birmaga.ru
добавить свой файл

1


  1. Общие положения


Практика студентов факультета управления ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», обучающихся по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, специализаций 061008 Государственное регулирование экономики и 061001 Муниципальное управление является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по данной специальности и специализации и включает в себя, в соответствии с ГОС ВПО:

- учебно-ознакомительную практику – 2 недели;

- экономическую практику и практику менеджмента – 6 недель;

- преддипломную практику – 8 недель.

Общая продолжительность всех видов практик – 16 недель.

Практика проводится в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление и примерными программами практики, рекомендуемыми учебно-методическим объединением вузов России в области менеджмента (г. Москва).

Сроки практик определяются учебными планами и ежегодно конкретизируются графиком учебного процесса на учебный год.

По итогам практики студенту ставится оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие оценку «неудовлетворительно», могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению кафедры менеджмента на основе аттестации могут быть зачтены учебно-ознакомительная практика и экономическая практика и практика менеджмента.




  1. Организация практик


Основные цели и требования к организации практик

Цель всех видов практики - дать студентам реальные системные практические навыки в период освоения ими специальности для повышения конкурентоспособности выпускников факультета - будущих специалистов на рынке труда.

Основные требования к организации практики в соответствии с ГОС ВПО по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление заключаются в том, что образовательная программа в качестве обязательного элемента должна содержать программы учебно-ознакомительной, экономической и преддипломной практик. Организация практик может иметь различные формы, но при этом она должна быть направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления студентов на период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном на предприятии порядке.
Базы прохождения практики

Студенты, обучающиеся по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, проходят практику в федеральных органах государственной власти и их территориальных подразделениях; органах государственной власти субъекта Российской Федерации; органах местного самоуправления; территориальных подразделениях органов местного самоуправления; предприятиях, организациях, учреждениях государственной и муниципальной форм собственности, федеральных и региональных фондах.

Договоры с базами практик и порядок их заключения


Все виды практик осуществляются строго на основании коллективных долгосрочных (на учебный год или на 5-10 лет), или коллективных на период прохождения практики, или индивидуальных договоров, заключаемых между университетом и предприятиями, организациями (через факультет), независимо от их организационно- правовой формы.

Бланки договоров находятся на кафедре государственного и муниципального управления.

Коллективный договор, заключенный на период прохождения практики, является для студентов направлением для прохождения практики.

Регистрация, подписание руководителями вуза всех видов договоров производится централизованно, заведующим практикой университета.

Договоры заключаются в двух экземплярах. Один экземпляр остается у заведующего практикой университета, другой экземпляр студент, курсовой или групповой руководитель передает на предприятие. Факультет оставляет себе копию договора.

Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью коллективного долгосрочного договора, а для студентов - непосредственным направлением на практику.

Бланки дополнительных соглашений находятся на кафедре государственного и муниципального управления.

Регистрация, подписание руководителями вуза дополнительных соглашений производится централизованно, заведующим практикой университета.

Дополнительные соглашения заключаются в двух экземплярах. Один экземпляр остается у заведующего практикой университета, другой экземпляр студент, курсовой или групповой руководитель передают на предприятие. Факультет оставляет себе копию договора.

Направление студентов на практику оформляется распоряжением по факультету по представлению руководителя практикой.
Ответственность университета

Заведующий практикой университета:

- отвечает за безусловное выполнение учебных планов по проведению всех видов практик студентами на основании требований ГОС и программ практик;

- обеспечивает нормативно-правовое и информационное сопровождение всех видов практик;

- осуществляет своевременную регистрацию индивидуальных и коллективных договоров с предприятиями, организациями о базах проведения практик, их выполнение и оплату договоров возмездного оказания услуг;

-организует экспертизу программного материала практик;

-контролирует проведение инструктажей по технике безопасности студентов на практике;

- принимает участие в установочных и итоговых конференциях и т.д.
Ответственность факультета

В соответствии с «Положением о факультете высшего учебного заведения» обязанности по общему руководству и контролю за проведением практик на факультете управления возлагается на деканат факультета.
Деканат факультета:

- отвечает за соответствие графика проведения практик учебным планам по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление всех форм обучения;

- контролирует подготовку распоряжений по факультету о направлении студентов на практику;

- отвечает за студентов, выходящих на практику;

- следит за своевременной разработкой и содержанием программ практик;

- контролирует своевременность представления расчетов по всем видам практик;

- поддерживает связь с руководителем баз прохождения практик, контролирует вопросы своевременного заключения договоров, дополнительных соглашений для прохождения практик;

- организует контроль прохождения студентами практик;

- отвечает за организацию инструктажей по технике безопасности студентов;

- отвечает за организацию проведения информационно- разъяснительной работы во время прохождения практики студентов с работниками организаций, предприятий, учреждений;

- готовит список лучших баз прохождения практики по итогам учебного года, представляет его в учебно-методическое управление;

- обсуждает вопросы практической подготовки студентов, вносит предложения по ее совершенствованию.

