birmaga.ru
добавить свой файл

1




Лекция № 5
Теория слога.


  1. Понятие слога. Признаки слога.

  2. Фонетический аспект слога.

  3. Основные правила слогоделения.

  4. Функции слога.


1. Понятие слога. Признаки слога.

Казалось бы, что слог такое привычное и простое понятие, что его определение не составляет труда. «По слогам» мать учит ребенка говорить: «скажи: ма-ма, па-па, ба-буш-ка». По слогам учат писать, складывать буквы. Понятием слога пользуются и при обучении правилам переноса слов на письме и т.д. И все же на вопрос, что такое слог, какова его природа, различные ученые дают совершенно разные ответы. Очевидно лишь то, что слог - минимальная произносительная единица, или, иначе говоря, минимальный звуковой сигнал, который может быть порожден в процессе речи.

Слово (точнее, его звуковой облик) в реальной речи не распадается на отдельные звуки (фонемы), а может быть произнесено только посложно. Как бы мы ни замедляли речь, расчленить, например, слово [ma’skva] на [m-a-s-k-v-a], не нарушив при этом плавного течения речи, невозможно.

Когда мы произносим слог, органы речи, произнося согласный, принимают положение, необходимое для следующего гласного, например движение языка и губ в [su:n] soon, [lu:z] lose. Поэтому граница между согласным и гласным не прослеживается. Границы между слогами отмечаются чередованием открытий и закрытий полости рта в производстве звуков и, как результат, чередованием подъемов и падений в артикуляционном напряжении.

Сам термин «слог» обозначает определенные пути (способы), по которым фонемы связываются в языке. Античные греческие ученые заметили, что два основных фонологических типа звуков – гласные и согласные выполняют различные функции в речи. Функция гласных – занимать центральную позицию в определенных комбинациях звуков, тогда как согласные служат границами звуковых комбинаций. Другими словами, гласные – всегда слоговые, а согласные – неспособны образовывать слоги без гласных.


Признаки, характеризующие слог могут быть двух видов: сегментные и суперсегментные. Первые относятся к отдельной фонеме или сочетанию фонем как составной части слога; вторые связаны со слогом в целом.

Сегментные признаки:


  1. число фонем в слоге (одно-, двух -, трехфонемные и т.д.);

  2. сочетаемость типов согласных, входящих в слог, например смычный со щелевым, шумный с сонорным;

  3. (для многофонемных слогов): имеют ли они в своем составе согласные фонемы и их сочетания. Подтипы:

полностью открытый err, I (V)

полностью закрытый pit (CVC)

начально прикрытый me (CV)

конечно прикрытый eat (VC)

Количество согласных вокруг гласного разное. Для английского языка характерно наибольшее скопление согласных в начале слога.
Суперсегментные признаки слога связаны с ударением. Они различаются по следующим характеристикам:

  1. наличию или отсутствие в данном слоге словесного ударения – ударный и безударный слоги.

  2. по месту относительно ударного – предударный и заударный: ə’baut

  3. по месту среди предударных и заударных. Например: голова /gala’va/, молодость /’moladast’/:

первый предударный, второй предударный

/la/ /ga/

первый заударный, второй заударный

/la/ /dast’/

  1. фонотактические

а) ограничение в употреблении той или иной фонемы в разных частях слова: [ŋ] не может быть в начале слова;

б) ограничение в употреблении некоторых сочетаний согласных в тех или иных позициях: [mh, spw, hr, fs, stl] – не могут быть в начале слов.

Таким образом, фонологически, слог – структурная единица, которая состоит из одного гласного или гласного, окруженного согласными, числом и положением, позволенными данным языком.

2. Фонетический аспект слога.


Фонетисты не всегда единого мнения в определении слога, так как в своем анализе они исходят как из артикулярного, так и из акустического аспектов единицы.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная - трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним выдыхательным толчком. Однако невозможно объяснить все случаи словообразования на базе этой теории, и тем более, определить границы между слогами.

