birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



Кафедра бухгалтерского учета и аудита


ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор
_______________ В.И. Малюк
Рег. № М-3586


УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В ОТРАСЛЯХ



Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения



Специальность 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»


Санкт-Петербург

2012




Допущено


редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания
Составители:

канд. экон. наук, доц. И.В. Карташова

канд. экон. наук, доц. Н.Н. Масино


Подготовлено на кафедре

бухгалтерского учета и аудита

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 СПбГИЭУ, 2012


Содержание
1.
Общие положения………………………………………….4

2. Методические указания к изучению дисциплины……….5

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы……………………………………….…7

4. Контрольные задания…………………………………….25

5. Требования к оформлению контрольной работы……….31

6. Список литературы……………………..…………………32


Приложение 1 Содержание дисциплины

(И з в л е ч е н и е из рабочей программы дисциплины)…34

Приложение 2 Пример оформления титульного листа

контрольной работы………………………41

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Контрольная работа по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях» выполняется студентами заочной формы обучения в соответствии с рабочим учебным планом подготовки экономистов по специальности 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Целью дисциплины «Управленческий анализ в отраслях» является понимание организационно-технических особенностей отдельных сегментов бизнеса и их учет в процессе анализа их деятельности, оценки финансовых результатов и финансового состояния предприятия, умение организовать бухгалтерский учет и провести управленческий анализ, направленный на обоснование оперативных, текущих и стратегических решений в основных подразделениях аппарата управления предприятия.

Дисциплина «Управленческий анализ в отраслях» взаимосвязана с такими дисциплинами, как: «Теория экономического анализа», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Маркетинг» и «Анализ финансовой отчетности».

В соответствии с рабочей программой дисциплина состоит из двух разделов:

1. Общие вопросы, рассматриваемые в управленческом анализе:

- принципы организации, цели и задачи управленческого анализа;

- особенности организации управленческого анализа в субъектах хозяйствования разного типа;

- экономические, технико-организационные особенности предприятий отрасли;

- информационное обеспечение управленческого анализа;

-методы учета и анализа затрат на производство;

- объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе;

-анализ как метод обоснования управленческих решений.

2. Особенности управленческого анализа в отдельных отраслях экономики.

Студенты заочной формы обучения в соответствии с рабочим учебным планом специальности 060500 (080109) - Бухгалтерский учет, анализ и аудит и рабочей программой дисциплины «Управленческий анализ в отраслях» выполняют одну контрольную работу.


Целью контрольной работы является проверка знаний студентов, полученных ими в процессе самостоятельного изучения дисциплины «Управленческий анализ в отраслях».

В результате выполнения контрольной работы студенты должны знать:

а) знать:

-

роль и основные направления управленческого анализа;

-

особенности управленческого анализа в основных отраслях производства;

-

методы, приемы и методики управленческого анализа;

-

порядок использования выводов управленческого анализа в управлении;

б) уметь:

-

сформировать информацию, необходимую для проведения управленческого анализа;

-

выбрать методику анализа, адекватную особенностям сегмента бизнеса;

-

применять методы, приемы и методики управленческого анализа;

-

оформить выводы управленческого анализа для конкретных функциональных подразделений организации;

Формой контроля по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях» является экзамен.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины должно проходить при соблюдении последовательности разделов и тем дисциплины, а также в соответствии с содержанием структурных элементов дисциплины, приведенной в рабочей программе дисциплины, извлечение из которой представлено в Приложении 1.


Начать изучение дисциплины «Управленческий анализ в отраслях» следует с рассмотрения общих вопросов:

-принципы организации, цели и задачи управленческого анализа;

-особенности организации управленческого анализа в субъектах хозяйствования разного типа;

-экономические, технико-организационные особенности предприятий отрасли;

-информационное обеспечение управленческого анализа, включая:

1) роль первичных документов в информационном обеспечении управленческого анализа. Методы контроля за производством (объем производства, загрузка оборудования, расход материалов, качество продукции и т.п.) как источник информации. Управленческий учет - основа информационной базы управленческого анализа,

2) роль торговой статистики в информационном обеспечении управленческого учета: статистика продаж, статистика спроса (маркетинговые прогнозы); научно-техническая информация о новых видах оборудования, материалов, инструмента, новых технологиях и т.п. Система данных о договорах на поставку продукции и закупку товарно-материальных ценностей. Систематизация и учет услуг, оказываемых специализированными организациями.