Кафедра государственного и муниципального управления:

- отвечает за учебно-методическое обеспечение практик, определяет руководителей практики, непосредственно руководящих практикой студентов;

- составляет план-график проведения практик;

- проводит работу по анализу или поиску новых баз прохождения практик, помогает заключать договоры, дополнительные соглашения, поддерживает связь с предприятиями, вносит предложения по совершенствованию совместной работы;

- готовит проекты распоряжений по факультету о направлении студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения всех сроков обучения отдельно по каждому виду практики;

- организует проведение информационно-разъяснительной работы во время прохождения практики с работниками организации, желающими поступать в университет;

- производит расчет часов по практикам на следующий учебный год;

- отвечает за своевременное обучение руководителей практик;

- вносит предложения по совершенствованию практической подготовки студентов.
Руководитель практики от кафедры:

- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по курсу (группе);

- устанавливает связь с базами прохождения практики, распределяет студентов, оформляет договоры, дополнительные соглашения, договоры возмездного оказания услуг, составляет форму «Распределение студентов на практику»;

- готовит проекты распоряжений по факультету о направлении студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения всех сроков обучения по каждому виду практики;

- организует и проводит установочную и итоговую конференции;

- составляет отчет по итогам практики, готовит списки лучших руководителей баз практик и сдает их заместителю декана по учебно-воспитательной работе, вносит предложения по совершенствованию организации практики.
Ответственность студента

Студент:

- полностью выполняет задания, предусмотренные программой практики;

-помогает оформлять договоры, дополнительные соглашения, договоры возмездного оказания услуг с базами прохождения практики;

- при изменении базы практики или иных изменениях прохождения практики ставит об этом в известность руководителя практики от кафедры;

- соблюдает действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

- строго соблюдает нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;

-несет ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками организации – базы практики;

- проводит информационно-разъяснительную работу во время прохождения практики с работниками организации, желающими поступать в университет;

- оформляет дневник практики;

- представляет отчет о выполнении программы практики.
Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности студентов строго обязателен.

Инструктаж проводится со всеми студентами без исключения на основании распоряжения по факультету под личную подпись студента в контрольном листе инструктажа по технике безопасности студентов учебной группы в соответствии с утвержденными в университете инструкциями.

Студенты, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, на практику не допускаются.

Вид, содержание и порядок проведения инструктажа заранее согласовываются с начальником отдела по технике безопасности университета.


  1. Структура отчетов о практике


Каждый студент по итогам практики составляет отчет, который должен отражать его производственную и научную работу.

Общая структура полностью оформленного отчета должна включать:

1.Титульный лист;

2. Содержание (с указанием начальной страницы каждого структурного элемента);

3.Характеристику объекта исследования;


4.Особенности системы управления предприятия;

5.Индивидуальное задание;

6.Библиографический список (для отчета по преддипломной практике);

7.Приложения.
К отчету в обязательном порядке прикладываются:

1) договор (дополнительное соглашение) с базой прохождения практики;

2) дневник прохождения практики с отзывом руководителя со стороны организации – базы практики.


  1. Требования к составлению отчетов

Отчет о прохождении практики и выполнении программы практики студентом сдается на кафедру в течение 14 дней со дня окончания практики.

Деканатом назначаются даты защиты отчетов по практике и итоговой конференции.

Требования к оформлению отчета.

Отчет должен быть отпечатан машинописным способом на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) через полуторный межстрочный интервал и сброшюрован. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Цифровой материал в отчете следует оформлять в виде таблиц. Таблицы в тексте приводят для того, чтобы концентрировать содержание и повысить наглядность информации. В тексте допускаются и рисунки. Рисунки следует выполнять размерами не менее 60х60 и не более 110х170 . Название разделов печатается прописными буквами жирным шрифтом. После отступа в 2 интервала следует текст. Размер полей вокруг текста составляет: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее, нижнее - 20 мм.

Объем отчета - 25-30 страниц (без приложений), а по преддипломной практике– 40-50 страниц.

6.2. Программа экономической и практики менеджмента для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения
6.2.1. Пояснительная записка

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Государственное и муниципальное управление экономическая и практика менеджмента является составной частью образовательной программы для студентов факультета управления, обучающихся по данной специальности.


