birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рассмотрим пример. На основании данных вторичных источников и экспертных заключений составляется расчетная матрица SWOT- анализа предприятия «Х» (табл. 13), которая показывает сильные, слабые стороны предприятия, а также ее возможности и угрозы на рынке. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.


Каждое из составляющих SWOT рассматривается на основе конкретных параметров и оценивается в баллах от 1 до 10 по сравнению с ближайшим конкурентом. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего предприятия, вам необходимо:

- составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;

- по каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что — слабой;

Из всего перечня выбрать наиболее важные стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (табл. 6.4).

Таблица 6.4

SWOT – анализ предприятия «Х»

Сильные стороны

-S


Вес


Балл

Итог


Слабые стороны

-W


Вес


Балл

Итог


1. Хорошая материальная база

2. Хорошее месторасположение

3. Наличие собственных технологий

4. Относительно низкие затраты

5. Навыки осуществления продуктовых инноваций

6. Квалифицированный руководящий персонал

0,5

0,1

0,1
0,05
0,05

0,1

9

6

3
5
7

8

4,5

0,6

0,3
0,25
0,35

0,8

Невысокая квалификация рабочего персонала

Наличие проблем маркетингового управления


Изношенный парк оборудования

Недостаток средств

Отсутствие новых инвесторов

Непривлекательность строительства


0,4


0,1

0,2
0,2

0,05
0,05

5


4

8
3

7
7

2,0


0,4

0,16
0,6

0,35
0,35

ИТОГО:

1




6,8/6=1,13

ИТОГО:

1




3,86/6=0,64

Возможности - O

Весг


Балл

Итог


Угрозы



Вес


Балл

Итог


Рост спроса на строительные услуги

Внедрение новых технологий

Повышение уровня сервиса и качества

Диверсификация

Расширение продуктовой линии

Увеличение темпов роста рынка

Инвестирование

0,1

0,2
0,2

0,1

0,2
0,1
0,1

6

4
8

3

6
7
4

0,6

0,8
1,6

0,3

1,2
0,7
0,4

1. Рост цен на строительные услуги

2. Вхождение на рынок иностранных конкурентов


3. Снижение темпов роста рынка

4. Экономическая нестабильность

5. Налоговая нестабильность

6. Криминальные элементы

7. Рост цен на энергоносители


0,3


0,1
0,1
0,2
0,1
0,1

0,1

7


5
4
3

7

5

9

2,1


0,5
0,4
0,6

0,7

0,5

0,9

ИТОГО:

1




5,6/7=0,8

ИТОГО:

1




5,7/7=0,81


Относительная сила С составляющих SWOT определится:

Cs=1,13/(1,13+ 0,64+0,8+0,81)=0,334; Cw=0,64/1,931=0,331;

Co=0,8/1,931=0,414; Ct=0,81/1,931=0,1419. Максимальное значение силы определяется в параметре «Возможности». Силу можно считать как вероятность свершения этого события. Риск или вероятность несвершения события определяется методом теории вероятностей.

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:

- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

- какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?

- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная (перекрестная) матрица SWOT-анализа (табл. 6.5).


Таблица 6.5

Перекрестная матрица SWOT предприятия «Х»

Соотношения

признаков

Возможности:

(O=0,8)

Угрозы фирмы:

(T=0,81)

Сильные стороны:

(S=1,13)

СИВ: 1,13*0,8=0,904

Мероприятия SO

СИУ:1,13*0,81=0,91

Мероприятия ST

Слабые стороны:

(W=0,64)

СлИВ:0,64*0,8=0,512

Мероприятия WO

СлИУ:0,64*0,81=0,51

Мероприятия WT


В соответствии с этим можно выбрать наилучшую стратегию для предприятия Х (рис. 6.4).

Сила

Слабость




Интенсивный рост

Совместные предприятия

Интеграция

Возможности

Интеграция

Диверсификация

Отказ от владения

Ликвидация

Угрозы

Рис. 6.4. Стратегии развития предприятия

Риски свершения событий каждого из составляющих секторов перекрестной матрицы определяются аналогично ранее рассмотренному методу.

Далее делается подробная разработка предложений по структуре рисков и мерам по их предотвращению и минимизации, включая: политические, юридические, производственные и технические, организационные и внутренние социально-психологические, маркетинговые и финансовые риски. Уточняются ближайшие шаги.

Для более точного анализа можно применять и более тонкие, чем SWOT-анализ инструменты, например, различные виды моделирования. Главное же, чтобы все факторы рассматривались только комплексно. Детализация целей и планов имеет смысл только до тех пор, пока возможна формальная проверка результатов, т.е. их измерение (естественным ограничением здесь является система организации учёта на предприятии).