Далее следует рассмотреть:

-влияние информационных технологий на организацию управленческого анализа;

-анализ технико-организационного уровня других условий производства.

После этого студент должен рассмотреть методы учета и анализа затрат на производство, включая понятия единицы затрат, центра затрат и особенностей центров затрат в хозяйствующих субъектах разного вида. В продолжение изучения темы анализа затрат студент переходит к вопросам сегментации бизнеса (внутренние и внешние сегментация бизнеса) и анализу как метод обоснования управленческих решений.

На заключительном этапе студент знакомится с вопросами особенностей управленческого анализа в отдельных отраслях экономики.

Вопрос о сущности сегментов, порядке их формирования и классификации для целей проведения управленческого анализа заслуживает особого внимания при рассмотрении тем первого раздела программы общих вопросов. Принимая во внимание, что сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Говоря иначе, выбранный организацией подход к сегментации бизнеса скажется на том, на сколько качественной и пригодной для целей управления окажется информация, собранная в системе управленческого анализа.


При рассмотрении тем второго раздела программы - особенности управленческого анализа в отдельных отраслях экономики (строительные организации, торговля, транспорт…) необходимо обратить внимание на

Особенности формирования технико-экономических показателей их деятельности и источники информации для управленческого анализа. Особенности анализа выручки и себестоимости от выполненных работ, услуг.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа должна состоять из титульного листа, содержания, двух частей и списка использованной литературы.

Студент в первой части контрольной работы отвечает на теоретические вопросы по разделу особенности управленческого анализа в отдельных отраслях экономики. Во второй части работы студент выполняет задания.

Номера заданий приведены в таблице 1. К каждому контрольному вопросу необходимо ответить на следующие вопросы:

- особенности формирования технико-экономических показателей их деятельности и источники информации для управленческого анализа;

- анализ выручки и себестоимости оказываемых услуг.

Таблица 1

Варианты контрольной работы

Номер варианта

1

2

3

4

Последняя цифра зачетной книжки

1,5,9

3,7

2,6

0,4,8

Выполненная контрольная работа сдается на кафедру бухгалтерского учета и аудита не менее чем за месяц до начала сессии. Контрольная работа регистрируется на кафедре бухгалтерского учета и аудита и передается на проверку преподавателю.


Контрольная работа оценивается преподавателем по системе «зачет» - «незачет». Зачтенными считаются работы, содержащие правильные ответы на ¾ предложенных вопросов и заданий.

Не зачтенные работы возвращаются студенту на доработку с последующим повторным представлением на кафедру.

Зачтенные работы студенту не возвращаются.

Контрольные работы, выполненные не в соответствии с настоящими методическими указаниями, не по соответствующему варианту и с используемой литературой, изданной более пяти лет назад, к проверке не принимаются.
При выполнении контрольной работы студент может использовать ситуации, предлагаемые в качестве типовых задач (1-4).
1. Выбор наиболее перспективного сегмента бизнеса.

Спорткомплексом оказываются три вида ус­луг: занятия в тренажерном зале, аренда большого игрового зала, занятия шейпингом. Разовое занятие в тренажерном зале стоит 50 руб.; аренда одного часа большого игрового зала - 300 руб., разовое занятие шейпингом - 40 руб. (таблица 2).

Таблица 2

Расходы спорткомплекса за квартал, руб.





Статьи затрат



Виды услуг

Итого



Тренажер­ный зал

Игровой зал

Шейпинг-зал

1.

Переменные расходы - всего


19 909

98 835

6189

124 933

- затраты на электроэнергию

9924

76 533

2051

89 408

- заработная плата тренерского состава

8620

11711

2832

23 163

- общепроизводст­венные расходы

1365

10 591

406

12 362

2.

