birmaga.ru
добавить свой файл

1



МАТЕРИАЛЫ ТРЕНИНГА

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Проект
-

означает ограниченный по времени набор мер и задач, поддерживаемый ресурсами, которые предназначены для конкретно указанных групп населения, обозначаемых по географическим или иным признакам

Мониторинг -

это отслеживание какого-либо процесса или деятельности, посредством ведения документации, регулярных отчетов и систем надзора, наблюдения, с целью установления соответствия производимых действий и их ближайших результатов плану

Оценка -

это процесс анализа и измерения эффекта результатов деятельности по заранее установленным критериям

Цель -

это ожидаемый положительный конечный результат, который будет получен, когда проект будет выполнен

Задачи -

это более мелкие и конкретные ожидаемые результаты, которые в совокупности обеспечивают достижение цели. Обычно формулируются по критериям SMART

Specific - жизненно важные конкретные изменения

Measurable – измеримость

Attainable - достижимость

Relevant - целесообразность

Time-Limited - ограниченность во времени

Индикатор –


  1. прямое, объективное, адекватное и доступное свидетельство того, что результат достигнут

  2. признак/показатель процесса, предмета, явления, состояния, которое измеряется в целях оценки.


Типы результатов и типы индикаторов


frame2

Типы результатов и типы индикаторов

Реализация каждого проекта сопровождается получением тех или иных результатов. Хорошо, если мы предполагаем, какими они будут, уже на этапе разработки проекта. Рассмотрим подробнее, какие результаты мы получаем на каждом этапе реализации проекта и каким образом мы можем их отследить.


Каждый проект предполагает наличие определенных ресурсов (человеческих, материальных, технических, технологических, информационных, временных), при помощи которых организуются какие-либо структурированные процессы (тренинги, информационные кампании, встречи проектной команды и т.д.). Ресурсы и процессы в совокупности образуют проектную деятельность.

Осуществление деятельности сразу дает результаты – мы получаем их по окончании мероприятий. Например, мы закончили тренинг и, проведя анкетирование в конце мероприятия, выяснили, что участники свидетельствуют о том, что удовлетворены процессом преподавания материала, что они получили новые знания, что полученная информация для них полезна, и они планируют использовать ее в будущем. Все это является результатами мероприятия, но еще не есть изменение будущей ситуации.

Планируемые индикаторы оценки результатов мероприятий не могут свидетельствовать об изменениях у целевых групп, в их окружении или в обществе. Данные индикаторы являются промежуточными и свидетельствуют о том, насколько были использованы ресурсы и насколько качественно были организованы все процессы в сравнении с планом проекта.

Реализация комплекса мероприятий в проекте ведет к получению более крупных результатов, которые, как правило, связаны с изменениями в жизни клиентов/целевой группы или в ближайшем окружении клиентов/целевой группы. Об этих изменениях свидетельствуют конечные индикаторы, еще их можно назвать индикаторами изменений.

Самые значительные изменения, которые возможно запланировать в проекте – это изменения в обществе. Они складываются из совокупности изменений у целевых групп и их ближайшего окружения. Индикаторы, которые мы закладываем для оценки такого уровня, также являются индикаторами изменений.
Горизонтальная и вертикальная логика планирования

(результаты – индикаторы)





Описание результатов разных уровней

Объективно проверяемые индикаторы


ТО...




ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА


Долгосрочные результаты

(Long-term results/impacts)

Планируемые положительные изменения, которые произойдут в соответствующей сфере жизни общества частично благодаря реализации данного проекта

Индикаторы стратегического уровня

Показатели изменений в жизни общества и целевых групп, заложенные в стратегические приоритеты организации


ТО...


ЕСЛИ...



Результаты Цели

Изменения в окружении (ИО) (Impacts)

Результат, который ожидается получить в конце реализации проекта. Складывается из совокупности результатов всех задач.

Индикаторы изменений

Конечные количественные показатели изменений, полученных благодаря выполнению цели и задач проекта, в ситуации самих клиентов/целевых групп и изменений в окружении, значимом для этих клиентов/целевых групп


ТО...


ЕСЛИ...


Результаты Задач

Изменения у клиентов (ИК) (Outcomes)

Конкретные результаты, произведенные в ходе запланированной проектной деятельности.


ЕСЛИ...


Результаты Мероприятий (РМ)

(Outputs)

Результаты, полученные непосредственно в ходе мероприятий, необходимые для выполнения задач, но еще не представляющие собой изменение ситуации


Индикаторы процесса

Промежуточные количественные показатели результатов, полученных в ходе либо сразу после мероприятий


Вопросы для оценки

В задаваемых вопросах отметьте, какой уровень результата оценивается

  • Изменения в окружении (ИО) – Impacts

  • Изменения у клиентов (ИК) - Outcomes

  • Результаты мероприятий (РМ) – Outputs

  • Ресурсы/Процессы (Р/П) – Inputs






  1. Какой процент целевой группы использует презерватив с непостоянным половым партнером?________________________________________________________________



  1. Повысился ли уровень достоверных знаний о путях передачи ВИЧ и ИППП у представителей целевой группы?______________________________________________



  1. Какое количество презервативов распространили за последние 6 месяцев?___________


  1. Увеличилось ли количество обращений в кожно-венерологические диспансеры представителей целевой группы в конкретном районе?___________________________




  1. Улучшилась ли поддержка людей, живущих с ВИЧ/СПИД, социальными учреждениями?_____________________________________________________________



  1. Уменьшилась ли доля ИППП среди представителей целевой группы?_______________



  1. Увеличилось ли количество обращений по поводу добровольного консультирования и тестирования?______________________________________________________________



  1. Насколько профилактическая работа по ВИЧ/СПИД поддерживается значимым окружением?_______________________________________________________________



  1. Насколько хорошо подготовлены специалисты по равному обучению?______________



  1. Насколько информационная компания соответствует данной целевой аудитории?____



  1. Уменьшилось ли распространение ВИЧ-инфекции?______________________________



  1. Сколько сотрудников может быть вовлечено в данную работу? ___________________

Introduction to Monitoring and Evaluation. Monitoring HIV/AIDS Programs: A Facilitator’s Training Guide. FHI, 2004

Упражнение на выбор индикаторов














ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


График Легкость / Эффективность




Э

Ф

Ф

Е

К

Т







Легкость




  • Составьте список и пронумеруйте возможные действия, которые будут направлены на удовлетворение выявленных потребностей вашей целевой группы.

  • Выясните всю дополнительную информацию о каждом из действий, которая поможет принять решение, например, размер затрат.

  • Поместите каждое из действий в соответствующем квадрате на графике.



  • Обычно действия, которые следует предпринять прежде всего находятся в нижнем правом квадранте: наиболее эффективные действия, которые достаточно легко осуществить. Действия, которые осуществить не легко, но их эффект высок, должны быть предприняты также, но необходимо поискать ресурсы!