birmaga.ru
добавить свой файл

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В.Г. Короленко


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АННОТАЦИИ К ЛЕКЦИЯМ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ



Для студентов, обучающихся по специальности «История»

и другим педагогическим специальностям

Лекция №1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО: СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНСТИТУТЫ
Системный подход в гуманитарных исследованиях: сущность, содержание, элементы. Общество как система. Институциональная характеристика социальной системы. Соотношение понятий «образование» и «педагогика». Свойства и признаки образования как социального феномена. Образовательное пространство. Понятие и состав системы образования (образовательной системы). Образование как социальный институт.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Понятие, сущность права на образование. Право на образование в системе прав и свобод человека. Международные стандарты права на образование. Право на образование как конституционное право. Характерные черты и принципы права на образование. Национальная индивидуальность образования. Ограничение права на образование: сущность, основания, способы, формы. Право на образование как: а) гражданское (личное) право; б) социальное право; в) культурное право; г) политическое право; д) экономическое право. Право на образование в системе национальной безопасности. Внутригосударственные (национальные) и международные механизмы обеспечения и защиты права на образование.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие и общая характеристика правового регулирования общественных отношений. Система образования как предмет правового регулирования. Системный характер правового регулирования в сфере образования. Дискуссии конца ХХ – начала XXI вв. в отечественном правоведении о понятии и содержании образовательного права. Позиции цивилистической науки на понятие образовательного права. Взгляд представителей административного на образовательное право. Теоретико-правовое измерение понятия и содержания образовательного права.


Понятие образовательного права как: а) системы правового регулирования отношений в сфере образования и б) комплексной отрасли права.

Образовательные отношения как предмет образовательного права: понятие, особенности, классификация. Образовательные системы как интеграторы образовательных отношений.

Элементы образовательных систем как предмет образовательного права.

Метод образовательного права. Средства и способы правового регулирования образовательных отношений. Нормативно-правовой и индивидуально-правовой виды (уровни) правового регулирования в сфере образования. Типы образовательно-правового регулирования. Стадии процесса и механизм образовательно-правового регулирования.
Лекция №2.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Понятие, принципы и уровни образовательного правотворчества. Понятие правотворческой компетенции. Правотворческая инициатива и правотворческий почин в сфере образования. Субъекты образовательного правотворчества. Формы и виды правотворчества в сфере образования. Норма образовательного права как результат правотворчества в сфере образования: понятие, признаки. Сложный состав и структура образовательно-правовой нормы. Нормативно-правовые акты в сфере образования: общая характеристика. Особенности федерального правотворчества. Компетенция субъектов федерального образовательного правотворчества. Особенности образовательного правотворчества субъектов Российской Федерации (регионального правотворчества). Компетенция субъектов регионального образовательного правотворчества. Совместная компетенция субъектов федерального и регионального образовательного правотворчества. Особенности муниципального образовательного правотворчества. Компетенция нормотворчества органов местного самоуправления в сфере образования. Особенности локального образовательного правотворчества. Компетенция образовательного правотворчества органов местного самоуправления. Противоречия в процессе образовательного правотворчества и пути их преодоления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Система законодательства об образовании в Российской Федерации. Классификация и особенности законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования. Коллизии в образовательном законодательстве: понятие, виды, причины, пути преодоления. Основные (системообразующие) законы Российской Федерации в сфере образования: общая характеристика. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями): структурно-содержательная характеристика. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями): структурно-содержательная характеристика. Место и роль Национальной доктрины образования в Российской Федерации и концепций реформирования российского образования в системе образовательного законодательства Российской Федерации. Понятие и способы систематизации образования в сфере образования. Значение, особенности и проблемы кодификации образовательного законодательства на современном этапе. Вопросы разработки проекта Кодекса РФ об образовании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Понятие и особенности образовательных правоотношений. Виды образовательных правоотношений. Состав образовательного правоотношения. Объекты образовательных правоотношений. Участники и субъекты образовательных правоотношений. Содержание образовательных правоотношений. Субъективное право участников образовательных правоотношений: элементы содержания, виды, соотношение с правом на образование. Юридическая обязанность участников образовательных правоотношений: элементы содержания, виды. Юридические факты в сфере образования: понятие, виды. Фактические составы. Система юридических фактов в сфере образования. Особенности административных отношений в сфере образования и их правовое регулирование. Особенности трудовых отношений в сфере образования и их правовое регулирование. Особенности гражданско-правовых отношений в сфере образования и их регулирование. Особенности финансовой экономических отношений в сфере образования и их правовое регулирование.

РЕАЛИЗАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Понятие, субъекты и формы реализации норм образовательного права. Акты реализации норм образовательного права: виды, особенности. Специфика применения норм образовательного права. Субъекты и акты правоприменения в сфере образования. Требования к актам правоприменения и виды актов. Качество актов правоприменения в образовании. Понятия эффективности применения норм образовательного права: критерии, факторы. Понятие, значение, особенности толкования норм образовательного права. Субъекты толкования образовательного права. Содержание, виды и особенности интерпретационных актов в сфере образования.
ЗАКОННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА, ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие и особенности требований законности в сфере образования. Дисциплина в образовании. Особенности и виды правового поведения в сфере образования. Правомерное поведение участников образовательных правоотношений. Правонарушение в сфере образования (образовательный деликт): признаки, состав. Субъекты образовательных деликтов. Классификация образовательных деликтов. Причины, условия, формы правонарушений в сфере образования. Механизмы противодействия правонарушениям в сфере образования и их предупреждения. Правовая ответственность в сфере образования: цели, принципы, особенности мер. Основания правовой ответственности и порядок ее возложения. Критерии эффективности правовой ответственности в сфере образования.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Образовательная политика как элемент и разновидность государственной в социальной сфере (социальной политики): понятие, сущность. Принципы образовательной политики. Цели, задачи и направления образовательной политики государства в современных условиях. Субъекты образовательной политики. Правовые основы образовательной политики государства. Концепция модернизации российского образования как выражение образовательной политики: сущность, цели, направления. Проблемы развития образования в России. Правовые средства реализации государственных и социальных гарантий участников образовательных отношений. Управление образованием: понятие, цели, принципы, субъекты. Системный характер управления сферой образования. Органы управления системой образования: правовой статус, компетенция. Федеральные органы управления образования:правовой статус, компетенция. Органы управления образования субъектов Российской Федерации: правовой статус, компетенция. Совместная компетенция федеральных и региональных органов правления образованием. Место и роль аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в управлении образованием. Муниципальные органы управления образованием: правовой статус, компетенция.

Лекция №3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ПРАВОВОЙ СТАТУС
Понятие, правовая природа и статус образовательного стандарта. Образовательные стандарты как отражение содержания и характера образовательной политики государства. Виды и процедуры разработки и принятия образовательных стандартов. Государственный образовательный стандарт: понятие, структура, содержание. Федеральный компонент. Национально-региональный компонент, его соотношение с федеральным компонентом. Иные структурные компоненты государственного образовательного стандарта. Субъекты и порядок разработки государственных образовательных стандартов. Образовательные программы: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура. Виды и порядок формирования образовательных программ. Правовые аспекты соотношения образовательных и учебных программ.
Лекция №4.
СИСТЕМА, ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Понятие и правовой статус образовательного учреждения. Компетенция образовательного учреждения: система образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений. Управление образовательным учреждением: понятие, содержание, формы, уровни. Правовые основы управления образовательным учреждением. Основные направления деятельности образовательного учреждения. Цели, принципы и особенности правового регулирования деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов высших учебных заведений. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся.в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

ПРАВОВОЙ СТАТУС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ.

Правовой статус и категории работников образования. Права и законные интересы педагогических работников. Содержание и юридические гарантии прав и законных интересов работников образования. Аттестация педагогических работников и ее правовые гарантии аттестации. Социальные гарантии педагогических работников. Правовая ответственность работников образования. Особенности правовой ответственности педагогических работников.

