birmaga.ru
добавить свой файл

1
Курсовая по дефектологии: «Особенности проявлений эмоций дошкольниками с нарушение интеллекта в сюжетно-ролевой игре», выполнена в 2011 г.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИМ ИНТЕЛЛЕКТА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ…………………………………………………..6

1.1. Понятие эмоций и воли. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….6

1.2.Игровая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта…………..12

1.3. Эмоциональное сопровождение сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………20

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ………………………………………………….28

2.1. База и методы исследования………………………………………………….28

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….37

Выдержки из работы:

Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с недостаточным интеллектуальным развитием сегодня являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и воспитания этой категории детей (особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста которым вскоре предстоит обучаться в школе) и их адаптацию в социуме.
Своевременная и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной адаптации будущих учеников вспомогательной школы.

Цель исследования - изучить особенности эмоциональных проявлений дошкольников с нарушением интеллекта в сюжетно-ролевой игре.

В работах Л.С. Выготского [5], А.Д. Кошелевой [13],К.С. Лебединской [14] и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций у дошкольников под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.


У дошкольников с нарушением интеллекта выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроений, неуверенность в себе, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослым. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости [6].

Незрелость эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушением интеллекта обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети с нарушением интеллекта значительно отстают от нормально развивающихся детей, так исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с нарушением интеллекта не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослыми. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, дети с нарушением интеллекта достигают уровня лишь ситуативно-делового общения [23].

У умственно отсталых детей игровую деятельность тормозит недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослыми в ходе ориентировочной и предметной деятельности [20]. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда, когда умственно отсталый ребенок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти - шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности у них не наблюдается внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста.


Наблюдение за игрой детей с нарушением интеллекта показал, что диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, таких детей, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться. При этом велика роль воспитателя, он должен так организовать сюжетно-ролевую игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию у дошкольников с нарушением интеллекта отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности [3].

Старшие дошкольники, даже после продолжительного обучения, не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. Самостоятельная игра, как правило, длится не более 20 минут и является неинтенсивной. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они без сожаления прекращают игру или по собственному желанию, или по предложению взрослого.

Итак, по таблице 1 были получены следующие результаты: 10% детей из экспериментальной группы имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, 90% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы.

Остальные дети из контрольной группах показали средний уровень развития эмоциональной сферы, так как они частично правильно оценивают картинки с ситуациями и отвечают на вопросы. Но при этом часто и ошибаются. Например, Ира Е. на вопрос можно ли обижать животных, ответила, что точно не знает, но наверно можно. Также она сказала, что , если у нее отнимут игрушку, то ее нужно отнять. У Сергея В., смех вызывают такие ситуации на картинках, как мальчик подскользнулся и упал, девочка оторвала руку у куклы, два мальчика дерутся из-за машинки и т.п.

Итак, сравнив результаты констатирующего эксперимента в обоих группах мы пришли к выводу, что уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением интеллекта значительно ниже уровня эмоциональной сферы дошкольников с нормальным развитием, поскольку 90% дошкольников с нарушением интеллекта


  1. Атавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с наруше-ниями развития. - Челябинск, 1999.- 190 с.

  2. Бабаева, Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2006.- С.6-7.

  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 320 с.

  4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – Спб.: СОЮЗ, 2001. – 416 с.

  5. Выготский, Л.С.Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.

  6. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. - М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 203 с.

  7. Гаврилушкин. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1985. – 219 c.

  8. Зейгарник, Б.В. Патопсихология/Б.В. Зейгарник.- М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 210 с. 284с.

  9. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия.,1996.- 346с.

  10. Изард, К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 431 с.

  11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - М.:ВЛАДОС, 2001. - 517 с.

  12. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 2001.- 490с.

  13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985. - 294 с.

  14. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей.- М.: Медицина, 1985. - 168 с.

  15. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.

  16. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольно-го возраста. - М.: Просвещение, 1984.- 120 с.

  17. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагно-стика и коррекция/Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
  18. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.


  19. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/- М.: Просвещение, 1979. – 181 c.

  20. Соколов Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальны детей : Кн. Для учителя и восп./ Под ред. Л.П. Носковой - М.: Просвещение, 1989. – 180 c.

  21. Солнцева, О.А. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание, 2008.- № 4. - С. 33-37.

  22. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.

  23. Гаврилушкин Н.П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1985. – 198 c.