Число часов работы залов в день, час

8

8

7

23

3.

Постоянные расходы — всего










462 729

- амортизация основных средств


-

-

-

210 492

- заработная плата ИГР с начислениями

-

-

-

102 990

- содержание и ремонт здания

-

-

-

140 000

- прочие общехозяйственные расходы

-

-

-

9247


Одновременно в тренажерном зале могут заниматься 10 человек, в шейпинг-зале - 6. Большой игровой зал зани­мает команда игроков, и стоимость этой услуги зависит от ко­личества арендованных часов, а не от размера команды.

Несмотря на то, что спорткомплекс работает ежедневно с 9 до 23 ч, существуют ограничения по предоставлению различ­ных залов населению и юридическим лицам за плату. Общее ко­личество предоставляемых часов по трем залам - 23, при этом каждый зал должен эксплуатироваться не менее 4 ч в сутки.

В табл. 2 приведены данные о ежемесячных перемен­ных расходах спорткомплекса, распределенных по видам ока­зываемых услуг, а также информация о постоянных расходах спорткомплекса за квартал.

Необходимо спланировать оптимальный вариант загрузки спорткомплекса. Администрация спорткомплекса стремится увеличить выручку от реализации услуг в тренажерном зале. Рассматриваются два альтернативных варианта:


1) провести рекламную кампанию стоимостью 3000 руб.; предполагается последующий рост числа посетителей на 15%;

2) снизить цены с 50 до 45 руб., что, по предварительным оценкам, приведет к двукратному увеличению числа посети­телей.

Необходимо оценить целесообразность этих мероприятий и выбрать из них наиболее выгодное.

В табл. 3 приведен расчет всех возможных вариантов загрузки залов с учетом существующих ограничений. Видно, что в течение одного месяца наибольший маржинальный доход спорткомплекс получит, если тренажер­ный зал будет функционировать 14 ч в сутки, игровой зал - 4 ч, шейпинг-зал - 5 ч. Этот вариант загрузки является для спорткомплекса оптимальным.

Таблица 3

Расчет всех возможных вариантов загрузки спорткомплекса




Тренаж.зал, ч

Игровой зал,

ч

Шейпинг-зал, ч

Сумма часов

Сово­купная выручка,

руб.

Сово­купные переменные расходы, руб.

Маржинальный доход, руб.

Прибыль, руб.

1

4

5

14

23

205800

84104,38


121695,63

-32547,38

2

4

6

13

23

207600

95574,61

112025,39

-42217,61

3

4

7

12

23

209400

107044,84

102355,16

-51887,84

4

4

8

I1

23

211200

118515,07

92684,93

-61558,07

5

4

9

10

23

213000


129985,30

83014,70

-71228,30

6

4

10

9

23

214800

141455,54

73344,46

-80898,54

7

4

11

8

23

216600

152925,77

63674,23

-90568,77

8

4

12

7

23

218400

164396,00

54004,00

-100239,00

9

4

13

6

23


220200

175866,23

44333,77

-109909,23

10

4

14

5

23

222000

187336,46

34663,54

-119579,46

11

5

4

14

23

211800

74238,63

137561,38

-16681,63

12

5

5

13

23

213600

85708,86

127891,14

-26351,86

13

5

6

12


23

215400

97179,09

118220,91

-36022,09

14

5

7

11

23

217200

108649,32

108550,68

-45692,32

15

5

8

10

23

219000

120119,55

98880,45

-55362,55

16

5

9

9

23

220800

131589,79

89210,21

-65032,79

17

5

10


8

23

222600

143060,02

79539,98

-74703,02

18

5

11

7

23

224400

154530,25

69869,75

-84373,25

19

5

12

6

23

226200

166000,48

60199,52

-94043,48

20

5

13

5

23

228000

177470,71

50529,29

-103713,71

21

5


14

4

23

229800

188940,95

40859,05

-113383,95



……

……

……

…..

……….

…………..

…………..

………….