Лекция №5.
СИСТЕМА, ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольное образование: общая характеристика. Государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Дошкольные образовательные программы. Формы получения дошкольного образования. Общие требования к содержанию дошкольного образования. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Дисциплина образовательного процесса. Условия образования. Правовой статус дошкольного образовательного учреждения. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Правовое положение педагогов (воспитателей) и родителей в образовательных отношениях. Понятие, значение и задачи общего образования. Государственные общеобразовательные стандарты. Образовательные программы общего образования.

Правовой статус общеобразовательного учреждения. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Устав общеобразовательного учреждения. Формы получения общего образования. Общие требования к организации образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Условия общего образования. Дисциплина образовательного процесса. Правовой статус учителей и других педагогов общеобразовательного учреждения. Правовой статус родителей учащихся. Правовое регулирование получения общего образования в форме экстерната и в семье (домашнего образования). Проблемы правового регулирования дошкольного и общего образования в современных условиях.


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие, значение и задачи начального профессионального образования (НПО). Государственные образовательные стандарты и образовательные программы НПО. Виды учреждений НПО. Формы получения НПО. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Дисциплина образовательного процесса. Условия образования. Правовой статус образовательного учреждения НПО. Типовое положение об учреждениях НПО. Правовой статус педагогов профессионального образования. Понятие, значение и задачи среднего профессионального образования (СПО). Государственные образовательные стандарты СПО. Образовательные программы СПО. Виды учреждений СПО. Формы получения СПО. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Дисциплина образовательного процесса. Условия образования. Правовой статус учреждения СПО. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Виды и порядок создания образовательных учреждений. Устав и учредительныйдоговор образовательного учреждения СПО. Правовой статус педагогов (преподавателей) и работников учебного заведения СПО. Проблемы правового регулирования начального и среднего профессионального образования в современных условиях.

Лекция №6.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие, значение и задачи высшего профессионального образования (ВПО). Государственные образовательные стандарты ВПО. Образовательные программы ВПО. Правовой статус высшего учебного заведения. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Типовое положение об учреждении ВПО. Устав высшего учебного заведения. Прием в высшие учебные заведения. Особенности правового статуса негосударственного вуза. Уровни (ступени) ВПО: бакалавриат, специалитет, магистратура. Неполное высшее образование. Формы получения высшего образования. Экстернат. Сокращенное и ускоренное обучение. Правовой статус профессорско-преподавательского состава вуза. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Теоретическое обучение и практика студентов. Правовой статус филиалов и представительств высшего учебного заведения. Правовые основы организации учебного процесса в филиалах вуза. Правовые основы аттестации обучающихся. Проблемы правового регулирования высшего образования в современных условиях. Понятие, значение и задачи дополнительного профессионального образования. Формы получения дополнительного профессионального образования. Система дополнительного профессионального образования. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы послевузовского профессионального образования. Формы получения послевузовского профессионального образования. Аспирантура и докторантура. Повышение квалификации. Профессиональная переподготовка.


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Качество образования и качество обучения: понятия, соотношение. Критерии оценки качества обучения. Методики оценки качества обучения. Мониторинг качества образования. Организация контроля за деятельностью образовательного учреждения. Объекты, методы и содержание контроля. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений. Правовые гарантии качества образовательной деятельности и образовательных услуг. Нарушение прав потребителей образовательных услуг. Юридическая ответственность обучающихся, образовательных учреждений и педагогических работников за некачественное образование.

Лекция №7.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Общая характеристика международного образовательного права. Европейское образовательно-правовое пространство. «Болонский процесс». Правовые аспекты участия России в Болонском процессе. Образовательно-правовое пространство СНГ. Образовательно-правовая компаративистика. Сравнительно-правовые исследования в области образовательного законодательства России и зарубежных стран. Методологические основы и методики образовательно-правовой компаративистики. Основные задачи и направления модернизации российского образования. Совершенствование российского образовательного законодательства. Образовательные инновации и их правовое регулирование. Совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Обновление структуры, содержания и методов образования.