birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



Практическое руководство к контрольной работе по дисциплине бизнес-планирование



Контрольная работа (практическая).

Задание: разработать пять разделов бизнес-плана для торгового предприятия или предприятия общественного питания.

  1. (Резюме. Описание продукта, услуги. Оценка (анализ) рынка сбыта и конкуренции. Производственный план. Финансовый план.)



Работа выполняется в формате А4, шрифт №14, интервал межстрочный 1,5.

Состав: титульный лист, содержание, список литературы. Всего 15-20 листов

Бизнес-планирование



Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.

Форма бизнес-плана составляется согласно Приказу Минэкономразвития №75 от 23.03.2006 «Об утверждении форм бизнес-планов, предоставляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»

Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он также выполняет следующие основные задачи:

  • во-первых, является инструментом стратегического планирования. Он может быть использован для прогнозирования будущей деятельности, разработки концепции ведения бизнеса. Начинающий предприниматель имеет возможность в деталях отработать стратегию, план деятельности и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;
  • во-вторых, позволяет оценить затраты на разработку, изготовление и сбыт продукции (услуг) на рынке и определить потенциальную прибыльность задуманного дела;


  • в-третьих, служит инструментом контроля и управления, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности, контроля его использования, а также определения необходимых изменений в деятельности предприятия;

  • в-четвертых, может служить хорошей рекламой предполагаемого бизнеса;

  • в-пятых, является инструментом привлечения денежных средств. Бизнес-план должен доказывать, что вложенные инвестором деньги будут возвращены с прибылью.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится (производственной или сфере услуг), а также размеров предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов и перспектив расширения дела. Чем шире рынок сбыта, крупнее доля предпринимателя на этом рынке, выше уровень конкуренции, тем более углубленной должна быть проработка всех разделов бизнес-плана.

Основными разделами бизнес-плана являются следующие:

  • Титульный лист.

  • Резюме.

  • Описание продукта, услуги.

  • Оценка (анализ) рынка сбыта и конкуренции.

  • Стратегия маркетинга.

  • Производственный план.

  • Организационный план.

  • Финансовый план.

  • Оценка рисков и страхование.

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, можно еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.

Составление бизнес-плана начните с оформления титульного листа, который служит обложкой вашего бизнес-плана и должен содержать следующую информацию:


  • вид деятельности, которой вы будете заниматься (производственная, коммерческая, финансовая, страховая, посредническая);

  • Ф.И.О. предпринимателя;

  • адрес, телефон;

  • стоимость проекта;

  • место и год составления.

Резюме
Это сжатая характеристика проекта, раскрывающая его цели и доказывающая выгодность. Если реализация проекта позволяет решать некоторые социальные вопросы (создание новых рабочих мест, увеличение заработной платы, использование труда инвалидов и т. п.), это следует указать.

Эта часть должна занимать не более одной - двух страниц и включать:

  • полное наименование предприятия;

  • основную бизнес-идею;

  • необходимый для ее реализации объем денежных средств;

  • направления вложения средств и график их возврата:

  • основные характеристики коммерческой эффективности проекта;

  • общий вывод по проекту.

Отразите в этом разделе краткую информацию о вашем предприятии (бизнесе), включая:

  • организационно-правовую форму собственности, в которой вы планируете зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность;

  • основной вид деятельности;

  • выбираемое месторасположение;

  • характеристику отрасли, к которой относится ваш бизнес.

Описание продукта, услуги

Задача этой части бизнес-плана - дать описание предлагаемых товаров и услуг, показать их преимущества по сравнению с конкурирующими изделиями. Отразите в разделе:

  • основные характеристики товаров или услуг, их отличительные качества по сравнению с товарами (услугами) конкурентов;

  • описание технологии производства;

  • правовую защиту вашей продукции (наличие лицензии, сертификатов, права собственности на патенты, товарные знаки и т.д.).

Постарайтесь доказать, почему предпочтут покупать именно вашу продукцию (удобство местоположения, разнообразие ассортимента, низкая стоимость продукции по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов и т.д.). Можно приложить фотографии, рисунки, схемы или рекламные проспекты вашей продукции. Подумайте, какие услуги можно добавить, чтобы увеличить привлекательность покупки (например, добавление сопутствующих товаров и т.п.).


