birmaga.ru
добавить свой файл

1

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант №6

Методические рекомендации

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» состоит из шести разделов, которые отражают языковые явления на уровне орфографии и пунктуации, акцентологии и орфоэпии, морфологии, лексики, фразеологии и синтаксиса. При выполнении заданий необходимо пользоваться словарной и справочной литературой:

к разделу 1. «Норы орфографические и пунктуационные»

1. Большой орфографический словарь русского языка. А-Я. /Под ред. С.Г.Бархударова, И.Ф.Протченко, Л.И.Скворцова. М.: ОНИКС, «Альянс-В», 1999.

2. Орфографический словарь русского языка: Около 100000 слов /РАН. Институт русского языка. Отв. ред. В.В.Лопатин. 32-е изд. М.: Русский язык, 1996.

3. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С.Г.Бархударова. М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2003.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1978 и др.

к разделу 2. «Нормы акцентологические и орфоэпические»

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. /Под ред. Д.Э.Розенталя. 5-е изд. М.: Русский язык, 1984.

2. Орфоэпический словарь русского языка. /Под ред. Р.И.Аванесова. 4-е изд. М.: Русский язык, 1988 и др.

к разделу 3. «Нормы морфологические»

1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударения: Около 12000 слов. М.: Русский язык, 1994.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1986.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1978 и др.

к разделу 4. «Нормы лексические»

1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.: Русский язык, 1994.

2. Булыко А.Н. Большой словарь иноязычных слов. – М.: Мартин, 2004.


3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов с грамматическими формами, синонимами, примерами употребления. М.: Астра-Пресс, 1999.

4. Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 паронимических рядов. М.: Астрель АСТ, 2003.

5. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2001.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.

7. Словарь иностранных слов. /Гл. ред.Ф.Н.Петрова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964.

8. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н.Скляревской. – М.: Астрель АСТ, 2001 и др.

к разделу 5. «Нормы фразеологические»

1. Бирих А.К. и др. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Бирих А.К., Мокиенко В.М., Сте­панова Л.И. - СПб.: Гос. ун-т; СПб.: Фолио-Пресс, 1999.

2. Фразеологический словарь русского языка. /Под ред А.И.Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1967 и др.

к разделу 6. «Нормы синтаксические»

1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1986.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1978 и др.


Требования к оформлению самостоятельной работы

Работа выполняется на листах формата А4 в печатном или рукописном виде.

Поля: верхнее, нижнее, правое — 1 см, левое — 2,5 см.

Размер шрифта — 14 пт. Межстрочный интервал — полуторный.

Оформление титульного листа



Образовательная автономная некоммерческая организация

Волжский университет им. В.Н. Татищева


Факультет – информатики и телекоммуникаций

Специальность –

Кафедра

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»
Вариант 6.

Студент 1 курса

заочной формы обучения

группы ___________

Фамилия, имя, отчество
Преподаватель:

Дата сдачи:______________

Оценка:_________________

Тольятти 20.. г.


ВАРИАНТ 6




2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ



Упражнение 1. Расставьте ударения в словах, обращаясь к словарям.

Образец: избалованный, бунгало (допуст. бунгало).

Аранжировать, асимметрия, благоволить, бочковые огурцы, бежать взапуски, баржа, гастарбайтер, вспугнутый, добыча, договор, жалюзи, заржаветь, генезис, кофе мокко, каталог, квартал, красивее, апостроф, ходатайствовать, свекла.
Упражнений 2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям. Запишите их частичную транскрипцию.

Образец: Булочная – [чн, шн], боа – [о], партер – [тэ].

О
азис, бокал, рококо, фламенко, афера, патетика, патент, орхидея, ателье, лотерея, рейд, гангстер, одесский, бассейн, дребезжит, чтобы, прачечная, скучно, спичечный, будничный.


3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ



Упражнение 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.

Образец: Кольраби (ж.р.) – свежая кольраби, МГУ (м.р.) – известный МГУ, Сан-Франциско (м.р.) – шумный Сан-Франциско.

Марабу, авокадо, пери, кашне, авеню, портье, манго, эсперанто, СМИ, РГБ, ПВО, Тарту, По, пьяница, кадриль.
Упражнение 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных имен существительных.

