birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №24

Методическая разработка урока

по дисциплине «Математика»

Тема: «Многограники»





Разработал: преподаватель первой

квалификационной категории

общеобразовательных учебных дисциплин

А.Г. Ишмуратова



Сибай –2013

Пояснительная записка.

   На мой взгляд, наиболее глубокие знания обучающиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и другие задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы обучения должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать. При выполнении работы обучающиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках по математике, затем успешно используются и на других уроках.

        Я считаю, что наиболее качественное усвоение изучаемого материала может происходить только при осуществлении каждым обучающимся самостоятельного, вдумчивого изучения материала и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них правил, законов, выводов.


        Основная суть моего метода заключается в следующем:

- довести в доступной форме  теоретический материал на уроке;

- мотивировать заинтересованность учащихся к самостоятельной работе;

- провести исследование по усвоению новых знаний;

 

При изучение темы «Многогранники» возникает у всех обучающихся вопрос: где и в каких областях могут применяться многогранники?

В связи с этим я провела социологический опрос среди обучающихся до изучения темы и после и сравнила полученную рефлексию. Обучающимся открывается удивительный мир геометрических тел, тема становится понятной и интересной для изучения.

 

План урока

Цели урока:


- образовательная: обобщение и систематизация знаний об основных типах многогранников и рассмотрение области их использования.

- развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, формирование представления о многогранниках в окружающем мире, исследование взаимосвязи свойств многогранников с реальной жизнью и их распространенность.

- воспитывающая: воспитание творческой личности и создание условий для самореализации; способствовать формированию оценки прекрасного в окружающем мире.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО: интерактивная доска, проектор, слайды, модели многогранников.

Ход урока

1.Организационный момент.

-приветствие

-проверка списочного состава группы

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы повторяем и обобщаем весь изученный материал по теме: «Многогранники» и проверяем его усвоение. Многогранные формы окружают нас повсюду. Почти все сооружения, возведенные человеком, от древнеегипетских пирамид до современных небоскребов, имеют форму многогранников. Многогранные формы встречаются у многих минералов, у некоторых растений и даже живых организмов. Благодаря изяществу своих форм, многогранники вошли в искусство, архитектуру и живопись. Эта тема открывает ни только удивительный мир геометрических тел, но интересные научные гипотезы.


3.Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Слайд № 1

Первый вопрос: Что такое многогранник?

Поверхность, составленную из конечного числа многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, называют многогранником.

Второй вопрос: Какие бывают многогранники?

Выпуклые, невыпуклые и звездчатые.

Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. « Правильных многогранников вызывающе мало,- написал когда-то Л. Кэрролл,- но этот весьма скромный отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».

Определение правильных многогранников, типов многогранников рассматриваем по представленным слайдам.

Выпуклый многогранник называется правильным, если его грани являются правильными многоугольниками с одним и тем же числом сторон и в каждой вершине многогранника сходится одно и то же число ребер.

Существует пять типов правильных выпуклых многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

Проведение социологического опроса. Вопросы социологического опроса обучающихся:

1. Считаете ли вы тему : «Многогранники» одной из важных и интересных в разделе « Стереометрии»?

2. Считаете ли вы необходимым применение в архитектуре и живописи многогранных фигур?

50%--- ответили положительно.

20%--- не дали ответа.

30%---им не важно, какая фигура используется, главное, чтобы было красиво.

4.Закрепление изученного материала.

Слайд № 2

Вопрос третий: Где встречаются многогранники и в каких областях могут применяться?

1. Многогранники в природе:

- кристаллы поваренной соли имеют форму куба.

- правильная форма алмаза в виде октаэдра.

- кристаллы пирита в виде додекаэдра.

2. Многогранники в химии:

- имеют форму правильных многогранников


- куб - кристаллики поваренной соли

- кристаллы сернистого колчедана – додекаэдра

- бор – икосаэдра и другие

3. Многогранники в географии:

- занимают важное место в исследование залежей полезных ископаемых.

4. Многогранники в биологии:

- формы вирусов представляют собой правильные многогранники.

5. Многогранники в медицине:

- своеобразия форма многогранников (усеченный октаэдр, икосаэдр, десятигранная пирамида) позволяет накапливать энергию и передавать ее владельцу. Положительно влияет в основном на психику и поведение.

6. Многогранники в быту:

- футбольный мяч в виде усеченного икосаэдра.

- кубик рубик в виде куба.

- кубик рубик в виде пирамиды Мефферта.

7. Многогранники в декоративном искусстве:

- живопись

- архитектура.

5.Подведение итогов урока. Проведение социологического опроса.

Слайд № 3

Четвертый вопрос.

Все ли в мире состоит из многогранников и узнали ли мы, что- то новое и интересное об окружающем мире?

Вопросы социологического опроса:

1. Считаете ли вы тему : « Многогранники» одной из важных и интересных в разделе « Стереометрии»?

2. Считаете ли вы необходимым применение в архитектуре и живописи многогранных фигур?

84% - ответили, что многогранники таят в себе некую загадочность и утонченность.

12% сказали, что им не важно какая фигура используется, или её нет вообще – главное, чтобы было красиво.

4% не дали ответа, сказав, что об этом никогда не задумывались.

Сегодня мы увидели, что все в мире состоит из многогранников. Изучив огромное количество литературы, познакомившись с различными понятиями, относящимися к данной теме, мы пришли к выводу, что именно активными формами работы на уроках можно привить интерес к самостоятельной и исследовательской работе самих обучающихся, преподнести изучаемый материал в привлекательных тонах.


6. Домашнее задание.

-подготовится к зачету по теме
Список используемой литературы


  1. Гнеденко Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики. //Математика в школе

  2. Погорелов А.В. геометрия

  3. Вербицкий А.А. , Платона Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации

  4. Воспитание учащихся при обучении математике кн. Для учителя. Из опыта работы (сост.А.Ф. Пичурин) - М., Просвещение

  5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика

  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., Просвещение

  7. Швебель М. Развитие познавательных способностей. Перспективы 

  8. Химчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. – М., математическое просвещение

  9. Интернет источники:

wikipedia.org

pedsovet.org

www.math.ru