Оценка рынка сбыта и конкуренции

Анализ рынка сбыта является жизненно важной частью бизнес-плана и включает:


  • характеристику постоянных покупателей;

  • определение размеров доли рынка и тенденций ее развития;

  • оценку конкуренции.

Проанализируйте, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, обоснуйте возможность его дальнейшего расширения.

Планируя объем сбыта продукции, полезно заполнить таблицу 1, в которой учитываются сегменты рынка по потребителям вашей продукции. В таблице предлагается первый год деятельности спрогнозировать по кварталам, второй - по полугодиям, в дальнейшем прогноз идет в целом на год.

Таблица 1

Прогнозные объемы продаж по сегментам рынка


Сегменты рынка по потребителям

Ед. изм.

год

год

год


1 кв.


II кв.


III кв.


IV кв.


Iп/г

п

II п/г

Продукция А:

потребитель X потребитель У и т.д.

























Итого:

























Продукция В:

потребитель Z

и т.д.

























Итого:
























Стратегия маркетинга

В этом разделе необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные способы достижения целей бизнеса. Следует выбрать и сформулировать стратегию в таких вопросах, как:

Сначала попробуйте определить себестоимость вашей продукции, включая все затраты на ее реализацию, налоги, планируемую прибыль. Получив желаемую величину цены, подумайте, сколько за вашу продукцию согласен платить клиент. Чтобы оценка была более или менее достоверной, поставьте себя на место покупателя. Помните, что необдуманно заниженная или завышенная цена может привести ваши начинания к краху.

Кроме того, цена товара может определяться исходя из:

  • цены конкурентов на соответствующий товар;

  • спроса на данный товар;

  • уникальности товара.

Подумайте, собираетесь ли вы менять (понижать, повышать) цены на свою продукцию и каким образом.

Важно предусмотреть все возможные каналы сбыта: розничную и оптовую продажу, поиск индивидуальных клиентов, доставку заказа по телефону, участие в ярмарках, выездную торговлю и т.д.

Определите:

  • нужен ли вам транспорт для доставки товаров;

  • достаточны ли собственные торговые площади или есть необходимость арендовать дополнительные;

  • какое торгово-технологическое оборудование потребуется и на какую сумму;

  • где вы будете закупать товары (материалы), необходимые для производства, укажите основных поставщиков.

  • План продвижения товаров и услуг на рынок включает в себя и рекламную деятельность. Решите для себя:

  • будете ли вы рекламировать свои товары (услуги);
  • где и как будете размещать рекламу, и что конкретно о своем товаре вы можете сообщить потенциальным клиентам;


  • сколько денежных средств вы готовы потратить на рекламу.

В заключение данного раздела следует предложить меры по дополнительному обслуживанию клиентов. Это может быть, например, гарантийное и техническое обслуживание продукции (ремонт, поставка запасных частей и т.д.).

Производственный план

Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заняться производством. Подробно опишите в разделе:

  • размещение производства;

  • необходимое оборудование, его стоимость;

  • материалы и комплектующие, их стоимость;

  • привлечение рабочей силы (при необходимости);

  • обеспечение качества товара (услуги);

  • объем выпуска продукции.

При подготовке раздела можно воспользоваться таблицей 2.

Таблица 2

Потребность в оборудовании и других технических средствах


№ п/п

Наименование

оборудования,

технических

средств

Тип

или

модель

Способ получе-ния

Срок поста-вки

Цена

за ед., руб.

Коли-чество

Стоимость оборудо-вания

1.




















2.

















































Всего:




















Если вы собираетесь арендовать помещение или оборудование, приложите протокол о намерениях на аренду.

Укажите, какие материалы, сырье и комплектующие вам понадобятся, где и на каких условиях вы собираетесь их закупать. Назовите поставщиков и степень зависимости от них. Информацию оформите в виде таблицы 3.
Таблица 3


следующая страница >>