birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 8 9
Основы


русской словесности.

От слова к словесности.

10-11 классы*

(Автор программы А. И. Горшков)

Объяснительная записка

Наметившееся в последние годы стремление сбли­зить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их бо­гатейшее содержание и художественное совершен­ство «посредством тщательного анализа самой сло­весной ткани литературного произведения» (В. В. Ви­ноградов) естественно заставляет вспомнить, что в старых гимназиях преподавалась словесность, ко­торая тесно связывалась с преподаванием русского языка.

Так, в программах :и учебных планах, утвержден­ных 20 июля 1890 г., для мужских гимназий и про­гимназий говорилось: (,Русский язык. Словесность. В 5, 6 и 7 классах назначается чтение и разбор про-·

* r о р ш к о в А. И. Русская словесность: От слова к сло­весности. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений; r о р ш к о в А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 классы: Сборник задач и упраж­нений.

44

изведений русской словесности, древней и новой». Далее указывалось, что имеются в виду произве­дения словесности книжной и устной народной, пе­речислялись произведения, подлежащие изучению, и подчеркивалось: (,Главная цель этих занятий должна быть та же, что и в предыдущих классах, ­изучение русского, отечественного языка. Различие между изучением его в низших и высших классах состоит и в том, что в первых теоретическая часть преподавания имеет исключительно грамматический характер, а в последних грамматические сведе­ния должны дополняться стилистическими и исто­рико-литературными. От учителя требуется, чтобы он при чтении и разборе указанных в программе каждого класса произведений как древней, так и но­вой русской словесности не вдавался на уроках ни в критику, ни в излишние историко-литературные по­дробности, а имел в виду главным образом ознако­мить учеников с содержанием, планом, литератур­ною формою, основною идеею и языком читаемого и разбираемого произведения». Программа развивала мысль, что (,содержание произведения, а равно ос­новная мысль, в нем развитая, тогда только ста­новятся вполне понятны, когда приведены в полную известность его части, как главные, так и второ­степенные, и объяснено взаимное между ними отно­шение», когда (,изучается произведение со сторо­ны языка, слога и литературной формы, другими словами, делается грамматический, стилистичес­кий и литературный разбор». «Результатом выше­указанного чтения и разбора должно быть твердое усвоение учащимися прочитанного и разобранного произведения со стороны его содержания, плана, основной мысли, литературной формы и языка». В программах 8 класса по интересующему нас пред­мету было сказано: «Русский язык. Словесность. В 8 классе проходится систематический краткий курс теории слога (стилистика), прозы и поэзии.


45

Цель этого курса, с одной стороны, свести в извест­ную систему те отдельные сведения по теории слога, прозы и поэзии, которые при обретены уже ученика­ми в предыдущих классах при разборе произведений русской словесности; с другой стороны, освежить в памяти учащихся и самые произведения, из которых извлекались при разборе вышеуказанные теоретиче­ские сведения».

Эта стройная система изучения русского языка и словесности в 20-е гг. нашего столетия была раз­рушена как «формальная» (хотя, как видно из при­веденных цитат, содержанию произведений в сло­весности уделялось первостепенное внимание), не отвечающая новым требованиям. Само слово сло­весность и как обозначение словесного творчества, словесного искусства, и как название школьного предмета было вытеснено словом литература. Литературу стали толковать преимущественно со стороны «содержания» В духе господствовавших идеологических установок. Создалось парадоксаль­ное положение. Объявленная формальной, словес­ность давала возможность, идя от словесной органи­зации произведения, понять и усвоить его истинное содержание, его истинную идею, вооружала уча­щихся знаниями, необходимыми для самостоя­тельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста. А пришедшее на смену сло­весности литературоведение толковало содержание литературного произведения в желательном направ­лении, предлагало главным образом готовые объяс­нения.

В наши дни, когда создаются школы и классы с углубленным изучением языка и литературы, гим­назии и лицеи гуманитарного профиля, все чаще раз­даются призывы и делаются попытки «возродить русскую словесность» как учебный предмет. Однако возродить этот предмет в том виде, в каком он суще­ствовал сто лет назад, разумеется, не нужно: приба-

46

вился целый век в истории литературы, далеко впе­ред ушла филологическая наука, методика препода­вания русского языка и литературы тоже не стояла на месте. Но можно и должно возродить филологиче­ский принцип сближения преподавания языка и ли­тературы.


Следовательно, надо пытаться создать новые про­граммы и учебные пособия, которые позволили бы ввести в старших классах предмет « Основы русской словесности ». Этот предмет призван объединить и. обобщить сведения о языке как «материале словес­ности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыс­лового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в раз­личных разделах действующих программ и учеб­ников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словес­ности» - обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последователь построения курса «Основы русской словести».

Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».

В первой части описываются лексико-фразеоло­гические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как ма­териал, из которого создаются произведения словес­ности.

Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое» (Г. О. Винокур).

47

Основы русской словесности не являются меха­ническим соединением двух учебных дисциплин ­русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последова­тельность тех же знаков, конкретный смысл фор­мирующая и выражающая. (В. Н. Головин). Литера­турный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержа­ния литературного произведения и способов языко­вого выражения этого содержания.