При прохождении практики в различных организациях в условиях рыночной экономики студенты приобретают практические навыки работы по избранной специальности в органах государственной власти различных уровней и органах местного самоуправления; а также предприятий, организаций, учреждений государственной и муниципальной собственности, закрепляют, расширяют, углубляют и систематизируют полученные студентами теоретические знания по управленческим, социально-экономическим и правовым дисциплинам. Также студенты приобретают навыки анализа законодательных, нормативно-правовых актов, а также анализа и оценки социально-экономических и политических процессов, происходящих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Настоящая программа практики определяет ее цели и задачи, регламентирует сроки, порядок прохождения и содержание практики, формы контроля и отчетности по ней.

Организация практик может иметь различные формы, но при этом она должна быть направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности. Продолжительность экономической и практики менеджмента устанавливается в соответствии с учебным планом.
6.2.2. Цели и задачи практики

Государственное и муниципальное управление - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей различных организаций и подразделений в системе государственного и муниципального управления, процессов экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, решения проблем функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Основной целью данной практики является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение ими первичных практических знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в органах государственной власти различных уровней и органах местного самоуправления; а также предприятий, организаций, учреждений государственной и муниципальной собственности.


Задачи практики:


  • овладение навыками исследования и диагностики проблем, прогнозирования;

  • проведение самостоятельных исследований и сбор необходимого практического материала для выработки навыков в самостоятельной научно-исследовательской работе;

  • приобретение навыков планирования индивидуальной деятельности;

  • выполнение индивидуального задания руководителя практики от Кафедры;

  • сбор и обработка необходимых теоретических и эмпирических материалов для написания отчета по практике, курсовой работы и др.


6.2.3. Содержание практики

Во время прохождения практики студенты должны:


  • определить место объекта (предмета) исследования в иерархической системе более крупного масштаба;

  • проанализировать законодательную и нормативно-правовую базу организации и деятельности объекта исследования;

  • изучить и проанализировать структуру и деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений государственной и муниципальной форм собственности;

  • выявить и проанализировать механизмы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и формы контроля (государство – местное самоуправление; население - местное самоуправление; предприятия, организации, учреждения – местное самоуправление).

  • дать экономический, социальный и политический (по возможности) анализ объекта и предмета исследования (республика, край, область, муниципальное образование, сельский (поселковый) округ, район в городе и т.д., орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо предприятие, организация, учреждение государственной (муниципальной) формы собственности) за последние 3-5 лет;

  • изучить и дать характеристику кадрового потенциала организации;

  • изучить и выявить особенности текущего и перспективного планирования в организации;


- изучить порядок работы с документами в организации (в том числе устными и письменными обращениями граждан);

- изучить порядок сбора и анализа информации, в том числе статистической;

- провести анализ организации управления (анализ функциональной структуры аппарата управления, определение уровня централизации и децентрализации, линейные, функциональные связи; выявление и анализ методов управления (экономические, административные, социально-психологические и др.) и др.);

- выявить положительные стороны, а также проблемы организации и деятельности объекта (предмета) исследования (организационно-правового, социально-экономического характера и др.);

- принять непосредственное участие в деятельности подразделения, являющегося базой практики;

- выполнить индивидуальное задание руководителя практики от факультета.
6.2.4. Базы прохождения практики

Студенты, обучающиеся по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление, проходят практику в органах государственной власти и управления; Территориальных представительствах федеральных министерств, департаментов, комитетов, служб, агентств, надзоров (например, территориальное представительство государственного комитета по антимонопольной политике, УФСБ, и др.); предприятиях, организациях, учреждения государственной формы собственности; органах местного самоуправления; предприятиях, организациях, учреждениях муниципальной формы собственности (школы и больницы исключаются).

Экономическую и практику менеджмента студенты проходят на должности дублера (стажера) менеджера, руководителя предприятия или его структурных подразделений.

Последовательность прохождения практики согласовывается с руководителем предприятия или его заместителями, исходя из содержания программы. На время прохождения практики студент прикрепляется к главному менеджеру или руководителю подразделения организации и работает под его непосредственным руководством. При наличии штатных возможностей он может быть зачислен на оплачиваемое рабочее место по специальности.

6.2.5. Порядок заключения договоров с базами практик

Порядок заключения договоров с базами практик изложен в п.2. настоящего буклета.
6.2.6. Порядок прохождения практики

Студенты направляются на практику на основании распоряжения по факультету в соответствии с договорами, заключенными университетом с конкретными организациями, готовыми предоставить индивидуальные места для прохождения практики.