Сонорная – основывается на акустическом критерии. Слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Гласный не является обязательным элементом слога. Для сочетания звуков в один слог необходимо лишь, чтобы они различались по степени звучности.

Отто Йесперсен, один из виднейших сторонников этой теории, устанавливает следующую градацию звуков по сонорности, (начиная с самых звучных):

1) открытые гласные низкого подъема [æ, ә, a, ә:]

2) гласные среднего подъема [e, ә:, ә, Λ]

3) закрытые гласные высокого подъема [i:, I, υ, u:]

4) полугласные [w, j]

5) сонанты [r, l, m,n, ŋ, w, j]

6) звонкие фрикативные [v, ð z, ]

7) звуки взрывные [b, d, g]

8) глухие фрикативные [f, ө, ѕ, ]

9) глухие взрывные [p, t, k]

Звуки группируются вокруг самых звучных звуков, то есть гласных (иногда сонантов), которые образуют вершину звучности в слоге. Одна вершина звучности отделяется от другой звуками меньшей звучности, то есть согласными. Расстоянием между двумя точками наименьшей звучности является слог. Например “october” [ оk – tou - bə]. Число слогов определяется числом вершин сонорности. Так, в слове [melt] “melt” – одна вершина звучности [e] и слово поэтому односложное. В слове [metl] “metal” - две вершины сонорности [e] и [1] разделены наименьшим звучным [t], следовательно здесь два слога.

Есть случаи, противоречащие теории Есперсена. Например: [st a:] star, [sk eit] skate, [nek st] next. В этих словах звук [s] более звучен, чем [t] и [k] и образует вторую вершину звчности. Однако эти слова односложные. Это доказывает, что сонорная теория не объясняет механизмы слогообразования. Она только делает попытку объяснить выделение слога. Не решает вопрос о месте слогораздела, так как не объясняет, к какому слогу принадлежат наименее звучные звуки. Например, что означает [ənaismæn]: an iceman [ən ‘aismæn] или a nice man [ə ‘ nais’ mæn]?


Теория мускульного напряжения развита наиболее полно Л.В. Щербой. Согласно этой теории, слог представляет собой импульс мускульного напряжения, от силы которого зависит интенсивность звука. Соединение звуков разной интенсивности образует слог. Энергия артикуляции повышается в начале слога, достигает максимума на гласном или сонанте и понижается к концу слога.

Слог произносится одним усилием мускульного напря­жения произносительного аппарата. Каждое такое усилие мускульного напряжения разлагается на три момента:




  1. усиление напряжения — цепь несло­гообразующих звуков, усиливающихся по направле­нию к слогообразующему;

  2. вершина напряжения — слогообразующий звук;

3) ослабление напряжения — цепь не­слогообразующих звуков, ослабляющихся по направ­лению от слогообразующего.

Если слог состоит из одного звука, то все эти три фазы имеют место в пределах этого одного звука:

Графически цепь слогов может быть изображена волнистой ли­нией, где вершина соответствует вершине напряжения, а углубления — наименьшему мус­кульному напряжению.

Вершина напряжения состав­ляет вершину слога.

Между максимальным спа­дом напряжения (громкости) и следующим нараста­нием образуется слоговая граница или слогораз­дел. В схемах слоговая граница обозначается вертикаль­ной чертой, а при делении написания слова на силлабографы — дефисом.



Как видно из схемы, в артикуляторном отношении слог представляет собой дугу напряжения.

