birmaga.ru
добавить свой файл

1
Контрольная работа


по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»
Задание 5. Определите, какие из высказываний являются ошибочными.

1. Лексикология изучает словарный состав языка.

2. Слово является номинативным средством языка.

3. Слово в русском языке может иметь только одно лексическое значение.

4. Многозначными называются слова, имеющие 2 и более лексических значения.

5. Многозначными могут быть только имена существительные.

6. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

7. Паронимы – это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению.

8. Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

9. Многозначные слова и омонимы – это одно и то же.

10. Заимствованная лексика – это слова, записанные на иностранном языке.

11. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом.

12. Фразеологизмы не могут иметь синонимов и антонимов.

13. Все фразеологизмы исконно русские по происхождению.

Задание 6. Прочитайте следующие словосочетания и укажите, какие из них является плеонастическими.

1. молодой юноша 2. защитник-адвокат 3. люминесцентный свет 4. коммунальное сообщество 5. нетрудоспособный инвалид. 6.комплексное сочетание 7. патриот своего города 8. реальная действительность 9. абстрактное понятие 10. ведущий лейтмотив 11. внутренний интерьер 12. внешний экстерьер. 13. народная демократия 14. автобиография жизни 15. памятный сувенир 16. коррективы и поправки 18. преобладающее большинство 19. частная собственность 20. смелый риск 21. соединить воедино 22. период времени 23. передовой форпост 24. информационное сообщение 25. габаритные размеры 26. рыбная уха 27. промышленная индустрия 28. главный приоритет 29. очевидный факт 30. практика работы 31. в мае месяце 32. тактичное обращение 33. главная суть.


Задание 7. Исправьте предложения, устраняя речевую избыточность и тавтологию.

1. Сейчас растет заболеваемость инфекционными заболеваниями. 2. Сегодня к нам в гости придет необычный гость. 3. Рост преступности за последние годы значительно вырос. 4. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 5. Возникла необходимость умножить наши усилия во много раз. 6. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 7. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. 8. Более того, машины оснащены электронной оснасткой. 9. Без помощи управы мы с этим делом никогда не управились бы. 10. Каждый учащийся, изучая тот или иной механизм, учится работать на станке.

Задание 8. Укажите род данных имен существительных. Согласуйте с ними имена прилагательные. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Крапивн… шампунь, красив… тюль, белоснежн… лебедь, бравурн… туш, шелков… кашне, солен… сулугуни, хрустальн… бра, застарел… мозоль, горизонтальн… жалюзи, красив… пенальти, многомиллионн… Дели, широк… Миссисипи, вкусн… салями, подорожавш… евро, скудн… умишко, пресноводн… Онтарио, перенаселенн… Хоккайдо, колумбийск… кофе, широк… авеню, симпатичн... протеже, полезн… брокколи, опасн… торнадо, мил… пони, солен… иваси, спел… киви, опытн… крупье, прост… эсперанто, введенн…эмбарго, приятн… визави.

Задание 9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих имен существительных, выделите окончания.

Ед.ч. им.п.

Мн.ч. им.п.

Ед.ч. им.п.

Мн.ч.им.п.

Шофер





Доктор




Профессор




Директор




Бухгалтер




Паспорт




Мастер




Крем




Торт




Инспектор




Инженер




Инструктор




Договор




Джемпер




Порт




Диспетчер




Катер




Сторож




Задание 10. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Апельсины




Яблоки


Оладьи





Помидоры




Запястья




Мандарины




Килограммы




Гектары




Туфли




Цыгане




Места




Басни




Башкиры




Деревни




Облака




Баклажаны




Чулки




Коррективы




Носки




Таджики




Блюдца




Грузины




Ущелья




Армяне




Ботинки




Донья




Сумерки




Кулуары




Вафли




Монголы




Валеты




Брелоки





Задание 11. Спишите, заменяя цифры словами.