Объем работы, круг прав и обязанностей студента в период прохождения практики определяется соответствующей должностной инструкцией.
6.2.7. Планирование организации и проведения практики

Время практики целесообразно распределить следующим образом:


  • изучение сложившейся на предприятии системы управления – 5 дней;

  • изучение деятельности управленческих кадров, а также процесса принятия и реализации управленческих решений – 5-10 дней;

  • изучение вопросов стратегического менеджмента - 2 дня;

  • изучение процесса управления трудовыми ресурсами – 3-5 дней;

  • изучение процесса контроля в системе управления – 2-3 дня;

  • сбор информации и анализ результатов хозяйственной деятельности за 3-5 последних лет – 3-5 дней


6.2.8. Вводная конференция

Вводная конференция проводится со студентами групповым руководителем практики, назначенным заведующим кафедрой из числа ППС кафедры перед ее началом. В ходе конференции руководитель практики рассказывает студентам о порядке прохождения практики, заключения договоров с предприятиями, организациями, являющимися базой предстоящей практики, а также о порядке написания отчета по практике и его защиты.
6.2.9. Выполнение задания

В ходе практики студенты выполняют задания руководителя практики на предприятии и группового руководителя в рамках данной программы практики

      1. Подготовка отчета студентом


Отчет по практике должен содержать описание разделов программы практики и выполненное индивидуальное задание. Содержание отчета необходимо излагать сжато, избегая повторений и ненужных отступлений. В нем, в частности, отражаются: место, должность, сроки и порядок прохождения практики; сведения о базе практики; социально-экономическая, политическая, организационно-правовая и другие характеристики объекта и предмета исследования; анализ законодательных и нормативно-правовых актов; анализ методов управления (экономические, административные, социально-психологические и др.); результаты исследования и диагностики проблем организации и деятельности объекта и предмета исследования; теоретические и практические исследования в соответствии с индивидуальным заданием, а также необходимые для выполнения курсовой работы.

Приложения к отчету могут быть подготовлены в виде иллюстраций, графиков, схем, таблиц, анкет, результатов опросов, фотоснимков, методик, аналитических справок, законодательных и нормативно-правовых актов, печатных материалов средств массовой информации, архивных справок и др. Все таблицы, схемы, рисунки и т.д. должны иметь название, номер и ссылки на источник.

Использованные в отчете цитаты, положения, законодательные и нормативно-правовые акты должны иметь концевые ссылки (в конце отчета) на источники в соответствии с действующим ГОСТом.

Структура отчета:

  • Титульный лист (Приложение 1)

  • Дневник прохождения производственной практики.

  • Содержание (Оглавление).

  • Разделы отчета (в соответствии с программой практики).

  • Индивидуальное задание.

  • Список использованных источников.

  • Приложения.




      1. Итоговая конференция

Итоговая конференция проводится групповым руководителем практики после окончания практики. В ходе конференции студенты защищают свои отчеты по практике, делятся между собой впечатлениями, проблемами, решаемыми в процессе прохождения практики и написания отчета.



      1. Критерии оценки практики

Оценка за практику выставляется групповым руководителем практики в зачетную книжку и экзаменационную ведомость по совокупности оценок за отчет по практике и выступление на итоговой конференции.

Оценки «отлично» заслуживает отчет, в котором полностью и всесторонне раскрыто теоретическое содержание программы практики, дан глубокий анализ предприятия, содержится творческий подход к решению проблем, сделаны обоснованные предложения и на все вопросы на итоговой конференции студент дал аргументированные ответы, при этом проявил творческие способности в понимании вопросов и изложении ответов на них.

Оценки «хорошо» заслуживает отчет, в котором содержание программы практики изложено на высоком уровне, правильно сформулированы выводы и даны обоснованные предложения, на все вопросы студент дал правильные ответы.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает отчет, в котором вопросы программы практики в основном раскрыты, выводы в основном правильные. Предложения представляют интерес, но не достаточно убедительно аргументированы и на все вопросы студент дал правильные ответы.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживает отчет, не отвечающий требованиям, изложенным в настоящих рекомендациях, или который в основном раскрывает программу практики, но на итоговой конференции студент не дал правильных ответов на большинство заданных вопросов, т.е. обнаружил серьезные пробелы в знаниях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25 марта 2003г. № 1154 г.Москва [Текст]. – М., 2003.

2. Методические рекомендации по библиографическому описанию документов [Текст] / сост. Е.М. Болотова.- Киров: ВятГГУ, 2005. – 35с.

3. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.


4. ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно - исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01.- М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.
Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ОТЧЕТ

о прохождении ________________________________практики

(указывается вид практики)

_________________________________________________________

(указывается место прохождения практики)

Студента (ки) __ курса планового

(сверхпланового) приема

очной (заочной, очно-заочной)

формы обучения специальности

Государственное и муниципальное

управление, учебная группа У-_

Ф.И.О.

Руководитель практики -

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

Киров

200 __