birmaga.ru
добавить свой файл

1
культура судебной речи юриста


1. Зачетное задание по культуре судебной речи юриста
Составить защитительную или обвинительную речь с учётом всей изученной теории (выразительные средства языка, коммуникативные качества речи, нормы русского языка, законы композиции судебной речи и проч.) по следующим материалам:
«28 декабря 2008 года в 19.00 студент Масленников С.С. 1989 года рождения (прежде судимостей не имел) совершил нападение на гражданку Симакину О. А. 1980 года рождения с целью грабежа. Масленников учится в педагогическом университете (характеристика с места учёбы более, чем положительная), проживает в общежитии университета. Отца убили малолетние преступники, совершившие налёт на их дом 5 лет назад. Мать проживает в области, получает пенсию по инвалидности. Симакина О.А. работает на заводе нормировщицей, на момент нападения была на 4 месяце беременности. В этот день она получила зарплату и шла домой. Не дойдя до дома 2 квартала, она увидела, что за ней энергично идёт молодой мужчина (Масленников). Симакина побежала к своему подъезду, где и была настигнута грабителем. Она звала на помощь, но никто из соседей не откликнулся. Масленников нанёс потерпевшей два мощных удара в лицо, отобрал деньги, сорвал с неё золотые серьги и изнасиловал. В результате содеянного у пострадавшей Симакиной порваны ушные мочки, сломан нос и главное - она потеряла ребёнка. Более того, по той причине, что пострадавшая долгое время провела в бессознательном состоянии на полу холодного подъезда в морозную ночь, её здоровью нанесён непоправимый ущерб. Масленников объясняет свой поступок тем, что неделю до этого сильно голодовал, а на момент преступления не ел 2 суток. Вину за нападение не признаёт, т.к. «добывал себе на пропитание». Признаёт лишь вину за гибель неродившегося ребёнка, о наличии которого женщина его предупреждала, прося пожалеть».
Или

«5 мая 2007 года в 14.45 районным отделением милиции получен звонок несовершеннолетней Зинцовой М.М. (5 лет). Девочка утверждала, что её мать, Зинцова К.П. (19 лет) избила её, связала, заклеила рот скотчем и заперла в спальной. Мать находилась в сильном алкогольном опьянении, потому связала ребёнка некрепко, и девочка смогла освободиться от верёвки. По словам ребёнка, мать совершила такие действия после продолжительных просьб девочки накормить её. Когда ребёнок оказался в руках милиции, на теле девочки были обнаружены следы продолжительных побоев. Мать ребёнка, Зинцова К.П., с трёхмесячного возраста воспитывалась в подмосковном детском доме № 129, т.к. её родители – хронические алкоголики – были лишены родительских прав. По достижении совершеннолетия Зинцова К.П. покинула детдом, но нигде не работала, имела множество приводов в милицию и вела разгульный образ жизни. На данный момент Зенцовой К.П. грозит лишение прав материнства и соответствующий срок за издевательство над ребёнком».



2. Контрольная работа
Задание 1.
Перед вами термины, используемые в юриспруденции. Вставьте пропущенные буквы (одну или несколько в каждом случае) и обозначьте выбор между слитным и раздельным написанием (в сложных словах со знаком /).
Д_м_нетизация

ад_юдикация

инкр_м_нирование

ин_угурация президента

им_игранты

воен_/обязанные

голосование к_м_лятивное

валюта свободно/конв_ртируемая

када_р

дем_ркация границ
Задание 2. Перед вами фрагмент реальной защитительной речи в суде последних лет. Найдите все стилистические, речевые, композиционные, этические и прочие ошибки и предложите правильный вариант изложения мыслей, содержащихся в данном тексте.
«Может быть, моя речь не будет для вас, граждане судьи, убедительной, но я пойду грудью на пулемёт, так сказать, и буду защищать моего подзащитного до последней капли крови! Конечно, это моя обязанность. Это во-первых. Во-вторых, этот малолетний убийца совсем не виноват. Нет, он, конечно, зарезал пострадавшего до летального исхода, но это было наделано в состоянии аффекта и по глупости».
Задание 3. Подготовьте письменное сообщение (2-3 листа А4 14 кегль, 1 межстрочный интервал, шрифт Times New Roman) на одну из предложенных тем:


  1. История судебного красноречия

  2. Речь как источник информации в следственном процессе

  3. Речь как орудие воздействия

  4. Проблема минимизации текста

  5. Процессуальные правила письменной фиксации следственных действий

  6. Тактические приемы протоколирования

  7. Изложение решений и требований следователя

  8. Искусство спора на суде

  9. Цветы красноречия

  10. Стилевые черты судебной речи

При написании сообщения необходимо соблюсти правила композиции построения текста: он должен быть разделён на введение, основную часть и заключение. В заключении кроме вывод необходимо отразить собственное мнение.



3. Практическое занятие
Композиция судебной речи

Задание.


  1. Вам даны перемешанные фрагменты одного текста. Из этих фрагментов составьте единый текст и озаглавьте его.

