birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3


агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский Государственный Экономический Университет

Филиал в г. Каменcк - Уральский

М А Р К Е Т И Н Г

Методические указания и тематика контрольных работ

для студентов экономических специальностей

заочной формы обучения

Составитель Пасмурцева Н.Н.

Каменск-Уральский

2008

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ
В соответствии с учебным планом студенты экономических специальностей изучают курс «Маркетинг» и выполняют одну контрольную работу, которую в установленный срок представляют в учебную часть для проверки.

Выполняя контрольную работу, необходимо показать умение четко и кратко излагать усвоенный учебный материал. В процессе написания контрольной работы студенты должны использовать материалы учебников, учебных пособий, а также периодических изданий с целью изучения опыта отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга.

Контрольная работа состоит из трех заданий. Первое – посвящено теории маркетинга, второе задание – предполагает рассмотрение ситуационной задачи, в результате чего на основе изученного теоретического материала, студент должен ответить на поставленные в ней вопросы, третье задание является практическим и выполняется студентом с учетом специфики его места работы.

Контрольная работа должна быть выполнена студентом самостоятельно: не допускается, чтобы содержание двух или более контрольных работ было идентичным. В противном случае контрольные работы не будут приняты к проверке, а студенты – не будут допущены к зачету по дисциплине.

При оформлении контрольной работы необходимо учесть следующие требования:

  • контрольная работа оформляется на белой писчей бумаге формата А4, шрифт 14 Times New Roman, интервал полуторный.


  • объем контрольной работы не должен превышать 12-15 страниц, но и быть не ниже установленных пределов;

  • структура контрольной работы должна быть следующей: титульный лист, содержание, основной текст, список использованной литературы;

  • страницы контрольной работы должны быть пронумерованы, к приведенным цитатам и цифровым данным должны быть сделаны ссылки;

  • второе и третье задание обязательно должны быть проиллюстрированы рисунками, таблицами, диаграммами.

Номер варианта контрольной работы соответствует начальной букве фамилии студента.

Начальная буква фамилии студента

Номер варианта

А З П Ц

1

Б И Р Ч

2

В К С Ш

3

Г Л Т Щ

4

Д М У Э

5

Е Н Ф Ю

6

Ж О Х Я

7

Тематика контрольных работ
ВАРИАНТ 1

1. Современная концепция маркетинга.

1.1 Понятие маркетинга, его принципы и функции.

1.2 Основные виды маркетинга.

1.3. Цели и содержание маркетинговой деятельности.

1.4 Концепции маркетинга.

2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 1 «Маркетинговая концепция при выходе фирмы на новый рынок» (Приложение А).

3.Разработайте анкету опроса мнения потребителей определенного товара/услуги, производимого/предоставляемого Вашей фирмой.

3.1 Сформулируйте цель Вашего исследования.

3.2Определите выборку опрашиваемых и оговорите способ связи с респондентами (телефонный опрос, опрос на листе продажи, рассылка по почте и т. д.)

3.3 Обработайте результаты опроса: составьте таблицы, постройте графики вариаций, сделайте выводы по поводу дальнейшего производства/предоставления данного товара/услуги, примите решение о целесообразности/нецелесообразности производства/продаж выбранного для исследования товара/услуги.


ВАРИАНТ 2
1. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации.

1.1 Сущность и виды маркетинговой информации.

1.2 Методы маркетинговых исследований.

1.3 Содержание основных этапов маркетингового исследования.
2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 2 «Определение рыночных позиций компании» (Приложение А).
3. Изобразите графически сложившуюся организационную структуру службы маркетинга Вашего предприятия. Проведите ее анализ. Дайте краткую характеристику задач, решаемых службой маркетинга. Как эти задачи соответствуют организационной структуре маркетинговой службы? Как они отражены в должностных инструкциях работников этой службы?


ВАРИАНТ 3

1. Сегментирование рынка.


1.1 Понятие рыночного сегмента и основные критерии сегментирования.

1.2.Выбор целевых сегментов рынка.

1.3 Позиционирование товара: сущность и методы.
2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 3 «Изучение российского рынка с целью позиционирования товара» (Приложение А).

3. Установите цели и задачи распределения товара/услуги Вашей фирмы. Изобразите схемы каналов распространения данного товара/услуги. Выберите наиболее эффективную, на Ваш взгляд, схему канала распределения Вашего товара/услуги. Обоснуйте свой ответ.



