birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Course: Basic Christian Doctrine


Series: The Apostles’ Creed

Lesson 2: God the Father
Курс: Основы христианского учения

Серия: Апостольский Символ веры

Урок 2: Бог Отец
1. Host


Многие религии поклоняются существу, которое они именуют “Богом”. Тут возникает интересный вопрос: идет ли речь об одном и том же существе, называемом разными именами? Или же разные религии поклоняются разным богам? Библия объясняет, что, хотя во многих религиях используется одно и то же слово — “Бог”, — смысл, который в него вкладывается, далеко не одинаков. Писание утверждает бытие одного истинного Бога – Того, в Кого веруют христиане. А это означает, что боги других религий – обманщики, идолы, лжебоги. Вот почему христианство всегда подчеркивало важность познания библейского Бога. Он – единственный истинный Бог, имеющий власть творить, разрушать и спасать.
2. Title

Это второй урок в серии [Апостольский Символ веры], и мы озаглавили его – [Бог Отец]. В ходе этого урока мы сосредоточим внимание на первом правиле веры Апостольского Символа – положении, которое утверждает веру в Бога Отца, первое Лицо Троицы.
3. Animation 7: Apostles’ Creed — whole text on screen; might have to scroll to make it fit (see BST 4); page title = [The Apostles’ Creed]

Как мы уже знаем из предыдущего урока, в первые века христианства Апостольский Символ веры существовал в различных формах. Окончательно его текст, составленный на латыни, сформировался к 700 году от Р.Х. Сегодняшняя его версия, знакомая всем христианам, звучит так:

Верую в Бога Отца, Вседержителя,

Творца неба и земли.

Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего,

Зачатого от Святого Духа,

Рожденного от Девы Марии;

И страдавшего при Понтии Пилате,

Распятого, умершего и погребенного;

И сошедшего в ад;

И воскресшего в третий день из мертвых;


И восшедшего на небеса

И сидящего одесную Бога Отца Вседержителя,

Оттуда придет Он судить живых и мертвых.

Верую во Святого Духа;

Во святую вселенскую Церковь,

И в общение святых,

Во оставление грехов,

В телесное воскресение,

И в жизнь вечную. Аминь.
4. Animation

Вы также помните, что в Апостольском Символе веры мы вычленяем пять основных разделов: первые три говорят о трех Лицах Божества – Отце, Сыне и Святом Духе. Последующие два раздела посвящены церкви и спасению.

Темой данного урока будет первый из этих пяти разделов, включающий всего одно правило веры:

Верую в Бога Отца Вседержителя,

Творца неба и земли.

При желании можно выделить в этом кратком правиле веры множество предметов для изучения. Но в данном случае мы сосредоточимся на трех темах, имеющих ключевое значение для христианского богословия: это понятие о [Боге], Личность [Отца Вседержителя] и Его роль как [Творца] мироздания.
5. Signpost: Бог

Соответственно этим трем темам наш урок о Боге Отце также делится на три части. Вначале мы обратимся к основополагающей идее о [Боге] и общему учению Библии о существовании и природе Бога. Затем рассмотрим словосочетание [Отца Вседержителя], обратив внимание на некоторые отличительные черты первого Лица Троицы. И, наконец, исследуем роль Отца как [Творца], или Создателя всего сущего. Итак, начнем с понятия о Боге, представленного в Библии.
6. Guest

Парафраз: едва ли найдется идея, по своей фундаментальности сравнимая с идеей существования Бога. Наши представления о Боге составляет центр нашего мировоззрения. Они влияют на наш образ мыслей, слова и поступки.

7. Panel: Единственность

Основополагающую идею [Бога], представленную в Писании, мы рассмотрим в двух аспектах. С одной стороны, исследуем то, что на языке богословия принято именовать [сингулярностью] Бога, то есть факт, что Он есть единственный Сущий Бог. С другой стороны, мы разберем вопрос о [простоте] Бога, отмечая, что Он един по существу, хотя и троичен в Лицах. Начнем с доктрины о [сингулярности], или [единственности] Бога, то есть учения о том, что библейский Бог есть единственный и истинный Бог.

8. Bullet: Политеизм

Говоря о единственности Бога, мы упомянем вначале о [политеизме], или многобожии, широко распространенном в мире в первые века христианства. Затем коснемся [монотеизма], или единобожия, то есть веры в одного бога. И, наконец, поговорим о [христианстве] и его представлении о Боге. Итак, обратимся к теме [политеизма].
9. Definition: Политеизм

[Политеизм] есть [вера в существование многих богов] — могучих сверхъестественных существ, управляющих миром. Некоторые из этих богов считались бессмертными, несотворенными существами, тогда как другие были рождены или даже тем или иным образом сотворены. В политеистических системах боги, как правило, отличаются друг от друга и, следовательно, в этом смысле они уникальны, как уникальна в своем роде каждая человеческая личность. Но в политеизме ни один бог не может притязать на звание единственного сверхъестественного существа, правящего над вселенной.
9a. Definition: Генотеизм

