birmaga.ru
добавить свой файл

1
Необходимо сначала изложить концепцию одного исследователя, затем другого, третьего и т.д. При этом надо выражать свою точку зрения: согласия–несогласия с учёным, т.е. необходимо соблюдать логическую последовательность, продемонстрировать умение систематизировать и обобщать фактический материал и композиционно ясно его располагать.


Материал должен быть размещен композиционно последовательно, логичен и систематизирован (выражения типа «таким образом», «итак» используются тогда, когда обобщается материал, следовательно, они в большинстве случаев не могут использоваться в середине раздела! Если же надо подытожить изложение той или иной концепции, то используйте выражения: «следовательно», «соответственно», «как видно» и др.).

Интерес к символу чрезвычайно велик в науке, причём, не только в литературоведении, но и в философии, лингвистике, семиотике, психологии, мифопоэтике, фольклористике, культурологии и т.д. В гуманитарных науках символ представлен, по меньшей мере, трояко: как категория философская, как категория эстетическая и как средство художественной выразительности.

Проблема символа в литературоведении является одной из наиболее сложных проблем. Существуют самые разные подходы к пониманию самого термина «символ». В данном разделе работы мы попытаемся обозначить суть существующих разногласий учёных.

В российском литературоведении трактовки символа многообразны. Во-первых, символ рассматривается учёными в аспекте проблемы специфики искусства как особого способа освоения и отображения жизни. Понятие «символ» в этом случае является тождественным понятию «художественный образ» – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (символ способен одновременно быть способом воссоздания явлений действительности в их чувственном восприятии и выражения идейно-эмоционального осмысления этой действительности).

Во-вторых, символ нередко трактуется учёными как художественный образ особого типа с точки зрения своеобразия соотношения в нем идеи и её художественного выражения как «тождества в нетождестве». Стоит особо остановиться на концепции символа А.Ф. Лосева, изложенной в таких трудах учёного, как «Знак. Символ. Миф», «Проблема символа и реалистическое искусство» – ПОЛНЫЙ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ концепции учёного.

В-третьих, ряд учёных отождествляют символ с различными видами тропов (СМ.: «Кратком словаре литературоведческих терминов» Л.И. Тимофеева и Н. Венгерова, «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева, «Литературном энциклопедическом словаре» под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.Н. Николаева и др.) Совершенно очевидно, что явление символа нельзя сводить к одноплановому его выражению в виде тропа. Краткое изложение точек зрения и общий ВЫВОД: при изучении символа в искусстве, в том числе литературе, необходимо учитывать, во-первых, его философский аспект (как это делает А.Ф. Лосев), во-вторых, то, что символ относится к категории художественной.

Помимо концепции А.Ф. Лосева, наиболее известные существующие в российском литературоведении теории философии и поэтики символа разрабатывались такими известными филологами и лингвистами, как Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский. Ю.М. Лотман, например, определил «символ» как одно из самых многозначных понятий в системе семиотических наук1 – ИЗЛОЖИТЬ концепцию Ю.М. Лотмана.

Наконец, в науке существует определение символа как универсальной эстетической категории, когда он соотносится, с одной стороны, с понятием художественного образа, с другой – с понятиями знака и аллегории. Данная концепция предложена С.С. Аверинцевым в статье «Символ» в словаре «София-Логос»2, в которой акцентируются эстетические и художественные аспекты категории символа – Тщательное исследование концепции!

Помимо различных толкований символов, в науке сложилось два подхода к изучению символа, которые ведут своё начало от работ А.Н. Веселовского3 и В.В. Виноградова4 – ИЗЛОЖИТЬ сущность концепций.

В конце раздела должны располагаться ВЫВОДЫ: Обобщая разбор научной литературы о символе, ……………………….и т.д.