birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


Содержание
Введение

Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели

Раздел 2. Формы, принципы и модели приватизации

2.1 Формы приватизации

2.2 Принципы приватизации

2.3 Модели приватизации

Раздел 3. Особенности приватизации в Украине

3.1 Организация и этапы приватизации

3.2 Реприватизация

3.2.1 ХК "Лугансктепловоз"

3.2.2 ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот"

Раздел 4. Эффективность приватизации в Украине

4.1 Плюсы и минусы приватизации

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Тема моей работы "Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине".

Я выбрала данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в Украине в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому правительство Украины должно изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе я решила рассмотреть понятие приватизации и ее цели.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Рассмотрев цели, которые были поставлены перед приватизацией я хочу выяснить, достигнуты ли были поставленные задачи.

Во второй главе говориться о формах, принципах, и моделях приватизации.

В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий: путем аренды государственной собственности и выкуп предприятия.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – "не навреди!". Но также существует еще 6 принципов приватизации.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

В третьей главе мною будут рассмотрены особенности приватизации в Украине.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Будут перечислены и описаны этапы приватизации (первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – создание и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов, второй этап – 1992 - 1994 гг., третий этап – 1995 - 1998 гг., четвертый этап начался с 2000 г.)

Интересным фактом являются процессы реприватизации на Украине. Я рассмотрю историю реприватизации двух предприятий Луганской области - это ХК "Лугансктепловоз" и ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот".

В четвертой главе моей работы говорится об эффективности приватизации в Украине. Я рассмотрю плюсы и минусы каждого этапа приватизации.

приватизация аренда собственность выкуп

Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.


Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. [9, с.82]

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. [11]

Одним из источников инвестирования отечественной экономики является приватизация государственного и отчуждения коммунального имущества в пользу физических и юридических лиц, которые согласно законодательству могут быть покупателями в процессе приватизации.

Приватизация государственного и отчуждения коммунального имущества является одним из условий перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Курс на которую был взят Украиной еще в 1990 г. Введение элементов рыночной системы хозяйствования в отечественную экономику направлен на преодоление монополизма государственной собственности, который имел место при административно-управляемой экономике. Это осуществляется путем разгосударствления и приватизации, а также при легализации и поддержке других форм собственности - коммунальной, коллективной и частной с целью обеспечения эффективности экономики страны и поддержания в ней конкурентной среды.

Приватизацией государственного имущества признается отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с упомянутым законом, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины. Приватизация коммунального имущества (то есть отчуждение имущества, находящегося в собственности территориальных громад) осуществляется органами местного самоуправления на основании законодательства о приватизации государственного имущества. На начальных этапах приватизации государственного имущества основной ее целью было создание значительной прослойки новых собственников за счет передачи государственного имущества физическим и негосударственным юридическим лицам. Первая государственная программа приватизации (утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины, определяла достижение следующих главных целей: • "изменение отношений собственности на средства производства с целью их качественного воспроизведения и эффективного использования; • создание прослойки негосударственных собственников как основы многоукладной социально ориентированной экономики…стабилизацию экономического положения…". Позднее объектами приватизации становятся большие и средние предприятия, акцент делается на обеспечение в процессе приватизации повышение социально-экономической эффективности производства и необходимости привлечения средств на структурную перестройку экономики, т.е. инвестирования отечественной экономики за счет средств:


● полученных от покупателей в процессе приватизации;

● направленных покупателями в объекты приватизации в послеприватизационный период в соответствии с условиями соглашений приватизации.

Средства, полученные от продажи государственного имущества, зачисляются во внебюджетный Государственный фонд приватизации и направляются не только на возмещение расходов, связанных с приватизацией, но и для кредитования технического перевооружения приватизированных предприятий, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест. Таким образом, приватизация вообще и прежде всего так называемая "большая приватизация", направленные на обеспечение инвестирования экономики страны с целью достижения определенного социального результата - повышения социально-экономической эффективности производства, структурной перестройки экономики, создание условий для частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитии приватизированного объекта, а также для повышения заинтересованности инвесторов украинскими предприятиями на международных рынках. [2, с.98]

Раздел 2. Формы, принципы и модели приватизации
2.1 Формы приватизации
В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий:

Аренда, как известно, предполагает передачу средств производства (имущества) во временные пользование и владение.

При аренде государственного имущества трудовым коллективом предприятия имеет место:

1. Создание и наращивание коллективной одновременно с угасанием государственной собственности. Наличие коллективной собственности требует ее дальнейшей персонификации применительно к каждому работнику в зависимости от его трудового вклада.

2. Предоставление коллективу права самостоятельно распоряжаться арендованными средствами производства и организовать свою деятельность соответственно с принципами самоуправления.


3. Внедрение аренды на уровне внутренних подразделений предприятия.

4. Точный учет личного вклада каждого работника в общий результат деятельности коллектива.

