birmaga.ru
добавить свой файл

1
Лексико-стилистический анализ текста


Работа выполнена ___________________________________________

фамилия, имя; курс, группа

на основе ___________________________________________________

____________________________________________________________

указать название (+/- главу, часть) художественного произведения и автора

1. Выпишите из анализируемого текста 5 немотивированных слов (в составе словосочетаний или фрагментов предложений, подчёркивая или выделяя другим шрифтом соответствующие единицы); для одного из немотивированных наименований объясните внутреннюю форму на основании данных Этимологического словаря:

2. Выпишите из анализируемого текста 5 слов со словообразовательной мотивацией (в составе словосочетаний или фрагментов предложений, подчёркивая или выделяя другим шрифтом соответствующие единицы):

3. Выпишите из анализируемого текста 5 слов с семантической (то есть со смысловой) мотивацией (в составе словосочетаний или фрагментов предложений, подчёркивая или выделяя другим шрифтом соответствующие единицы):

4. Составьте на основе текста 5 ЛСГ (желательно наиболее важных в семантическом пространстве данного текста), назвав каждую из групп и включив в состав группы не менее 3-х – 4-х слов; для единиц одной из групп укажите интегральные и дифференциальные семы:

5. Найдите в тексте слова-моносеманты (5 единиц) и проверьте свои предположения по словарю = то есть ссылка на один из современных толковых словарей обязательна!).

6. Приведите примеры (на основе текста!) общеупотребительных (межстилевых) и стилистически нейтральных слов (5 единиц):

7. Лексика ограниченного употребления, стилистически окрашенная (маркированная, коннотативная) лексика в анализируемом тексте:

а) приведите из текста примеры слов ограниченного употребления, представляющих внелитературную лексику, то есть диалектизмы, жаргонизмы / сленговые слова, арготизмы, просторечие, узкопрофессиональные и малоупотребительные терминологические единицы (5 единиц, если таковые есть в тексте); проверьте по толковым словарям, какими пометами снабжено то или иное слово; объясните роль данной лексики в анализируемом тексте:


б) приведите из текста примеры слов, обладающих определённой стилевой характеристикой, то есть принадлежащих определённому стилю литературного языка (разговорное, книжное / сугубо книжное, поэтическое, офиц.-делов. и др.), и обладающих стилистической окрашенностью / маркированностью (сниженное, грубое, высокое, возвышенное, уменьшит.-ласкат., ироническое, шутливое и др.); проверьте по толковым словарям, какими пометами снабжено то или иное слово; объясните роль данной лексики в тексте:

8. Приведите из текста примеры слов, принадлежащих к активной части словаря (5 единиц):

9. Приведите из текста примеры слов, принадлежащих к пассивной части словаря (историзмы, архаизмы – с указанием типа архаичного слова, неологизмы – с указанием типа новообразования; индивидуально авторские / окказиональные слова (5 единиц); проверьте по толковым словарям, какими пометами снабжено то или иное слово; объясните роль данной лексики в тексте:

10. Приведите из текста примеры исконно русских слов (5 единиц) с указанием периода появления слова (по материалам Этимологич. словаря):

11. Приведите из анализируемого текста примеры заимствований:

а) из старославянского языка, охарактеризуйте каждую единицу (не менее 5 слов); проверьте по толковым словарям, какими пометами снабжено то или иное слово; объясните роль старославянизмов в анализируемом тексте:

б) примеры заимствований из греческого и латинского яз., из европейских языков, тюркизмов и др. (если есть – примеры экзотизмов и варваризмов) с указанием языка, из которого слово заимствовано, периода заимствования и степени освоения иноязычного слова (не менее 5 единиц):

12. Приведите примеры синонимических единиц из анализируемого текста (объясните, являются синонимы языковыми или контекстуальными, укажите типы слов-синонимов; охарактеризуйте функции / роль в тексте членов данного синонимического ряда; уточните по толковым словарям и по словарю синонимов значение слов-синонимов и укажите при необходимости, какими пометами снабжено в словарях то или иное слово (если в анализируемом тексте нет синонимических единиц, найдите в тексте два слова, которые могут быть единицами каких-либо синонимических рядов, приведите такие примеры и выполните указанное задание):


13. Приведите примеры антонимических единиц из анализируемого текста (объясните, являются они языковыми или контекстуальными, укажите типы антонимов; охарактеризуйте их функции / роль в тексте; уточните по толковым словарям и по словарю антонимов значение слов-антонимов и укажите при необходимости, какими пометами снабжено в словарях то или иное слово (если в анализируемом тексте нет антонимических единиц, найдите в тексте два слова, которые могут быть единицами каких-либо антонимич. пар, приведите такие примеры и выполните указанное задание):

14. Приведите примеры омонимов с указанием их типов и функций / роли в анализируемом тексте (если таковые единицы в тексте есть); если в вашем тексте таких единиц нет, то, ориентируясь на словари омонимов, найдите в тексте 2 – 3 слова, имеющие омонимические соответствия, и охарактеризуйте их; при необходимости обратитесь к соответствующим словарям (см. словари омонимов, толковые словари).

15. Приведите примеры паронимов с указанием их типов и функций / роли в анализируемом тексте (если таковые единицы в тексте есть); если в вашем тексте таких единиц нет, то, ориентируясь на словари паронимов, найдите в тексте 2 – 3 слова, имеющие паронимические соответствия, и охарактеризуйте их; при необходимости обратитесь к соответствующим словарям (см. Словарь паронимов; Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка).

16. Приведите примеры переносного употребления слов (5 примеров разного характера из анализируемого текста) с указанием типа переноса (метафора, метонимия и др.); если данные единицы являются тропами, то определите их роль в анализируемом тексте; если в рассматриваемом тексте есть ещё какие-либо интересные тропы, стилистические фигуры, случая нарушения лексической сочетаемости, оксюморонные сочетания и пр., отметьте это.

17. Приведите по 1 – 2 примера на все типы лексических значений, представленных в вашем тексте.

18. Если в вашем тексте есть фразеологические единицы, перечислите их с указанием значения и типа ФЕ (учитывайте случаи вариативности и авторской трансформации ФЕ).

19. Если в тексте есть имена собственные (антропонимы, топонимы и пр.), значимые в образной системе произведения, а также какие-то необычные случаи номинации или повторной номинации, дайте соответствующее объяснение.

Сделайте краткие выводы о языке данного текста (фрагмента, эпизода) на основании проведённого лексико-стилистического анализа).