В слове оказывается столько слогов, сколько в нем дуг напряжения:





По своему характеру согласные могут быть трех родов:


1) сильноконечные: при произнесении их мускульное напряжение усиливается к концу. Обычно они образуют начало слога:






2) Сильноначальные: при произнесении их мускульное напряжение ослабевает к концу. Обычно они образуют конец слога:







3) Двухвершинные, или удвоенные. В этом случае при произнесении согласного мускуль­ное напряжение бывает одинаково сильно в начале и в конце, а в середине ослабевает. Такие согласные находятся всегда на слоговой границе и последняя проходит внутри их:


Тип согласного помогает определить границу слогораздела. Если в [ə nais haus] звук [n] сильноначальный, то граница слога проходит после [n] - [ən ‘ais ‘haus]. Если звук [n] сильноконечный, то граница проходит перед ним [ə’ nais ‘haus]. Другими словами, если есть новое начало мускульного напряжения на звуке [n], то он принадлежит ко второму слогу, а если новое начало мускульного напряжения на [ai], то звук [n] принадлежит первому слогу.
3. Основные правила слогоделения.


  1. На слоговой границе один слоговый звук.

а) Единичный согласный, следующий за долгими ударным или за кратким неударным гласным, является сильноконечным. Поэтому он образует начало следующего слога, отходит к нему, а предшествующий слог остается открытым. Линия слогораздела, т.о. проходит после долгого ударного или после краткого неударного гласного:

li –ner a-live

[‘lai - nә] [ә - laiv]

б) Если единичный согласный, следующий за кратким ударным гласным, является сильноначальным, он образует конец предыдущего ударного слога и закрывает его. Эта тенденция подкрепляется еще и тем положением, что в современном английском языке ударные гласные [æ, e, ɔ, ʌ] возможны только в условиях закрытого слога.


[‘sʌm – (m)ә] [‘lem –(m) әn]

Sum-mer lem-on

[‘mer – (r) i] [‘rid –( d ) i]

mer – ry rid –dle

2. Если на слоговой границе один двухвершинный согласный, то слоговая граница проходит внутри него.

[‘ʌn – ‘noun] [‘teil – lis] [ga: - (d )n – niŋ]

un – known tail – less gar – de - ning

3. Если на слоговой границе два разных согласных, то слоговая граница может проходить по – разному, в зависимости от характера согласных:

а) перед согласными, если первый шумный, а второй – сонант l или r

tei /bl lei /dn ‘prou / græm di/’klain

ta – ble la – den pro-gramme de – cline
б) между согласными в остальных случаях

‘neim /lis - оба сонанта

name – less
‘æk / tə - оба шумных

ac – tor
‘ten /də - первый сонант

ten – der - второй шумный.
4. Если на слоговой границе находится группа из трех и более согласных, то слоговая граница проходит либо после первого, либо после второго согласного, в зависимости от характера согласного, а также от того, возможны ли вообще данные группы согласных в начале слова в данном языке, например:

[‘læn – skeip] - land – scape

[‘wen – zdi] или [‘wenz – di] – Wednes – day

[‘sem – stris] – seam – stress

[‘mɔn - strəs] – mon – strous

Для английского языка такие группы согласных, как [nsk], [nzd], [mst], [nst], [kn], [gn] в начале слова невозможны, следовательно, они невозможны и в начале слога.


  1. Если на слоговой границе два гласных, то слогораздел проходит между ними.

[‘pou – it] po – et

[‘dai - ət] di – et

[‘twenti - iө] – twenti - eth

4. Функции слога.

1) Конститутивная (образующая) - слоги образуют единицы более высокого уровня – слова, ритмические группы, высказывания. Слог – единица, в которой реализуются частные фонемы

Слово


Морфема Слог



Фонема
2) Дистинктивная (отличительная) – слог участвует в различении слов и словосочетаний. Например, a name [ә neim] – an aim [әn eim], та марка упала – Тамарка упала – там арка упала.

3) Рекогнитивная (опознавательная) функция обусловливается распознаванием слушателем слогов как целых фонетических единиц с их конкретными аллофонами и слоговыми границами (чтобы не нарушать облик слова).

Таким образом, слог – самостоятельная фонетическая единица, не совпадает со словом или морфемой. [ri: - de- bl] – 3 слога, 2 морфемы, 1 слово. Слог имеет артикуляторные характеристики (один импульс мускульного напряжения), акустические (определяется сонорностью) и функциональные (выполняет три функции).