68

12

5

6

23

268200

96940,23

171259,77

17016,77

69

12

6

5

23

270000

108410,46

161589,54

7346,54

70


12

7

4

23

271800

119880,70

151919,30

-2323,70

71

13

4

6

23

274200

87074,48

187125,52

32882,52

72

13

5

5

23

276000

98544,71

177455,29

23212,29

73

13

6

4

23

277800

110014,95

167785,05

13542,05


74

14

4

5

23

282000

88678,96

193321,04

39078,04

75

14

5

4

23

283800

100149,20

183650,80

29407,80


Поясним порядок выполненных расчетов. Выручка по каж­дому залу рассчитывается исходя из цены одного посещения, рекомендованного количества часов работы залов и их часо­вой заполняемости.

Так, по тренажерному залу выручка за месяц составит: 50Х10Х14Х30=210000 руб.;

- для игрового зала: 300 Х 4 Х 30 = 36 000 руб.;

- для шейпинг-зала: 40 Х 6 Х 5 Х 30 = 36 000 руб.

Совокупные переменные расходы по тренажерному залу - 19 909 руб. в месяц (см. табл. 2). При этом, согласно усло­вию задачи, в течение 30 дней зал работает по 8 ч. Следовательно, удельные переменные расходы составят:

19 909/(30 Х 8) = 82,95 руб.

Аналогично по игровому залу бу­дем иметь: 98 835/(30 Х 8) = 414,81 руб.; по шейпинг-залу по­лучим: 6189/(30 Х 7) = 29,47 руб.

Совокупные переменные расходы можно определить как произведение удельных переменных затрат на рекомендуемое число часов работы залов:


- для тренажерного зала: 82,95 Х 14 Х 30 = 34 839,0 руб.;

- для игрового зала: 411,81 Х 4 Х 30 = 49 417,2 руб.;

- для шейпинг-зала: 29,47 Х 5 Х 30 = 4420,5 руб.

Вычитая из выручки совокупные переменные расходы, по­лучим ожидаемый маржинальный доход по каждому из залов. Постоянные расходы спорткомплекса за квартал составят 462 729 руб. (см. табл. 2). Следовательно, их ежемесячная сумма будет равна: 462 729/3 = 154 243 руб.

Уменьшив на эту сумму маржинальный доход организации, сформируем ее финансовый результат (Таблица 4).

Таблица 4

Финансовый результат спорткомплекса



Показатели


Виды услуг

Итого

Тренаж зал

Игровой зал

Шейпинг зал

1

Цена занятия, руб./ч

50

300

40




2

Количество дней в месяце

30

30

30





3

Рекомендуемая загрузка, ч/день

14

4

5

23

4

Число посетителей, чел.

10

1

6

17

5

Выручка от продажи услуг

(стр. 1 Х стр. 2 Х стр. 3 Х стр. 4), руб.

210 000

36 000

36 000

282 000

6

Совокупные переменные расходы, руб.

34 839

49 417,2

.4420,5

88 676,7

7

Маржинальный доход, (стр. 5 - стр. 6), руб.

175 161

-13 417,2

31 579,5


193 323,3

8

Постоянные расходы, руб.










154 243,0

9

Финансовый результат, руб.










39 080,3


Итак, рекомендуемая загрузка залов обеспечит спортком­плексу прибыль в размере 39 080,3 руб. Маржинальный доход игрового зала, однако, будет при этом отрицательным: выручка от реализации услуг игрового зала не покрывает переменных расходов, связанных с его содержанием.

Проанализируем теперь эффективность мероприятий, плани­руемых администрацией спорткомплекса.

В первом случае предпо­лагается проведение рекламной кампании стоимостью 3000 руб., вследствие чего число посетителей может возрасти на 15%. Как это повлияет на финансовые результаты спортивной организации?

В настоящее время тренажерный зал ежемесячно посеща­ют 2400 чел.

(10Х8Х30). После проведения рекламной кам­пании этот показатель возрастет до 2760 чел. (2400Х1,15).

Т.о., тренажерный зал в расчете на один месяц допол­нительно будут посещать: 2760–2400 = 360 чел. Прирост численности за день составит: 360/30 = 12 чел.

