birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5

изменениями, внесенными постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 г. № 152/1138-6)

Методические рекомендации

о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных

и участковых избирательных комиссий

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий1.
1. Общие условия формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований, окружных и участковых

избирательных комиссий
1.1. Органы, осуществляющие формирование

избирательных комиссий
1.1.1. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 24, пункта 6 статьи 25, пункта 6 статьи 26, пункта 4 статьи 27 Федерального закона избирательные комиссии формируют:

а) территориальную избирательную комиссию – избирательная комиссия субъекта Российской Федерации;

б) избирательную комиссию муниципального образования – представительный орган муниципального образования;

в) окружную избирательную комиссию – вышестоящая избирательная комиссия;

г) участковую избирательную комиссию – территориальная избирательная комиссия.

1.1.2. Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона, если уполномоченные на то Федеральным законом представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения – избирательная комиссия муниципального района, иной (окружной, территориальной, участковой) избирательной комиссии – вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, иным законом.


1.1.3. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах быть одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Орган, формирующий избирательную комиссию, проводит проверку лиц, кандидатуры которых предлагаются для назначения в состав избирательной комиссии, на предмет отсутствия предусмотренных указанными положениями статьи 29 Федерального закона ограничений с участием соответствующих органов. При такой проверке может использоваться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее – ГАС «Выборы»).

1.1.4. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии. Данное требование должно соблюдаться в течение всего срока полномочий избирательных комиссий2. Указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

1.1.5. При формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий, автоматизации, обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.


При назначении в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, рекомендуется учитывать участие политической партии в выборах на соответствующей территории.

1.1.6. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого предлагается для назначения в состав избирательной комиссии (примерная форма письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии приведена в приложении № 1, форма письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав участковой избирательной комиссии установлена в приложении № 1 к Порядку формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий), представляется, как правило, субъектом, вносящим соответствующее предложение, в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с иными документами, необходимыми при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий (приложение № 2).

1.1.7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости принимает предусмотренные Федеральным законом меры.

1.1.8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложений о приведении законодательства субъекта Российской Федерации о выборах и референдумах в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации норм:

определяющих количественный состав избирательных комиссий, за исключением избирательных комиссий муниципальных образований;


устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательных комиссий, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие избирательные комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных избирательных комиссий – не менее 30 дней. Сроки подачи указанных предложений следует отсчитывать со дня публикации указанного сообщения в средствах массовой информации либо обнародования иным способом. При отсутствии в муниципальном образовании средства массовой информации сообщение о приеме предложений по составу участковой избирательной комиссии размещается на специальном стенде, в бюллетене муниципальных правовых актов, на сайте представительного органа муниципального образования и (или) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с порядком исчисления сроков, установленным в статье 111 Федерального закона.

1.1.9. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
1.2. Субъекты права внесения предложений

по составу избирательных комиссий
В соответствии с положениями статей 22, 24–27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают:

а) политические партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;


б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;

в) избирательные объединения, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;

г) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы,
учебы (примерная форма протокола собрания избирателей приведена в приложении № 3);

д) представительный орган муниципального образования (за исключением внесения предложений при формировании соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований);

е) при формировании территориальной избирательной комиссии – территориальная избирательная комиссия предыдущего состава;

ж) при формировании избирательной комиссии муниципального образования – избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, а при формировании избирательной комиссии поселения – также избирательная комиссия муниципального района, территориальная избирательная комиссия.
2. Возложение полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных

комиссий, территориальных избирательных комиссий на иные

избирательные комиссии

2.1. В целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иные связанные с этим вопросом обстоятельства. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы».


Аналогичный подход в отношении возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправленияна иные комиссии желателен и для избирательных комиссий муниципальных образований при организации и проведении муниципальных выборов. .

2.2. В целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий – на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.

В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию.


2.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона возможно также возложение полномочий территориальной избирательной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

2.4. Срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано – то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии. Аналогичный подход применяется и в случае возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования.

2.5. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии – на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, участковые избирательные комиссии.

2.6. В случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия в соответствующих случаях принимает решения, которые оформляются как решения окружной избирательной комиссии. Эти решения обжалуются в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Федерального закона, статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Аналогичный подход рекомендуется применять и в других случаях возложения полномочий одной избирательной комиссии на другую избирательную комиссию. При этом в решении комиссии о возложении полномочий соответствующей комиссии необходимо указать порядок использования соответствующих бланков документов, печатей.

2.8. Рекомендуется детально урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с возложением полномочий избирательных комиссий различного уровня на иные избирательные комиссии, в том числе порядок принятия соответствующего решения, порядок передачи протоколов об итогах голосования, порядок передачи данных с использованием ГАС «Выборы». При этом отсутствие такого регулирования не является препятствием для решения вопроса о возложении полномочий избирательной комиссии на другую избирательную комиссию.


следующая страница >>