birmaga.ru
добавить свой файл

1 2


Ознакомление дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю…………………..…5

1.1. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема……………………………………………………………………………...5

1.2. Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом………………………………………………………..11

Вывод……………………………………………………………………………….

Глава 2. Экспериментальная часть исследования………………………………..14

2.1.Определение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе……………………………………………………………………..14

2.2. Формирование у дошкольников системных знаний по истории и культуре родного города…………………………………………………………………..….17

2.3. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю……………….….….19

Заключение……………………………………………………….…………………20

Список литературы………………………………………………………………..21

Приложения

Введение
Главной задачей системы образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодежи любви к Родине. Учреждения дошкольного типа, являясь начальным звеном в этой системе, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире.

В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений о национальном достоянии страны, их систематизации, необходимости формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организация деятельности по их закреплению [30, с. 3].


Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания любви к родному краю, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь [26, с. 20].

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей любовь к родному краю нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для овладения белорусским языком, приобретением представлений о национальном достоянии страны. Именно в этот промежуток жизни ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края по программе дошкольного образования «Пралеска» - расширять знания о родном городе, Беларуси, ее национальных героях, памятниках истории и культуры, углублять чувство привязанности и любви к родному краю.

Целью воспитательного процесса в учреждениях дошкольного образования должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.


В связи с вышеперечисленным определилась тема нашей курсовой работы «Ознакомление дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю».

Цель исследования: определить возможности ознакомление дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю

Задачи исследования:

1. Изучить воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю как педагогическую проблему.

2. Описать основные психологические особенности детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть значение ознакомление дошкольников с родным городом.

Объект исследования: воспитание любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности воспитания у дошкольников любви к родному краю через ознакомление с родным городом.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе учреждения дошкольного образования № 97 г. Минска.

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю


    1. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема


Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. [2, с. 13].


Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, - пишет Р.М. Понтелей, - любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства. Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в приобретении исторических, этнографических, речевых знаний. Особенно это касается детей в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием, которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания» [18, с. 45].

Знакомя ребенка со святынями своего народа - родным языком национальной одеждой, народным творчеством - мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей, познания белоруской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура белорусского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях художественного и декоративно-прикладного искусства.[6, c. 29].

Одним из принципов воспитательно-образовательной работы по программе «Пралеска» является принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения к культуре (национальной и мировой), ценностного отношения к ней, уважения и признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать, приумножать [17, с. 15].

Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим источникам. Основным направлением работы Т.А. Шабловской является приобщение дошкольников к белорусской национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, белорусскими традициями, фольклором, привитием любви к Родине [5, с. 33].


Анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные народные сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного искусства [14, с. 47].

Воспитывая любовь к родному краю, с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных норм.

Чувство Родины... Воспитание его у ребенка начинается с отношения в семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Это играет огромную роль в становлении личности патриота. [9, с. 42].

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [13, с.56].


Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. [6, с. 33].

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.


    1. Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом


Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Любой край, где бы человек нежил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Любой город имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наши города преобразились: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной [20, с. 38].

Воспитание любви к своей Родине - это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к родному краю. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни [7, с. 34].

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Д.В. Дубинин выделил следующие принципы ознакомления дошкольников с родным городом:

1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни)


2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности. Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Тирасполем практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения. Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации [7, с. 36].

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родному краю [15].


Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [16, с. 26].

Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела [2, с. 17].

Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

Таким образом, целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Вывод

Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов ознакомления дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю можно сделать следующие выводы:

1. Ознакомление дошкольников с историей родного края - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

2. Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1.Определение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе
В опытно-экспериментальной работе принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек, учреждения дошкольного образования № 97 г. Минска.

Первый этап – диагностический. Работа на данном этапе предполагала определение уровня развития у детей представлений и отношения к родному городу, изучение удовлетворенности родителями работой воспитателей группы по патриотическому воспитанию детей, выяснение запросов родителей в воспитании у детей любви к родному городу, выявление знаний родителей о родном городе.

Для того чтобы исследовать уровень развития у детей представлений и отношения к родному городу, было организовано исследование представлений и отношения детей к родному городу в старшей группе учреждения дошкольного образования. Мы применяли такие методы исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности – самостоятельная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, праздники, занятия; педагогическая диагностика представлений и отношения детей к родному городу; ситуация выбора.


На основе уровней и показателей сфер личности старших дошкольников, определенные О.В. Солодянкиной [5, с. 47], нами были определены уровни представлений и отношения детей к родному городу:

Высокий уровень. Представления ребенка о родном городе сформированы и знания систематизированы: знает в каком городе он живет, знает как называется улица, на которой он живет, названия нескольких близлежащих улиц, узнает несколько достопримечательностей города и может рассказать о них; ребенок знает, как люди заботятся о городе и как дети могут заботиться о нём; наблюдается устойчивое стремление к созданию нового, оригинального продукта в рисовании, лепке; стремление к общественнозначимой деятельности ярко выражено.

Средний уровень. Представления ребенка о родном городе нечеткие, знания сформированы недостаточно: может сказать, как называется его город, улица, названия близлежащих улиц не знает, может узнать несколько достопримечательностей своего города, но ничего не может сказать о них; ребенок может составить небольшой рассказ о городе; частично знает, как люди заботятся о городе, но как могут дети заботиться о городе не представляет. Продуктивная деятельность осуществляется по образцу, подражанию, не проявляя творчества; стремление к общественнозначимой деятельности неустойчиво.

Низкий уровень. Представления о родном городе не сформированы: ребенок затрудняется ответить на вопрос, в каком городе он живет, достопримечательности города не узнает, ребенок не может составить небольшой рассказ о городе, не знает, как люди заботятся о родном городе. Продукты деятельности, созданные ребенком не отличаются оригинальностью, ребенок не проявляет инициативы, творчества в деятельности. Ребенок не стремится к осуществлению общественнозначимой деятельности.