Один из распространенных видов политеизма, так называемый [генотеизм], провозглашал [поклонение одному богу при признании существования других богов]. Так, некоторые народности Римской империи почитали Зевса как верховное божество, не отрицая в то же время существования других богов.
10. Animation

Во времена ранней церкви большинство нехристиан были политеистами. Одни поклонялись греческим и римским лжебогам, другие – идолам древнего Ближнего Востока. Были также политеисты, верившие в космические силы; были поклонники земных стихий и других элементов мироздания. Атеизм – то есть полное неверие в богов – был редкостью.
11. Animation

Нередко политеизм был требованием закона – этим и объясняется его повсеместная распространенность. Так, в Римской империи власть насаждала поклонение римским богам, чтобы снискать их милость и тем самым обеспечить защиту государства.
12. Animation

Но гораздо более существенной причиной веры в различных богов была человеческая греховность. Как учит Писание, все люди в глубине души сознают, что мироздание не могло появиться без участия Божественного Творца. Но погрязшее в грехе человечество неспособно естественным образом признавать истинного Бога и славить Его за все, что Он сотворил. Его труды мы приписываем совсем другим началам.

13. Placard: Римлянам 1:20-23

Послушайте, как говорит об этом Павел в Послании к Римлянам, глава 1, стихи 20-23:

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели,

и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся.

Согласно Павлу, бытие библейского Бога очевидно для каждого — оно [явственно видно] и [доступно пониманию]. Павел доходит даже до утверждения, что люди [познали] Бога через Его откровение, явленное в творении. Но мы настолько грешны, что отказываемся славить или [благодарить] Его. Мы [променяли] Его славу на ложных богов, которых придумали сами и которым поклоняемся вместо Него.
14. Guest

Парафраз: Жан Кальвин называл человеческую душу “кузницей, в которой выковывают идолов”, и т.п.

15. Bullet: Монотеизм

Памятуя о том, что такое [политеизм], приступим теперь к разговору о [монотеизме], то есть вере в существование одного бога.
16. Definition: Монотеизм

С технической точки зрения, термин [монотеизм] может быть отнесен к любой религии, утверждающей [веру в одного бога]. К примеру, в современном мире иудаизм, христианство и ислам считаются монотеистическими религиями, поскольку все они утверждают, что существует лишь одно Божественное Существо.
17. Animation

Многие отрывки в Писании подчеркивают единственность Бога, прямо утверждая, что существует только один Бог. Вот несколько примеров.
Placard: 3 Царств 8:60

В 3 Книге Царств, глава 8, стих 60, Соломон провозглашает:

Господь есть Бог и нет кроме Его.

Placard: Псалом 85:10

В Псалме 85, стих 10, Давид восклицает Господу:

Ты, Боже, един Ты..

Placard: 4 Царств 19:19

В 4 Книге Царств, глава 19, стих 19, Езекия молится:

Ты, Господи, Бог один.

Placard: Римлянам 3:30

В Послании к Римлянам, глава 3, стих 30, Павел заявляет:

Потому что один Бог.

Placard: Иакова 2:19

Иаков в своем Послании, глава 2, стих 19, говорит:

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь!

Итак, есть лишь один Бог. Это было истиной во времена Ветхого Завета. Это было истиной в дни Нового Завета. Это было истиной в первые века существования Церкви. Это истинно и сегодня.
18. Host

Теперь необходимо указать, что не все монотеистические религии чтят одного и того же Бога. Как уже было сказано, иудаизм, христианство и ислам – все поклоняются единому Богу. Более того, все они именуют его Богом Авраама. Но смысл, который они связывают с именем “Бог Авраама”, далеко не однозначен. Они расходятся во мнениях по поводу Его характера, Его божественных деяний и даже самого Его существа.
19. Animation

Возьмем, к примеру, иудаизм. Его адепты основывают свою веру на Ветхом Завете, признаваемом также и христианами. Однако они отрицают Триединого Бога, открытого в Библии. В сущности, последователи иудаизма отрицают каждое из Лиц Троицы. Они не признают Иисуса Господом и Богом во плоти. Они не признают Святого Духа как одно из Лиц Божества. А отвергая Иисуса и Святого Духа, иудаизм отвергает Отца, пославшего Их.
20. Placard: Луки 10:16

Вот что говорит Сам Иисус в Евангелии от Луки, глава 10, стих 16:

Отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Отвергаясь Иисуса и Святого Духа, иудаизм тем самым отвергается Отца.
21. Animation

Последователи иудаизма верят, что поклоняются Богу Ветхого Завета. Указывая на тот же Ветхий Завет, которым дорожат христиане, они говорят: “Вот этому Богу мы поклоняемся”. На первый, поверхностный взгляд может показаться, что это действительно так. Но в некотором смысле бог иудеев – это не наш Бог, поскольку они отвергли более полное откровение Бога во Христе Иисусе.