  2. определите цели создания данного текста. Обоснуйте ваш ответ.

  3. составьте схему композиции текста.

  4. Найдите ошибки в тексте, если они есть


Фрагменты текста:
1. В задержанном она опознала грабителя. Но и на этом «хэппи-энде» повествование еще не закончено. В ходе дальнейшего разбирательства было установлено, что в январе этого года на территории района «Строгино» было два аналогичных ограбления. Причем почерк преступления и приметы нападавшего совпадают с вышеописанными случаями. Преступник .действовал уже как маньяк. Поджидал в подъезде очередную жертву, как правило, представительницу слабого пола, и, угрожая оружием, грабил.
2. Сначала девушка, пытаясь защититься, оказала сопротивление, но силы были явно не равны. И поставленная перед извечной в таких ситуациях дилеммой: кошелек или жизнь, она предпочла второе. Когда пострадавшая все-таки смогла вырваться из лифта, то опрометью бросилась домой и сразу же позвонила в милицию.
3. На пульт дежурного по городу поступило сообщение: совершено разбойное нападение на молодую девушку. Дежурный оперативно передал информацию работающим нарядам. Автоэкипаж муниципальной милиции Северо-Западного округа прибыл по указанному адресу на улице Катукова. На месте происшествия их ждала потерпевшая — 20-летняя уроженка Калуги, проживающая в Москве. При виде сотрудников милиции перепуганная до смерти девушка бросилась им навстречу.

4. Но самое удивительное в этой истории то, что грабитель не успел скрыться с места преступления: он самым банальным образом застрял в лифте. Поэтому прибывший патруль муниципальной милиции вытащил узника из стальной ловушки и препроводил в ближайшее отделение. Грабителем оказался 27-летний мужчина, проживающий неподалеку. Как и положено, похищенные драгоценности у него были изъяты и возвращены законной владелице.

5. — Я возвращалась домой позднее, чем обычно. Примерно в десять часов вечера вошла в кабину лифта, чтобы подняться на нужный этаж, но тут в кабину вбежал молодой человек. А когда двери закрылись, он, угрожая ножом, потребовал деньги и драгоценности...
6. Когда задержанного доставили в ОВД «Строгино», то оказалось, что туда с заявлением об ограблении по точно такому же сценарию обратилась женщина, проживающая также в этом районе. Потерпевшая рассказала, что буквально час назад в подъезде на нее набросился неизвестный мужчина и, угрожая ножом, пытался похитить личные вещи.
7. Судьба справедливо сыграла с ним злую шутку, заточив в лифте.

Образец ответа:
Даны фрагменты:


  1. Благодаря новейшим лекарствам пострадавшую вывели из комы, и судья получил возможность вынести окончательный приговор преступнику.

  2. Однако судебный процесс затягивался.

  3. Тихим зимним вечером, когда Петрова возвращалась домой, получив зарплату, его план был реализован.

  4. Пострадавшая была в коме.

  5. Преступник настиг жертву, оглушил и ограбил её.

  6. Проезжавший мимо милицейский патруль сцапал-таки преступника с поличным.

  7. Иванов долго выслеживал жертву и тщательно распланировал своё деяние.

  8. Вина Иванова была очевидна.


Ответ:
Конструирование текста:

«Справедливость восторжествовала»

  1. Иванов долго выслеживал жертву и тщательно распланировал своё деяние.

  2. Тихим зимним вечером, когда Петрова возвращалась домой, получив зарплату, его план был реализован.

  3. Преступник настиг жертву, оглушил и ограбил её.

  4. Проезжавший мимо милицейский патруль сцапал-таки преступника с поличным.

  5. Вина Иванова была очевидна.

  6. Однако судебный процесс затягивался.

  7. Пострадавшая была в коме.
  8. Благодаря новейшим лекарствам пострадавшую вывели из комы, и судья получил возможность вынести окончательный приговор преступнику.


Цели создания текста:

Скорее всего, это часть речи прокурора, представляющая фабулу преступления. Об этом говорит небольшой объём текста, простота предложений, отсутствие сложной терминологии и в то же время напряжённый тон изложения, официально-деловой стиль, лаконичность в эмоциональном плане.

Композиция текста:

  1. Констатация факта преступления с утверждаемой обвинительной нотой («выслеживал жертву», «тщательно распланировал деяние»)

  2. Изложение событий в систематической последовательности

- первая кульминация (ограбление и поимка преступника)

- вторая кульминация (коматозное состояние жертвы, её спасение)

3. Исход событий (вынесение приговора преступнику).
Ошибки:

  1. «Тихим зимним вечером» - стиль судебной речи требует изъясняться точно и чётко: необходимо назвать точную полную дату и время совершения преступления.

  2. «сцапал-таки» - это выражение принадлежитразговорному стилю и носит просторечный характер. Употребление слов и выражений данной стилистической окраски недопустимо в судебной речи, которая принадлежит официально-деловому стилю. Данную ошибку возможно исправить, употребив слово официально-делового стиля «задержал».