Учитывая, что вместимость тренажерного зала составляет 10 человек, увеличим продолжительность его работы на 1 ч (с 8 до 9 ч). Согласно условию, общее количество предоставля­емых часов по трем залам - 23, при этом каждый зал должен эк­сплуатироваться не менее 4 ч в сутки. В связи с убыточностью игрового зала сократим время его работы с 8 до 7 ч. Спрогнози­руем будущие финансовые результаты спорткомплекса.


По тренажерному залу будем иметь:

Маржинальный доход в час: 50Х10- 82,95= 417,05 руб.,

где 50 - стоимость одного посещения, руб.;

10 - часовая вместимость тренажерного зала, чел.;

82,95 - удельные переменные расходы, руб.

Маржинальный доход за месяц возрастет на: 417,05Х 30=12511,5 руб.

Маржинальный доход игрового зала (в расчете на 1 ч рабо­ты) составит:

300-411,81= -111,81 руб.,

где 300 - стоимость посещения игрового зала (в расчете на 1 ч), руб.;

411,81 - удельные переменные расходы, связанные с содер­жанием игрового зала, руб.

В результате сокращения работы игрового зала на 1 ч финансовый результат спорткомплекса улучшится за день на 111,81 руб., за месяц - на 3354,3 руб. (111,81Х30).

Итак, приростная прибыль составит: 12 511,5+3354,3= 15 865,8 руб.

В целом анализируемое мероприятие позволит повысить прибыль спорткомплекса на: 15 865,8 - 3000,0 =12 865,8 руб.

Суть второго мероприятия, планируемого администрацией спорткомплекса, состоит в том, чтобы снизить цены с 50 до 45 руб., что, по предварительным оценкам, приведет к увели­чению числа посетителей на 75%.

Оценим его эффективность. Следствием данного мероприятия станет прирост числа по­сетителей на 1800 чел. в месяц: (2400 Х 0,75), или 60 чел. в день (1800/30).

Вместимость тренажерного зала ~ 10 человек. Таким обра­зом, ежедневная продолжительность его работы возрастет на 6 ч (60/10).

Стоимость одного посещения составит 45 руб., следователь­но, одночасовая эксплуатация тренажерного зала обеспечит получение выручки в сумме: 45Х10 = 450 руб. и маржинального дохода в размере: 450-82,95= 367,05 руб.

Прирост маржинального дохода по залу за сутки составит: 367,05 х 6= 2202,3 руб.

По условию задачи, продолжительность работы всех залов - не более 23 ч в сутки, и каждый зал не должен работать менее 4ч. Сократим продолжительность работы убыточного игрово­го зала на 4 ч (с 8ч до 4 ч), а шейпинг-зала - на 2 ч (с 7ч до 5 ч).


Маржинальный доход игрового зала в час составляет - 111,81 руб. Поскольку зал будет эксплуатироваться на 4 ч меньше, финан­совый результат спорткомплекса (в расчете на 1 ч работы) улучшится на: 111,81 Х 4 = 447,24 руб.

Маржинальный доход шейпинг-зала в час составит: 40Х6-29,47=210,53 руб.,

где 40 - цена одного посещения шейпинг-зала, руб.;

29,47 - удельные переменные расходы по залу, руб.

Учитывая, что продолжительность работы зала возрастет на 2 ч, ежедневный прирост маржинального дохода составит: 210,53 Х 2 = 421,06 руб.

В целом за сутки по спорткомплексу маржинальный доход возрастет на:

2202,3 + 447,24 + 421,06 = 3070,6 руб., а за месяц на: 3070,6 Х 30 = 92 118 руб.

Поскольку изменения постоянных расходов не ожидается, на ту же сумму возрастет и финансовый результат спорткомплекса.

Таким образом, из двух рассмотренных предложений вто­рое является для спортивной организации более выгодным.
Методы расчета цены
. Методы ценообразования, рассмотренные ниже, предпола­гают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки. Однако показатель себес­тоимости в каждом случае рассчитывается по-разному.



следующая страница >>