birmaga.ru
добавить свой файл

1
Коррекционная работа с особыми детьми


В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в на­стоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недораз­витием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком­плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношсния, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.


Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели - помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную от­чужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбециль-ности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.

Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад — с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга­низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в
дошкольные образовательные учреждения любого вида при нали­чии условий для коррекционной работы только с согласия родите­лей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.


Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

с тяжелыми нарушениями речи -до 6 и 10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет - до 12 человек;

глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащих - до 6 и 8 человек;

слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 че­ловек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) -до 6 и 10 человек;

с задержкой психического развития - до 6 и 10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет-до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией-до 10 и 15 человек;

часто болеющих-до 10и 15человек;

со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп;

с иными отклонениями в развитии-до 10 и 15 человек.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразо­вательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.


Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5—6 человек.

Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится потрем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень - с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопате подобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по догово­ренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре­жиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.


Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 18 июля 1996 г. №861.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками, фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Система «сопровождения» учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразо­вательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.

Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах-не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.


Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится по трем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень-с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и но согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по догово­ренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре­жиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 18 июля 1996 г. № 861.


В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками, фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Роль ПМПК в изучении детей

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образова­ния которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и академиче­ского плана и целостное развитие лич­ности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум но каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты предпола­гают высокопрофессиональный уро­вень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в се­мье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педа­гогической и сопутствующей медицин­ской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция обеспечива­ет достоверность диагностики разви­тия ребенка с опорой на следующие ди­агностические параметры:


а. Своевременная, комплексная, все­сторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствую­щих развитию детей от 0 до 18 лет и ре­ализации по отношению к ним процес­са образования.

• Своевременность диагностики (ранняя диагностика). Речь идет о как можно более раннем выявлении откло­нений в развитии или постановке во­проса о подозрении на наличие откло­нений в развитии с последующей адекватной процедурой диагностики.


  • Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педа­гогических, социальных аспектов диа­гностики развития, выявляемых специ­алистами соответствующих профилей.

  • Всесторонняя диагностика разви­тия ребенка осуществляется специалис­тами разных профилей в рамках их про­фессиональных задач и компетенции.

  • Динамические аспекты диагнос­тики предполагают анализ анамнести­ческих и катамнестических данных, "срезовые" или лонгитюдинальные ис­следования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

• Целостный подход к ребенку реа­лизуется на основании всех вышепере­численных аспектов диагностики раз­вития. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации лично­сти ребенка в социуме.
б. Определение специальных образо­вательных потребностей детей с откло­нениями в развитии. Имеются в виду потребности, связанные со следующи­ми особенностями развития ребенка:


  • Индивидуальная структура разви­тия (особенности отклонений и резерв­ных возможностей развития)

  • Возрастные особенности развития

  • Интересы

  • Способности

  • "Социальная ситуация развития"

в. Определение специальных усло­вий получения образования детьми с
отклонениями в развитии:

  • Тип, вид образовательного учреж­дения, осуществляющего или курирую­щего обучение и воспитание ребенка.
  • Образовательная программа (содер­жание, уровень, направленность, степень

    дифференциации и индивидуализации).





  • Формы получения образования (семейное образование, самообразова­ние, экстернат; в образовательном уч­реждении в форме очной, очно-заоч­ной (вечерней), заочной).

  • Условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, фрон­тально-индивидуальное обучение; обу­чение на дому; смешанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков, один-два или более свободных
    дней в неделю в соответствии с показа­ниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения).

г. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в уч­реждениях других ведомств, чтобы обес­печить им сопутствующую или основ­ную помощь вне системы образования:


  • Необходимость совмещения обу­чения и поддерживающего лечения.

  • Приоритетность лечения при под­держивающем развитие ребенка обучении и воспитании.

  • Необходимость временного осво­бождения ребенка от учебной деятель­ности.

  • Необходимость совмещения обу­чения с решением вопросов социаль­ной и правовой защиты ребенка.

д. Оформление коллегиального за­ключения на ребенка и рекомендаций по реализации образовательного мар­шрута и сопутствующей помощи вне системы образования.