ВАРИАНТ 4
1.Маркетинговые коммуникации.

1.1 Понятие, структура, значение коммуникаций в маркетинге.

1.2 Реклама как средство коммуникации: сущность, функции, виды.

1.3 Особенности стимулирования сбыта как средства коммуникации.
2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 4 «Выход компании на европейский рынок» (Приложение А).
3. Разработайте рекламную кампанию по продвижению продукции/услуг Вашей фирмы.

3.1 Сформулируйте цель рекламной кампании.

3.2 Сделайте описание потенциальных потребителей Ваших товаров/услуг, на которых должна воздействовать Ваша реклама.

3.3 Приведите пример рекламного сообщения, которое может быть использовано на рынке данных товаров/услуг. Какие реакции Вы хотите вызвать у потенциальных потребителей своей рекламой.

3.4 Перечислите рекламные носители, которые Вы планируете использовать. Почему?

ВАРИАНТ 5
1. Товар и товарная политика.

1.1 Товар как средство удовлетворения потребностей: определение, классификации, марка и упаковка товара.

1.2 Разработка нового товара и этапы его жизненного цикла.

1.3 Сущность товарной политики и формирование товарного ассортимента организации.
2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 5 «Новинка на венгерском рынке» (Приложение А).
3. Опишите основной вид деятельности Вашей фирмы. Определите концепцию маркетинга Вашей фирмы, обосновав свой выбор. Сформулируйте стратегические и маркетинговые цели Вашей фирмы и определите их взаимосвязь.
ВАРИАНТ 6
1. Сбытовая политика организации.

1.1 Сущность сбытовой политики: ее цели, задачи.

1.2 Основные методы и системы сбыта.

1.3 Организация сбытовой сети.

2. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 6 «Выбор канала сбыта» (Приложение А).

3. Разработайте рекламное обращение для потенциальных потребителей продукции/услуг Вашей фирмы (см. Приложение Б).
ВАРИАНТ 7


  1. Ценообразование в маркетинге.

1.1 Понятие цены и ее роль в системе маркетинга, виды цен, факторы, влияющие на уровень цены.

    1. Основные методы ценообразования.

    2. Виды ценовой стратегии.




  1. На основе изученного теоретического материала, ответьте на вопросы ситуационной задачи № 7 «Птичий корм на зарубежных рынках» (Приложение А).


3. Проведите маркетинговое исследование, направленное на выявление спроса на определенный товар/услугу Вашей фирмы. По результатам проведенного исследования выделите основные сегменты потребителей Вашего товара/услуги. Сформулируйте выводы.

Рекомендуемая литература


  1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 219 с. – (Серия «Высшее образование»).

  2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.

  3. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие / Т.С. Бронникова. – М.: КНОРУС, 2007. – 208 с.

  4. Головлева Е.А. Основы рекламы / Е.Л. Головлева., - Изд. 2-е. – изд. – М.: Московский гуманитарный институт. Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 314 с.

  5. Завьялова П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 496 с.

  6. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1999.

  7. Маслова Т.Д., Божук С.Г. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.: ил.

  8. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева, - СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса». 2001.
  9. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2003, - 568 с.


  10. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 208 с.

  11. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ. – М.: Норма, 2007 . – 384 с.

  12. Сарафанова Е.В. Маркетинг: М.: Приор-издат, 2007. – 202 с.

  13. Хруцкий В.Е., Корнева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пос. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.: ил.

  14. Щегорцов В.А.. Таран В.А. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Щегорцова В.А. – М.: - ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 447 с.

  15. Другие.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Ситуационная задача № 1

«Маркетинговая концепция при выходе фирмы на новый рынок»

Специализированная мебельная фирма IКЕА, являющаяся ведущей на рынке мебели Швеции и владеющая 28% этого рынка, обнаружила в 1974 г. новые рыночные возможности на стагнирующем рынке Западной Германии. Распространение маркетинговой концепции, которая применялась на шведском рынке (весь ассортимент ориентирован на широкие целевые группы), не проявило себя в Германии слишком обещающе, по причине полного захвата тамошнего рынка конкурентами. Поэтому руководство фирмы IКЕА решило нацелить свою деятельность на новые группы потребителей с использованием инновационно-сбытовой и сегментационной стратегии. Цель стратегии — использование соответствующей специфической рыночной ситуации в ФРГ до 1980 г. Десять магазинов фирмы должны были достигнуть годового оборота в 500 млн. немецких марок ежегодно.

