birmaga.ru
добавить свой файл

1

Рекомендации по выполнению и оформлению

контрольной работы


  1. Определить тему работы по пособию, в случае особого интереса студента к какому-либо философскому вопросу, согласовать новую тему, план и литературу с преподавателем;

  2. Ознакомиться с предложенным планом контрольной работы;

  3. Проработать список основной и дополнительной литературы;

  4. Излагать вопросы по развернутой структурно-логической схеме, соответствующей учебной программе по философии.

Правильное оформление контрольной работы начинается с титульного листа, на котором указывается название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилия, имя, отчество, номер варианта контрольной работы, а также фамилия преподавателя, ведущего лекционный курс, год и место написания работы. Текст необходимо писать четким и разборчивым почерком или печатать (20-25 страниц рукописного текста или 17-20 страниц печатного текста формата А-4), страницы нумеровать, оставлять поля. В начале работы написать план, четко разделять вопросы в тексте, в конце представить список используемой литературы. На цитируемую литературу необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы). В конце работы поставить дату и подпись.

Основное требование к выполнению контрольной работы заключается в самостоятельном изложении программного материала дисциплины после прочтения и переработки учебных и научных текстов по вопросу. Механическое переписывание в контрольной работе недопустимо.

Сроки сдачи контрольной работы установлены учебным графиком деканатов, студент обязан его строго соблюдать. Если контрольная работа первоначально не зачтена и преподаватель обосновал замечания по вопросам, то студенту следует представить работу повторно, исправить ошибки.

Перед написанием контрольной работы студенту рекомендуется ознакомление с тематическим планом курса философии для понимания содержания самостоятельно выполняемых заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Контрольная работа включает четыре вида задания.

2. Первое и второе задания носят теоретический характер и включают материал всех пяти разделов курса. Каждый вопрос оценивается от 0 до 10 баллов.

3. Третье задание практической направленности по одной теме курса и состоит из 10 тестов. Правильно выполненный тест – 1 балл. Задание оценивается от 0 до 10 баллов.

К каждому заданию даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Студент выбирает вариант ответа, который считает верным. В листе ответа ставите номер задания и буквы правильных ответов.

4. Четвертое задание ориентировано на развитие творческих способностей студентов и выполняется в форме эссе. Оценивается от 0 до 10 баллов. 0-5 баллов – за философскую теоретическую аргументацию проблемы, 0-5 баллов – за самостоятельность позиции и стиль изложения.

5. Оценка уровня подготовки экзаменуемых осуществляется через освоение разделов (дидактических единиц) дисциплины. Раздел считается освоенным при выполнении определенного количества заданий – критерия зачета. Максимальный уровень оценки контрольной работы - 40 баллов, демонстрирующий зачетную степень освоения дидактических единиц дисциплины.


ВАРИАНТ 9.

Задание 1.
Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля:

В первом вопросе дать общую характеристику абсолютного идеализма Гегеля, обоснованного в «Феноменологии духа». Показать историчность человеческого духа, идущего к свободе и абсолютному знанию через противоречия и самоопределение. В работе Гегеля «Наука логики» выделить проблему тождества бытия и мышления. В трех частях «Очерка энциклопедии философских наук» Гегеля продемонстрировать содержание его системы, начиная последовательно с науки логики перейти к философии природы и завершить философией духа. Описать проявления «хитрости Мирового разума» в историческом процессе. Обосновать критерий исторического прогресса.

Затем охарактеризовать суть диалектики как учения о всеобщих связях. Раскрыть содержание закона единства и борьбы противоположностей как ядро диалектики, объясняющее источник развития сущего. Ввести категории противоречие, тождество противоположностей, развитие (тезис – антитезис - синтез). Затем сформулировать закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, отражающего механизм развития; закон отрицания отрицания, отражающего направленность развития. В заключении сделать вывод о достижениях и исторической ограниченности гегелевской философии. Назвать его последователей: младогегельянцев и старогегельянцев.


Задание 2. Проблема сознания в истории философии.