Если же взять сторонников ислама, то станет еще очевиднее, что их понятие о Боге противоречит Библии.
22. Guest

Парафраз (или рукописный шрифт?): родоначальником ислама был человек, провозгласивший себя пророком библейского Бога. Но пророк ислама оказался лжепророком. Он отрицал достоверность Писания и не признавал Бога, о Котором оно говорит. Вместо библейского Бога он изобрел новое божество, в котором отразились его собственные низменные желания и нечестивые замыслы. Признавая некоторые библейские истины, он намеренно исказил их так, чтобы они служили утверждению его новоизобретенного божества – бога, который не является триединым. Подобно сторонникам иудаизма, этот пророк ислама отрицал божественность Иисуса и не признавал Его Господом. Он также отрицал Святого Духа как божественную Личность. В расширительном смысле это означало, что он также отвергал Отца, пославшего Их.
23. Animation

Итак, иудаизм, христианство и ислам являются монотеистическими религиями. Все они отличаются от политеизма, поскольку отвергают существование многих богов. Однако при этом они явно отличаются друг от друга, так как придерживаются разных представлений о том, Кто есть Бог.
24. Bullet: Христианство

Ознакомившись с понятиями [политеизма] и [монотеизма], рассмотрим теперь то понимание Бога, которое утверждается в [христианстве] и преподается в Апостольском Символе веры.
25. Animation

Утверждение о Боге в Апостольском Символе веры – предельно просто. Оно звучит так:

Верую в Бога Отца Вседержителя,

Творца неба и земли.

Легко можно заметить, что вероисповедание не говорит прямо, что существует лишь один Бог. Не будь нам известно о происхождении этого Символа веры, мы могли бы истолковать эти слова как провозглашение веры в иудейского бога или мусульманского аллаха, – а то и вовсе как утверждение одного бога среди многих. Откуда же мы знаем, что речь идет о Триедином Боге христианства, в отличие от нехристианского монотеизма и политеизма?

26. Animation: (Animation 7 from lesson 1)

С одной стороны, Символ веры отрицает нехристианский монотеизм, так как прямо и четко говорит о Боге. Как мы знаем из предыдущего урока, это вероисповедание формируется вокруг тринитарной формулы. Оно отражает веру в то, что [Бог Отец], [Иисус Христос, Его Единородный Сын] и [Святой Дух] суть три различных Лица Божества, разделяющих одну и ту же божественную сущность.

Вспомним также, что Символ веры изначально был задуман как сумма основополагающих убеждений, а не как подробное и всеобъемлющее исповедание веры. И когда он использовался в ходе церковной литургии, каждый верующий знал, что, упоминая о трех Лицах Бога, он подразумевает учение o Троице.
27. Animation

С другой стороны, Символ веры отрицает политеизм, о чем свидетельствует форма единственного числа, в которой обобщающее слово “бог” используется как имя Божества.
28. Animation

Слово “бог” может иметь множество значений. Многие религии называют божества, которым они поклоняются, “богами”. Сама Библия порой использует слово “бог”, говоря о демонах, идолах и даже о вождях человеческих. Однако эти так называемые “боги” также как правило имеют собственные имена. Например, в древнеримском пантеоне богом войны был Марс, богом морей – Нептун, а верховным богом был Юпитер.
29. Animation

Подлинные имена есть и у библейского Бога. Большинство из них носят описательный характер – таково, например, имя [Эль Шаддаи], чаще всего переводимое как [Вседержитель] и означающее буквально [Бог Всесильный]; также [Эль Элион], обычно переводимое как [Всевышний] и означающее буквально [Бог, правящий над всем]; и [Адонаи], обычно переводимое как [Господь] и означающее [Владыка] или [Правитель].

Но наиболее точно наши представления о Боге отражает Его имя [Яхве]. В старых переводах оно звучит как [Иегова]. Теперь же его обычно передают с помощью слова [Господь], хотя имя [Адонаи] носит совсем иной смысл.


Бог открылся людям под именем [Яхве] едва ли не в самом начале человеческой истории. Так, уже во времена Сифа, сына Адамова, люди называли Бога этим именем, – об этом мы узнаем из Книги [Бытия, глава 4, стих 26]. [Ной] также говорил о Боге Яхве [Бытие, глава 9, стих 26]. Наконец, [Авраам] называл Бога этим именем в Книге [Бытие, глава 12, стих 8].
30. Placard: Исход 3:13-14

Бог открывает Свое имя – Яхве – в беседе с Моисеем, о чем мы читаем в Книге Исход, глава 3, стихи 13-14:

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

Имя Яхве связано с древнееврейским словом ehyeh, которое переводится здесь как [Сущий]. Это наиболее сокровенное имя, которое Бог открыл Своему народу, и оно более всех других имен отличает Его от всех лжебогов.
31. Animation

Из всех имен, которыми Господь называется в Писании, наиболее общим является имя “Бог”. В современных переводах Ветхого Завета словом [Бог] обычно передается древнееврейское [эль] или [элохим]. В Новом же Завете этим словом, как правило, переводится греческое [теос]. Но в библейские времена теми же словами именовались и боги других религий. Так почему же в Апостольском Символе веры использовано именно это общее имя Бога, а не одно из Его отличительных имен, такое как Яхве?


следующая страница >>