Основные черты новой маркетинговой концепции

1. Ориентация на новый целевой сегмент, выделенный по психологическому и поведенческому критерию: люди, которые чувствуют себя молодыми и характеризуются подвижностью, высокими требованиями к дизайну и качеству, хозяйственной рассудительностью, интеллигентным покупательским поведением.

2. Новая единая (и отвечающая целевому сегменту) идея товаров и услуг. IКЕА работает при помощи своих заказчиков, которые берут часть услуг на себя (например, сами транспортируют и монтируют продукцию), получая при этом скидки: «невероятное вероятно: хороший дизайн и качество за низкую цену».


3. Основной аргумент коммуникационной политики: «Заказчик IКЕА должен ощущать определенный статус. Это означает, что он выделяется интеллигентным покупательским поведением, коммуникабельностью при оформлении покупки, высоким эстетическим вкусом. Одновременно с удовлетворением заказчика должны быть достигнута высокая степень известности марки фирмы, эффект мотивации и высокая степень идентификации.

4. Распределение: размещение 10 магазинов с выгодой в ценовом аспекте вблизи крупных городских агломераций.

Задания

I Определите маркетинговые цели фирмы и их взаимосвязь с производственными целями.

2. Укажите цели, стоящие перед фирмой при выходе на новый рынок по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике.
Ситуационная задача № 2

«Определение рыночных позиций компании»

Компания «Кодак», представитель американской транснациональной корпорации в Норвегии, предлагает товары и услуги под маркой «Кодак»: различные виды фотопленки, фотооборудование, услуги по проявлению пленки и печатанию фотографий.

На рынке фотопродукции фирма занимает 50%-ную долю, в 60-х годах она владела 90% рынка. Главные конкуренты, потеснившие компанию, - шведские фирмы, на долю которых приходится 30% рынка услуг, предоставляемых фотоателье. Однако наиболее сильный конкурент сегодня - это компания «Фуджи», доля которой составляет около 1/3 на рынке фотопродукции. Руководство «Кодак» уступает рыночные позиции компании «Агфа» в сфере товаров для профессионалов.

Что касается ценовой конкуренции, здесь выигрывают местные небольшие фирмы, которые, пользуясь тем, что цены на норвежском рынке на 15-20% выше, чем в других европейских странах, предоставляют покупателям разные виды скидок.

По данным маркетинговых исследований, средний покупатель фотопродукции — это фотолюбитель, покупающий этот товар в небольших магазинчиках при заправочных станциях, в гостиничных магазинах и во время посещения различных центров развлечений. Покупки делаются импульсивно, для удовлетворения только что возникнувшего желания. Руководящий состав «Кодак» стремится получить как можно больше места для выкладки в магазинах.


Маркетологи подразделяют покупателей фототоваров на розничных и оптовых, а также дистрибьюторов.

Наблюдение за тем, что приобретает отдельный покупатель, дает возможность выделить фотолюбителей, фотографов-полупрофессионалов и профессионалов.

Кроме того, необходимо большое внимание уделять удовлетворению спроса дистрибьюторов, прямому снабжению дилеров, занятых реализацией специализированной фотопродукции, а также снабжению дистрибьюторов через посредников. В этом отношении позиции компании «Кодак» сильнее, чем у «Фуджи», которая сбывает свой товар только через дилеров, реализующих специализированную фотопродукцию.

Маркетологи и менеджеры «Кодак» для сбора информации о рынке используют как внутренние, так и внешние источники. Основной акцент в анализе внешней информации делается на выявлении владельцев фотооборудования, образ жизни и способ досуга потенциальных потребителей, а не на то, какие требования предъявляютсяI индивидуальными покупателями к продукции.

Компании, работающие на рынке фототоваров, убеждены, что, кроме традиционных рыночных исследований, необходимо найти способ более полного выявления потребностей покупателей и их отношения к торговле данным товаром. Важно знать, каким образом покупатель выбирает фотопродукцию, и какие факторы влияют на его выбор, какова роль фотографии в жизни покупателя, что означает покупка для потребителя и каковы его требования к обслуживанию. Необходимы исследования конкурентов, чтобы использовать их преимущества. Только тогда повысится эффективность маркетинговых программ.

Менеджеры считают, что для эффективного планирования маркетинговых исследований следует выявить приоритетные направления, выбрать соответствующие методы сбора информации, наметить пути практического использования результатов анализа.



следующая страница >>