Второй вопрос необходимо излагать с общей постановки проблемы сознания в мировоззренческом и методологическом аспекте. Раскрыть понимание сознания в античной философии, философии средневековья, философии Возрождения и Нового времени, выделяя на каждом этапе материалистические и идеалистические взгляды на природу сознания.

Изложение второй части вопроса, связанной с анализом современных представлений о сознании в отечественной философии (деятельностный подход), предполагает постановку проблемы сущности сознания как способности идеального (психического) отражения действительности, как целенаправленной деятельности субъекта. Описать основные сферы сознания: телесно-перцептивная, логико-понятийная, эмоциональная, ценностно-мотивационная. Далее следует соотнести сверхсознание (самосознание) и бессознательное и обстоятельно развернуть проблему бессознательного. Выделить уровни бессознательного.

Охарактеризовать понимание психики в учении зарубежных мыслителей, в частности, З.Фрейда. Выделить три сферы психики – «Оно», «Я», «Сверх-Я». Особо описать роль бессознательного. В завершении раскрыть позиции А.Адлера, К.Г.Юнга и Э.Фромма – представителей неофрейдизма. В связи с этим дать определение коллективного бессознательного - архетип (К.Г.Юнг) и бессознательного как фундаментальной структуры экзистенциального бытия человека (Э.Фромм).

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 125-127; С.234-242 С.245-260.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.58-68; С.103-105, 111-113.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.103-105; С. 431-432.

4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.130-136; С. 521-523.


5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.126-134; С. 312-327.

Задание 3. Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека.

Выберите правильный вариант теста:

1. Где возникла философия как особая форма общественного сознания?

а) Др. Индия, Вавилон, Мессопотамия

б) Др. Китай, Вавилон, Мессопотамия

в) Др. Египет, Вавилон, Др. Греция

г) Др. Египет, Вавилон, Мессопотамия

д) Др. Индия, Др. Китай, Др. Греция

2. Как переводится с древнегреческого языка слово философия?

а) любовь к знаниям

б) любовь к рассуждениям

в) любовь к трансцендентному

г) любовь к мудрости

д) любовь к истине

3. Предмет философии определяется как изучение:

а) универсальных законов и принципов бытия

б) физической реальности

в) природы

г) общества

д) человека

4. Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом:

а) философия - теоретическая основа мировоззрения

б) философия тождественна мировоззрению

в) мировоззрение - часть философии

г) философия и мировоззрение не связаны между собой

5. Расположите в хронологическом порядке появление исторических типов мировоззрения:

а) религия

б) философия

в) мифология

6. Идеализм как философское направление утверждает:

а) первичность сознания и вторичность материи

б) первичность материи и вторичность сознания

в) значение идеалов в жизни

г) туманные, далекие от жизни рассуждения

д) необходимость восхищения человеком, который благодаря могуществу своего духа способен познавать и преобразовывать окружающий его мир

7. В каком разделе философии изучаются ценности?

а) социальная философия

б) история философии

в) этика

г) философская антропология

д) аксиология

8. В каких суждениях раскрывается сущность второй стороны основного вопроса философии:

а) спокойно ли человечество познает абсолютно все в мире

б) может ли человечество достичь полного знания обо всем материальном в мире

в) существует ли сходство между нашими ощущениями и материальными вещами

г) способно ли человеческое сознание познать сущность вещей, законы объективного мира

д) существует ли сходство между нашими понятиями и материальными вещами

9. Как называется философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало?

а) дуализм

б) плюрализм

в) реализм

г) номинализм

д) монизм

10. Какое место занимает философия в культуре с точки зрения немецкого философа Г.Гегеля?

а) философия занимает промежуточное место между теологией и наукой

б) философия имеет характер конвенции или соглашения

в) нет философии без политики и политических выводов

г) философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

д) философия – это квинтэссенция современной эпохи, схваченная в мыслях.

Задание 4. Тема 16. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность.

Написать эссе на тему: «Мое понимание преодоления отчуждения личности».