1. Сумма 3891 и 93 равна 3984. 2. От 526 отнять 248. 3. Около 3793 (километр). 4. По сравнению с 1990 (год). 5. Из 1600 вычесть 318. 6. К 700 прибавить 189. 7. Более 100 (люди). 8. В 90 (метр) от парка. 9. Нашли древний клад с 16500 (монеты) , 895 (украшения) и 318 (глиняные черепки). 10. Новая фирма расположилась на 256471 га.

Задание 12. В каких словосочетаниях нарушены нормы употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям, к двум друзьям, к обоим соседкам – к обеим соседкам, о тысяче мелочей – о тысяче мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Задание 13. Образуйте вариантные формы глагола 3-его лица единственного числа от следующих инфинитивов. Чем различаются эти формы? Как называются такие глаголы?

Капать - ______________________, метать - ___________________________, брызгать - ___________________, кудахтать- ______________________, махать - ________________________, плескаться- ________________________,

рыскать - _______________________, двигать - __________________________.

Задание 14. Образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от следующих инфинитивов. Как называются такие глаголы?


Очнуться - ___________, ощутить - ______________, сквозить - ___________, убедить - _____________, чудить - ____________, победить - _____________, дерзить - ______________, пронзить - ____________.

Задание 15. Образуйте форму со значением повеления от глагола «ехать». Запишите ее.

Ехать - _____________________________________________________________

Задание 16. Выберите правильные варианты, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (а) защитило, б) защитили) курсовой проект. 2. Еще один ряд предложений (а) возник, б) возникли) у главного инженера. 3. Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, б) проголосовали) против. 4. (а) Засеяно, б) засеяны 120 гектаров. 5. Несколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверхурочной работы. 6. Три заявления о приеме на работу (а) лежали, б) лежало) на столе. 7. 32 человека (а) работало, б) работали) на новом участке. 8. 141 депутат (а) участвовал, б) участвовали) в работе сессии. 9. Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. 10 (а) Прошло, б) прошли) полтора часа. 11. (а) Новый, б) новая) эколог города (а) выступил, б) выступила ) с заявлением.

Задание 17. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Брат часто писал домой: «Я очень тоскую по вам». 2. Докладчик оперировал с проверенными фактами. 3. За покупки можно оплатить наличными. 4. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью. 5. Мы хватились Настю уже поздно вечером. 6. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходимо заботиться об окружающей среде. 7. Нерадивое отношение к человеческим ресурсам повлекло к огромным затратам незапланированных средств. 8. Согласно подписанного договора ей полагался отпуск через полгода. 9. В городе открыта школа по фигурному катанию. 10. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 11. Им руководила жажда в деятельности. 12. Уже появилась рецензия о новом фильме. 13. Мужество десантников вселяло страх противнику. 14. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 15. первоклассники уже отличают звук и букву. 16. Мать тревожилась о ребенке. 17. Следует уделять большое внимание на орфографию


Задание 18. Прочитайте предложения, исправьте допущенные ошибки.

1. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3.Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 4. Студент держал в руке орфоэпический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление.

Задание 19. Определите, есть ли ошибки в данных предложениях. Исправьте их.

1. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстрации образцы художественной литературы. 2. Идя по лесу, дышалось легко и свободно. 3. Поняв правило, решить задачу легко. 4. Получив высокую оценку на экзамене, он был счастлив. 5. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 6. Выполняя задание, студенты обращались к словарям. 7. Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни

Задание 20. Отметьте предложения, в которых неверно употреблены однородные члены предложения. Исправьте эти предложения.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи. 3. Он любил и наслаждался классической музыкой. 4. Созданы хорошие условия не только для публикации, а также и внедрения научных работ. 5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров. 6. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 9. Их задача – координировать и руководить всеми работами. 10. Обратите внимание не только на знания студентов, но и их навыки.


Задание 21. Проверьте свою грамотность, вставив пропущенные буквы и знаки препинания в следующие цитаты.

1. Опред..лить темп речи может каждый.

Воз…мите любой текст отсчитайте 300-400 слов и произнесите их. По часам отмер…те сколько времени нужно для произнесения данного отрывка.