5. Постепенный выкуп предприятия, в том числе только за счет средств коллектива (как общих, так и личных средств работников) и результатов его экономической деятельности (для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа и "народного предприятия"), а также за счет свободной продажи акций предприятия и их реализации через фондовую биржу.

6. Коллегиальность управления производством. Для арендных коллективов с акционерной собственностью закрытого типа и долевой собственностью высшим органом управления является общее собрание их членов. Руководство текущей деятельностью осуществляет избранный коллективом руководитель. Для арендного коллектива с акционерной собственностью открытого типа характерен коллегиально-акционерный принцип управления - сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров, собственников контрольного пакета акций с постепенным смещением реальных функций управления в пользу последних.

7. Выпуск акций для арендных коллективов с акционерной собственностью:

● закрытого типа - акций трудового коллектива только для работников данного предприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);

● открытого типа - акций предприятия, которые могут приобрести как физические (рабочие предприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д.). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим для обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия.

Для так называемого "народного предприятия" характерным является долевой принцип приватизации имущества, под которым подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного) коллектива установленной доли и определение его пая в общей собственности коллектива. В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получает в виде выплат часть чистого дохода на пай.


При выборе любой из рассмотренных организацнонно - экономических форм приватизации путем аренды необходимо учитывать: общим для всех этих форм является тот факт, что во всех случаях наблюдается ограничение экономической самостоятельности арендных коллективов по договору аренды: каждая из указанных форм (через аренду) имеет различную степень эффективности. Наибольшее преимущество по объективным показателям имеет арендный коллектив с акционерной собственностью открытого типа, которая характеризуется: низким уровнем коллективного владения и управления (хотя теоретически управление хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет общее собрание членов коллектива, фактически же права управления переходят к акционерам, имеющим контрольный пакет акций предприятия); средней степенью эффективности инвестиций физическими лицами; средней возможностью быстрого повышения эффективности производства; высоким уровнем экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников в результатах функционирования предприятия (как его работников, так и акционеров - не работников); большой возможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, по сравнению с другими формами).

Для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа характерны: средний уровень коллективного владения и управления (возможен конфликт арендодателя и арендатора по поводу права распоряжения коллективной собственностью); низкая эффективность вложений в производство (средства рабочих довольно незначительны); низкая возможность быстрого и значительного повышения производства (в основном из-за нехватки средств); средний уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников; более длительные сроки выкупа предприятия.

Наименьшую степень эффективности имеет арендное предприятие с долевой собственностью ("народное предприятие"), которому присущи, кроме высокого уровня коллективного владения и управления (все "равны" и условием достижения благосостояния каждым является только личный труд): низкая эффективность инвестиций в производство, низкая возможность быстрого повышения эффективности производства, самый низкий уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия.


От приватизации государственного предприятия через аренду его трудовым коллективом существенно отличается приватизация путем выкупа. Прежде всего это касается сроков приватизации (при выкупе - мгновенная), а также организационно-экономических форм, которыми при выкупе являются:

1. Создание акционерного общества (как открытого, так и закрытого типа).

2. Организация хозяйственных обществ с определенной наперед ответственностью: ограниченной, дополнительной, полное и коммандитное общества.

3. Приобретение (покупка) предприятия физическим лицом или группой лиц (частное предприятие).

Характерными признаками акционерного общества являются:

● наличие акционерной собственности (собственность общества состоит из собственности его членов, вложивших средства в приобретение акций). В акционерном обществе открытого типа происходит свободная реализация акций предприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) по рыночному курсу (только учредители и члены трудового коллектива имеют возможность приобрести акции по номинальной стоимости). В закрытом акционерном обществе реализация акций осуществляется внутри предприятия без реализации на сторону;

● начисление дивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем больше размер чистой прибыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше заинтересованность акционеров;

● определение рыночной стоимости акций (курса акций): для открытого общества - по курсу фондовой биржи; для закрытого - по номинальной стоимости;

● акционерный тип управления: несмотря на видимость коллегиального управления (экономическую политику проводит общее собрание) фактически обществом руководит собственник контрольного пакета акций (до 51 % их общего количества). Для закрытого акционерного общества характерно обязательное трудовое участие акционеров в деятельности предприятия (исключение может быть сделано только для пенсионеров и других бывших работников предприятия, пожелавших приобрести акции);


● применение наемного труда (в обществе могут работать люди по контрактам, которые не желают становиться акционерами и покупать акции, а получают только заработок);

● существует возможность (угроза) смены собственника, который скупает акции общества. [10]
2.2 Принципы приватизации
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от "дирижистской" модели регулирования экономики к "неолиберальной". Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – "не навреди!"

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.

6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю. [8, с.327]


Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 15 июня 1993г.), "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами. Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.

В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.

Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления, Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд.

Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств.

Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.


Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны.

Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги. [2, с.99]
2.3 Модели приватизация
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – "ваучерами".

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию.

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к еще большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости. [8, с.340]


следующая страница >>