 Например, в типовом положении «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденном приказом МО РФ от 17.06.1993 года №256 отмечалось, что «целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы…». В данном случае квалификация, профессионализм, продуктивность и творчество используются как рядоположенные, независимые понятия. Это вызвало большие сложности при разработке методик измерения квалификации, профессионализма и продуктивности педагогической и управленческой деятельности.

Осознание данного факта привело к тому, что в Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений (приказ МО РФ от 26 июня 2000 г.) указано, что «целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении квалификационных категорий». В данном случае одно (компетентность) соотносится с уровнем другого (квалификация). Это говорит о том, что разработке положения не предшествовал анализ соотношения понятий «компетентность» и «квалификация».


Э. Дюркгейм в качестве основного объясняющего принципа человеческого поведения считал выработку обществом «коллективных представлений», которые определяют видение мира и поступки отдельных людей.1 Этот принцип говорит о необходимости вовлечения профессиональных сообществ в разработку представлений о профессиональной деятельности, понятийных систем, с помощью которых понимается и преобразуется предмет труда и сам труд как таковой. В качестве представителей профессиональных сообществ должны выступать, с одной стороны, ученые, исследующие профессиональную деятельность, с другой, практические работники. Опора только на индивидуальные представления о профессиональной деятельности неизбежно приводит к субъективизму и волюнтаризму в ее описании, объяснении, проектировании и реализации. Использование же «коллективных представлений» позволяет повысить уровень объективности, создать эффективные аналитические и проектировочные схемы, способные корректировать субъективные представления. Одобренные профессиональным сообществом представления выступают в виде ценности, имеющей конкретно-исторический характер.

В систему понятий, необходимых для проектирования, оценки и развития педагогического профессионализма, необходимо включить такие, как: профессия, профессиограмма, специальность, должность, образовательный уровень (ценз), компетентность, квалификация, творчество, мастерство, профессионализм, квалификационная категория, тарифно-квалификационная характеристика, тарификация, аттестация.

Для построения понятийного аппарата, разработки аналитических и проектировочных схем, моделей элементов профессиональной деятельности будем использовать конвенциональный подход, заключающийся в сборе индивидуальных суждений и их обобщении на основе терминологического анализа и синтеза.

Кроме того, будем использовать морфологический метод, прообразом которого можно считать «Арс магна» («Великое Искусство») Раймундо Лулия (1235-1315). Суть «Великого Искусства» в том, что, комбинируя небольшим числом изначальных понятий, можно получить полное знание о мире.


При анализе понятий, связанных с профессиональной деятельностью, в качестве всеобъемлющей суперсистемы взята система «Труд». Действительно, Е.А. Климов, рассматривая вопрос «Человек и его среда», отмечает, что «…скрупулезное исследование элементов системы не ведут к ее пониманию, если не исследуется так же и объемлющая система, суперсистема».1 Это следует из теории систем: оценивать и проектировать систему, находясь внутри неё, невозможно.



следующая страница >>