Если вы произнос..те менее ста слов в минуту ваша речь слишком медле…а. Если вы говорите более 120-130 слов (в) минуту да (к)тому (же) (не)четко произносите (не)владеете интонацией вам рекомендуется снизить темп речи.

(Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова)

2. Голова наполне…ая отрывочными бе…связными знаниями похожа на кладовую в которой всё в бе…порядке и где сам хозяин (н…)чего не отыщ…т голова где только система без знания похожа на лавку в которой на всех ящиках есть надписи а в ящиках пусто

(К.Д. Ушинский).

3. Человек считавшийся грамотным 20-30 лет (на)зад может оказаться (не)грамотным сегодня. Жизнь (на)столько стремительно меняется и усложняется что прежние критерии грам…тности как выяснилось уже не подходят. Для поноце...ного существования в совреме…ном мире (не)обходима (во)первых так называемая функциональная грам…тность.

Общество (не)ожида…но столкнулось с тем что огромное ко…личество его членов умея читать и писать оказалось (не)приспособле…ным к жизни. Функционально (не)грамотные люди нередко оказываются бе..помощными в быту когда нужно разобрат…ся в инструкции к прибору в деловом документе таком например как страховой полис.

(ыо)первых (не)достаточный уровень грам…тности общества это прямая угроза демократии разумному и гумма…ному обществе…ному устройству. Если понятийный а…парат которым владеет человек (не)достаточно широк этот человек не в состоянии разобрат…ся в политических програ…мах а значит (с/з)делать правильный выбор.

Итак в наше время «грам…тный человек» означает «человек высокообразова…ный».

(По С. Тангянц)


4. Ра…казывают что однажды к Демосфену пришел человек и попр…сил выступить на суде в его защиту ра…казав как жестоко его и…били. Но ты (ни)чуть (не)пострадал от этого - сказал ему Демосфен. Это я(то) (ни)чуть (не)пострадал? – в…кричал во весь голос тот человек. Вот теперь ответил Демосфен клянусь Зевсом я ра…лышал голос оскорбле…ого и пострадавшего.

Вот сколько убедительности считал Демосфен пр…дает словам тон и манера исполнения.

5. В науке мы все подобны детям игра…щим в кам…шки на берегу между тем как великий океан (н…)ведомого прост…рается перед нашими глазами. Нет (н…)чего более дост…верного чем то что мы только теперь начали делать первые шаги на пути познания ч…дес нашего мира

(И. Ньютон).
Задание 22. Найдите ошибки в данном документе. Отредактируйте текст.
Директору автобазы № 2

Петрову В. И.

От Никифорова Л.Н.
Заявление.
Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л. Н по такому вопросу.

Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах (в города Владимир, Ярославль и Тверь). Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказывать в моей просьбе и подписываюсь.
Никифоров Л. Н. 2 марта 2012г.
Задание 23. Составьте свое резюме.

Задание 24.Приведите модель коммуникации, в которой используется такой способ доказательства, как дедукция

Задание 25. Опишите принцип кооперации Г. Грайса.

Задание 26. перечислите известные вам речевые тактики.

Задание 27. Определите, какая зона общения между коммуникантами, если они находятся на расстоянии 90 см.

Задание 28. Определите, для какого эго-состояния характерны реплики «Сколько можно повторять»

Задание 29. Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями.

Нейтральное


Официальное

Разговорное

Можно к вам?

Разрешите?

Не помешаю?





Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)

Нельзя ли мне позвонить?







Просьба соблюдать регламент





Разрешите обратиться к вам с просьбой



Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)





Задание 30. Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о…; опущенный подбородок говорит о том, что…; руки в боки говорят о…; скрещенные на груди руки говорят о том, что…; прикрывание рта ладонью говорит о том, что…; отведение взгляда в сторону говорит о том, что…; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что…; постукивание пальцами по столу говорит о том, что…; поднятый вверх подбородок говорит о том, что…; протянутые вперед руки говорят о том, что…; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…