10-11 классы

Введение

Слово и словесность.

Слово - не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри се­бя мира. (К. С. Аксаков).

Словесность - дар слова, способность выражать мысли словами.

Словесность - все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо наро­да, словесное творчество, словесное искусство. Сло­весность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).

Словесность - словесные науки, «все, что отно­сится к изученью здравого сужденья, правильного и изящного выражения. (В. И. Даль). Словесность и филология. Словесные науки - основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов - произведений словесности.

Материал словесности

язык И РАЗНОВИДНОСТИ ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

Л. С. Пушкин о славяно-русском языке как мате­'Н111J10 словесности.

OI'PO" и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.

49

Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане.

Стиль как категория словесности.

Разговорный язык и литературный язык. Их вза­имосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-про­фессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Раз­новидности литературного языка: официально-де­ловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Сино­нимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историз­мы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребитель­ные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашен­ные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и пере­носное значения слов.


Фразеология. Крылатые слова. Их источники: ан­тичная мифология, античные авторы, Ветхий и Но­вый Завет, произведения русских и зарубежных пи­сателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понима­ния произведений словесности.

Морфология. Стилистическое использование мор­фологических форм существительных, прилагатель­ных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребле­ние» времен. Наклонения. Причастия и деепричас­тия.

Синтаксис. Типы предложений, их соотноситель­ность. Соотносительность способов выражения глав­ных и второстепенных членов предложения. Бессо-

50
юзная и союзная связь, сочинение и подчинение предложений. Порядок слов - «главная сокровищ­ница синтаксической синонимики русского языка. (А. М. ПешковскиЙ).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Выражение устное и письменное. Различие поня­тий устный и разговорный, письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и моно­логическое. Выражение прозаическое и стихотвор­ное. Различие понятий стихотворный и поэтичес­кий.

Повествование, описание и рассуждение как ти­пичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествова­ние, описание и рассуждение.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

«Звуковой символизм» и звукоподражание как ос­нова специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.


Ритм и интонация в прозе и в стихах.

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТИХОСЛОЖЕНИИ

Системы стихосложения. Устный народный стих.

Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-то­нического стиха. Стопа. Двухсложные и трехслож­ные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безриф­менные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные ви­ды строф.

КАЧЕСТВА СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Общие требования ко всем видам словесного вы­ражения: правильность, точность, последователь­ность, чистота, выразительность, богатство (разнооб­разие).

Языковые средства, обеспечивающие или, наобо­рот, нарушающие эти качества.

Уместность того или иного способа словесного вы­ражения.

Произведение словесности РОДЫ И ВИДЫ ПРОИ3ВЕДЕНИЯСЛОВЕСНОСТИ

Произведения словесности нехудожественные («практические»: официально-деловые, научные, пуб­лицистические) и художественные («поэтические»). Отсутствие резкой границы между ними. Понятие о художественности в словесности. Роль качеств сло­весного выражения в формировании понятия худо­жественности литературного произведения.

Роды и виды (жанры) художественной словес­ности.

Эпос, его отличительные черты. Народные эпичес­кие жанры: сказка, миф, легенда (сказание), были­на, историческая песня, пословица, загадка, духов­ный стих. Литературные эпические жанры: роман,

52
повесть, рассказ (новелла), поэма, баллада, басня. Анекдот. Очерк. Житие и биография.

Лирика, ее отличительные черты. Народная лири­ка: песня обрядовая и бытовая, частушка. Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпи­тафия.

Драма, ее отличительные черты. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма.

Отсутствие четких границ между родами и видами художественной словесности. Лиро-эпические ода, поэма, баллада.

ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ И ЕГО СТРОЕНИИ

Текст как явление языкового употребления, сло­весное произведение.


Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.

Тема и содержание. Тема - предмет повествоваия, описания, рассуждения. Содержание - раскрытие темы, материал действительности и соответствующий словесный материал, отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение к теме.

Тема и идея.

Идейно-смысловая и эстетическая стороны содер­жания.

Предметно-логическая и эмоционально-экспрес­сивная стороны содержания и их словесное выраже­ние. Различное соотношение этих сторон в разных видах словесных произведений.

Упорядоченность (строение, структура) словесного материла в тексте. «Ось тождества и ось смежности» (парадигматическая и синтагматическая оси»). Необходимость учета при рассмотрении строе-

53
ния текста таких соотнесенных категорий, как «те­ма - материал действительности - языковой мате­риал - композиция» И «идея - сюжет - словесный ряд - прием».

ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗЛИЧНОГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОДНОЙ ТЕМЫ

Объективные и субъективные факторы, от кото­рых зависит различное выражение одной темы: при­надлежность словесного произведения к народной или книжной, художественной или нехудожествен­ной словесности, к тому или иному роду и виду (жанру) словесности, принадлежность к той или иной разновидности литературного или нелитератур­ного языка, виды выражения, принятые в словесном произведении, три стороны употребления языка (что сообщается - кто сообщает - кому сообщает), среды и сферы употребления языка; в художественной сло­весности - творческий метод, литературное направ­ление и течение, к которому принадлежит автор, творческая индивидуальность автора.

Классицизм, сентиментализм, романтизм и реа­лизм в русской литературе. Классицизм и теория трех стилей. Сентиментализм и «новый слог». Ро­мантизм и проблема народности русской литературы и русского литературного языка. Языковые черты романтической поэзии и прозы. Реализм и формиро­вание национального русского литературного языка. Реализм и народность литературы и ее языка. Реа­лизм как метод словесно-художественного выраже­ния и изображения «исторической действительности в соответствии со свойственными ей социальными различиями быта, культуры и речевых навыков.) (В. В. Виноградов).


Направления и течения в русской литературе ХХ В. «Языковые программы» и языковая практика этих направлений и течений.

54
КОМПОЗИЦИЯ

СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Общее понятие композиции и сюжета в искусстве и особенности этих категорий в словесном произведе­нии: воплощение сюжета в слове, композиционное построение «словесных масс».

Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развертывания сюже­та: экспозиция, завязка, развитие действия, кульми­нация, развязка.

Понимание композиции как мотивированного рас­положения «отрезков», в которых сохраняется один способ выражения (повествование, описание и т. п.) или единая «точка видения» (автора, рассказчика, персонажа).

Учение о композиции как системе динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно­художественном единстве (В. В. Виноградов). Поня­тие словесного ряда. Словесный ряд и ряд предметный. Взаимодействие словесных рядов в тексте. Словесный ряд и композиционный «отрезок». Словесный ряд и контекст.

Композиционные функции «деталей» В словесном

произведении.

ОБРАЗ АВТОРА И ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА В СЛОВЕСНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Композиция словесного произведения и образ ав­тора. Понятие образа автора. Образ автора как «кон­центрированное воплощение сути произведения», как выражение стилистического единства сложного композиционного художественного речевого целого (В.В. Виноградов). Средства словесного выражения образа автора.

Образ автора и образ лирического героя.

Образ рассказчика (повествователя) в его отноше­нии к образу автора. Образ рассказчика как «речевое

55

порождение автора», «форма литературного артис­тизма автора.> (В. В. Вuноградов). Средства словесно­го выражения образа рассказчика. Композиционные типы словесных произведений в зависимости от соот­ношения «образ автора - образ рассказчика». «Рас­сказ в рассказе». Разная степень близости образа рас­сказчика к образу автора и способы изображения ре­чи персонажей.


ФОРМЫ СУБЪЕКТИВАЦИИ АВТОРСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Понятие об авторском повествовании и его субъек­тивации.

Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.

Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Прием «остраннения» в отношении к компо­зиционным формам субъективации.

Особые приемы построения словесных художест­венных произведений.

Стилизация. Сказ. Пародия.

Ирония и «острые речи» (остроумие) в стилиза­ции, сказе и пародии.

Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Вопрос о сущности эстетической функции языка.

Язык художественной литературы как особая разно­видность употребления языка. Язык художественной. литературы и разговорный язык. Язык художествен­ной литературы и литературный язык. Язык художе­ственной литературы и «поэтический язык».

56

Образность произведений художественной словес­ности, Слово и образ. «Образ в слове и образ посредст­вом слов» (В. В. Виноградов). Понимание образности как результата применения тропов и фигур. Понима­ние образности как результата художественной мо­тивированности к а ж Д о г о слова (Г. О. Винокур), «неизбежной образности каждого слова» (А. М. Пеш­ковскиЙ). Безобразная образность. «Строение» сло­весного художественного образа.

Образ-символ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ

И СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Виды диалога и полилога в драматургии. Монолог 13 драматургии. Ремарки, их характерологическое и композиционное значение. Вопрос об образе автора в драматургии.

Ограничения, накладываемые на выбор слов и синтаксических конструкций требованиями стихо­сложенИЯ. Преодоление этих ограничений. Путь к стиху от мелодии, звучания, некоего бессловесного «гула» (В. В. Маяковский) и от слова, живых словосочетаний (А. Т. Твардовский).


ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ВинограД о в В. В. О теории художественной речи. – М. 1971.

Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

57

Гор ш к о в А. И. Русская словесность: Методические ре­комендации к учебному пособию для 10-11 классов. Русская словесность (От слова к словесности). - М., 1997.

Л а р и н . Б. А. Эстетика слова и язык писателя. -

Л., 1974.

Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. -

М., 1970.

О д и н Ц о в В. В. Стилистика текста. - М., 1980.

Ш м е л е в д. Н. Русский язык в его функциональных

разновидностях. - М., 1977.

Щ е р б а Л. В. Современный русский литературный язык:

Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) / / Избранные работы по русскому языку. -

М., 1957.

ДЛЯ 'УЧАЩИХСЯ

Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила· и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.

О Д и н Ц О в В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

О д и н Ц о в В. В. О языке художественной прозы. - М.,

1973.

Ш м е л е в д. Н. Слово и образ. - М., 1964.



следующая страница >>