В ходе педагогической диагностики представлений детей о родном городе была проведена беседа с каждым ребенком. Детям предлагалось 6 открыток с изображением достопримечательностей города: Площадь Победы, Дворец республики, Национальная библиотека, театр оперы и балета, остров слез, площадь Независимости - и давалось задание рассказать, что изображено на открытках (приложение).


Дополнительно детям задаются следующие вопросы:

1. Как называется наш город?

2. Что ты рассказал бы гостю о своем городе?

3. Как люди заботятся о городе?

4. Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?

Ответы детей обозначаются баллами:

2 - полный правильный ответ,

1 - неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого,

0 - отсутствие ответа, неверный ответ.

Также нами велось наблюдение за содержанием продуктов деятельности на темы «Мой город», «Родной край», была смоделирована ситуация выбора между общественнозначимой деятельностью и другой более привлекательной для ребенка деятельностью.

В результате исследования дошкольников мы выделили три уровня по количеству баллов, набранных тем или иным ребенком при выполнении заданий. От 0 до11 баллов – низкий, от 12 до 17 баллов – средний, от 18 до 24 баллов – высокий. Таким образом, мы получили количественное соответствие уровням представлений и отношения детей к родному городу (таблица 2.1.).
Таблица 2.1. - Уровни представлений и отношения детей

к родному городу в начале эксперимента


Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во

детей

%

Кол-во детей

%


Высокий


2


20%

1



10%


Средний


3


30%


2


20%


Низкий


5


50%


7


70%


В результате проведения диагностики исходного уровня выяснилось, что 2 детей экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу (20%), 3 детей – средний (30%), 5 человек – низкий (50%). В контрольной группе 1 ребенок (10%) имеет высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу, 2 детей (20%) – средний уровень и 7 человек (70%) низкий.

В изобразительной деятельности на тему «Мой город», «Родной край» дети не знали чем наполнить рисунок, выбирали неяркие краски.

Опираясь на полученные данные в результате определения уровня развития представлений и отношения детей к родному городу можно сделать вывод, что более половины обследуемых детей имеют средний и низкий уровень развития представлений и отношения детей к родному городу. Это значит, что у детей нет устойчивого интереса к родному городу, уровень представлений частично соответствует возрасту, ребенок не может составить рассказ о родном городе, не проявляет большого желания участвовать в общественно полезном труде. Исходный уровень развития представлений и отношения детей к родному городу в экспериментальной группе оказался ниже, чем в контрольной группе.

2.2. Формирование у дошкольников системных знаний по истории и культуре родного города

На данном этапе исследования мы провели работу, которая заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города Минска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее средствами белорусского декоративно-прикладного искусства и фольклором. Педагогическая работа на протяжении двух недель проводилась с учетом полученных данных диагностики. Помимо групповых занятий проводились подгрупповые, игры, индивидуальная работа с детьми. Так же давались устные рекомендации родителям дошкольников.


Целью нашей работы было увеличение интереса к родному городу, его истории и культуре.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему краю.

- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость.

- познакомить детей с культурным наследием города Минска.

- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.

- просвещать молодых родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

В процессе работы по формированию представлений о родном крае детей решались также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, фольклор, национальная музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине и родном городе, о подвигах, о труде, о природе родной страны, истории об исторических местах ребята более полноценно усваивали материал. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Были использованы следующие формы работы: рассказы, экскурсии, развлечения, викторины, беседы и т.д.

С целью формирования у детей знаний о родном крае нами был разработан план работы, в соответствии с требованиями программы «Пралеска» (приложение 1). Обучение велось по следующим направлениям:

- учебная деятельность (включала в себя подобранный комплекс занятий). Некоторые занятия заканчивались продуктивным видом деятельности (рисование, аппликация), что позволило закрепить знания детей на практике.

- общение (как правило, это были познавательные беседы, которые проводились в первой и во второй половине дня, вне занятий. Беседы чаще всего проходили в форме диалога и сопровождались иллюстрациями. Цель познавательных бесед - закрепить полученные на занятиях знания, расширить представления о родном городе и его исторических местах). Дети с удовольствием слушали истории о родном крае.


- познавательно практическая деятельность включала в себя целевые прогулки, мини-экскурсии, рассматривание альбомов с иллюстрациями («Белорусский альбом», «Минск - город герой)

- игровая деятельность включат ряд игр, дидактических игр, цель которых закрепить знания о достопримечательностях города.

- художественная деятельность включает сочинение творческих рассказов, рисунки, беседы

В дошкольном учреждении в каждой группе оформлен небольшой уголок по знакомству с родным краем, где собраны книги с иллюстрациями, которые дети могут свободно рассматривать в удобное для них время.

Музыкальный руководитель планирует разучивание с детьми песни на белорусском языке, что позволит закрепить ранее полученные знания.

По итогам проведенной нами целенаправленной работы, были углублены знания детей о культуре и истории родного края и вместе с тем, о белорусском народном творчестве.

Далее, возникла необходимость проверить эффективность работы по формированию у дошкольников системных знаний по истории и культуре родного города старших дошкольников.

С этой целью проведено контрольное исследование старших дошкольников. Методика контрольного эксперимента совпадала с методикой констатирующего эксперимента. В исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группы детей старшего дошкольного возраста.

Определив уровень сформированности представлений и отношения детей к родному городу, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 2.2.
Таблица 2.2. - Уровни представлений и отношения детей

к родному городу в конце эксперимента


Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа


Контрольная группа

Кол-во

детей

%

Кол-во детей

%


Высокий


6


60%


1


10%


Средний


4


40%


2


20%


Низкий


1


10%


7


70%



следующая страница >>