Образец: бананы – бананов, арабы – арабов.

Банкноты-банкнот, кеды-кед, погоны-погон, грузины-грузин, арабы-арабов, апельсины-апельсинов, ананасы-ананасов, солдаты-солдат, саперы-саперов, угли-углей, ясли-ясель, килограммы-килограмм, омы-ом, плечи-плеч.
Упражнение 3. Образуйте форму повелительного наклонения 1 лица ед. ч. глагола.

Образец: написать – напиши.

Ездить-езжай, клеить-клей, махать-маши, напоить-напои, выправить-выправи, почистить-почисть, уведомить-уведоми, откупорить-откупорь, утаить-утаи, кроить-крой.
Упражнение 4. Вставьте подходящие по смыслу местоиме­ния «любой», «всякий» и «каждый». Прокомментируйте воз­можные варианты и объясните разницу в значении у этих местоимений.

Образец: Отчитываться за прогулы должен каждый. (Местоимение каждый имеет значение «один из всех в ряду подобных»).

1. Правила уличного движения должен знать каждый . (Местоимение каждый имеет значение «один из всех в ряду подобных»).

2. Каждому овощу свое время. 3. Эту работу может выполнить любой человек. 4. На такое решит­ся не каждый. 5. Любой из пришедших в магазин получает подарок от фирмы. 6. Мы предложим вам одежду на любой вкус. 7. … кулик свое болото хвалит. 8. Каждый из нас должен быть готов к этому. 9. Не каждый день такое случается. 10. Он мне давал всякого рода советы.

Упражнение 5. Образуйте краткие формы мужского рода -ен/-енен от следующих имен прилагательных.

Образец: Славный – славен, таинственный – таинственен.

Безжизненный, бесчувственный, кощунственный, мгновенный, мертвенный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, длинный, несомнен­ный, подлинный, пустынный, забавный.

4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ



Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.

Образец: ортодоксальный – неуклонно следующий какому-либо учению (Свободный человек должен отказаться от своих ортодоксальных убеждений).

Риэлтер, эмиссия, холдинг, инновация, инсинуация, легитимный, ажиотаж, кастинг, брифинг, гипертрофированный.
Упражнение 2. Объясните значение паронимов, укажите чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.

Образец: главный – заглавный: главный – основной, ведущий (главный конструктор); заглавный – начальный в какой-либо части (заглавная буква).

Командированный – командировочный, опасный – опасливый, осудить – обсудить, представить – предоставить, духовный – душевный.
Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).

Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями – Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные – тавтология).

1. У каждого времени года свое неповторимое своеобразие. 2. Свою автобиографию я вам уже рассказал. 3. В честь первого пионера космоса – Юрия Гагарина – назван глав­ный проспект города. 4. Игорь демобилизовался из армии и решил поступать в университет. 5. Правительство в этот трудный момент должно представлять собой единый монолит. 6. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 7. Сегодня у нас в гостях гость из Смоленска. 8. Толпа людей ворвалась в здание.

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).

Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. – На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово «амплуа» употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).


  1. После первой же встречи их отношения стали вражескими. 2. В филармонии собрались фанаты Баха. 3. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству. 4. Всадник ехал по безбрежной степи. 5. В письме пестрят ошибки. 6. Свое призвание он видел в службе искусству. 7. Показной урок проходил очень живо. 8. В отношении к детям он не проявлял доброты. 9. Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева. 10. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.





5. НОРМЫ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ



Упражнение 1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Ответ оформите в виде таблицы.

Образец:

Фразеологизм

Происхождение

Значение

Употребление

Ахиллесова пята.

Мать героя-полубога Ахиллеса, желая сделать сына бессмертным, окунула младенца в воды реки Стикс, держа его за пятку. При осаде Трои именно эту пятку поразил стрелой Парис.

Уязвимое место.

Любопытство – это моя ахиллесова пята.


Авгиевы конюшни, глас вопиющего в пустыне, у черта на куличках, ничтоже сумняшеся, не видно ни зги, класть под сукно, внести лепту, попасть впросак.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).

Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета – Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).

1. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 2. Это дешевле, чем пареная репа. 3. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. 4. Говорили о нём, как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом деле съел. 5. На ней были туфли на босую ногу. 6. Нужен ты мне как банный лист. 7. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

6. НОРМЫ СИНТАКСИЧЕСКИЕ



Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. – Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).

1. Ряд студентов выполнили требования администрации вуза. 2. Вкусное торт-мороженое украсит праздничный стол. – Вкусный торт-мороженое украсит праздничный стол. 3. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. – Петя способный и его нужно тренировать. 4. Вчера принимала больных опытный терапевт Соломина. - Вчера принимала больных опытная терапевт Соломина. 5. Два деревянные стола были превращены в крепость. – Два деревянных стола были превращены в крепость. 6. Школьные успеваемость и дисциплина – важные составляющие качества образования. – Школьная успеваемость и дисциплина – важные составляющие качества образования. 7. К нам присоединились ещё много колонн. – К нам присоединилось ещё много колонн.

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем заключаются ошибки.

Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. – Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).

1. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. – Когда он промотал свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 2. Устав после занятий, мне не читалось. – Когда я устал после занятий, мне не читалось. 3. Проработав­шие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны по­лучать льготную пенсию.- Учителя, которые проработали всю жизнь в школе, без сомнения, должны по­лучать льготную пенсию. 4. Мы увидим, как из тьмы зала проступят великолепные краски полотен, соста­вившие гордость любой картинной галереи.- Мы будем наблюдать, как из тьмы зала проступят великолепные краски полотен, соста­вившие гордость любой картинной галереи 5. Он видел детей, игравшихся на бульваре. – Он видел детей, которые играли на бульваре. 6. Подведя итоги прений, обобщились взгляды докладчика и участников совещания. – Когда подвели итоги прений, обобщились взгляды докладчика и участников совещания.
Перечень вопросов к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»


  1. Понятие «язык». Функции языка. Теории происхождения языка.

  2. Система индоевропейских языков. Славянская языковая семья.

  3. Языки естественные / искусственные. Причины создания искусственных языков.

  4. Языки живые / мертвые. Сфера употребления некоторых мертвых языков.

  5. История развития русского литературного языка. Роль старославянского языка в становлении русского литературного языка.

  6. Понятие «культура речи». Основные аспекты дисциплины «Русский язык и культура речи». Понятие «норма». Типы норм.
  7. Классификация русской лексики с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная, специальная, диалектная, жаргонная. Принципиальные отличия терминов от профессионализмов, жаргонизмов от арготизмов.


  8. Классификация русской лексики с точки зрения стилистической закрепленности. Слова нейтральные, книжные, разговорные.

  9. Классификация русской лексики с точки зрения активности / пассивности ее употребления. Архаизмы и историзмы. Использование их в речи. Неологизмы и окказионализмы.

  10. Классификация русской лексики с точки зрения ее происхождения. Пласты исконно русской лексики. Пути заимствований. Языки-источники заимствований для русской лексики.

  11. Русская фразеология. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Источники русской фразеологии.

  12. Лексические нормы современного русского языка. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность и избыточность.

  13. Акцентологические нормы русского языка. Особенности русского ударения.

  14. Орфоэпические нормы русского языка. Основные законы произношения гласных и согласных. Произношение заимствованных слов.

  15. Морфологические нормы имен существительных: трудности в определении категории рода, выборе падежного окончания, склонении имен собственных.

  16. Морфологические нормы имен прилагательных: трудности в образовании кратких форм и степеней сравнения.

  17. Морфологические нормы имен числительных: трудности в употреблении собирательных числительных. Особенности сочетаемости числительных с Понятие «синонимии». Типы синонимов. Использование синонимов в речи.

  18. Морфологические нормы местоимений: особенности склонения и употребления в речи.

  19. Морфологические нормы глаголов: недостаточные глаголы, причастия и деепричастия.

  20. Синтаксические нормы. Особенности управления: выбор предлога и падежной формы.

  21. Публицистический стиль речи (жанры, внутристилевые черты, лексический, фразеологический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).
  22. Научный стиль речи (жанры, внутристилевые черты, лексика, терминология, научная фразеология, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).

  23. Официально-деловой стиль (жанры, внутристилевые черты, лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).

  24. Разговорная речь (внутристилевые черты, лексический, фразеологический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни).