birmaga.ru
добавить свой файл

1
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»


(МБДОУ ДС№4) Асекеевского района Оренбургской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание».

Тема: «Устройство и украшение жилища в татарской традиционной культуре»
Возрастная группа: старшая


Подготовила:

Аминова Винера Ибрагимовна, преподаватель татарского языка МБДОУ ДС № 4,

педагог первой квалификационной категории

МБОУ ДОД «ЦДТ»

Асекеевского района Оренбургской области


Асекеево - 2013

Тема: «Устройство и украшение жилища в татарской традиционной культуре».

Цель: развивать интерес к татарской национальной культуре.

Задачи:

воспитательные: воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к культуре татарского народа; интерес к жилищу татар;

развивающие: развивать навыки применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой и других видах деятельности;

образовательные: формировать дифференцированные представления об убранстве старинного татарского дома, особенностях используемых материалов; систематизировать знания о современных предметах быта.

Работа над словарем: расширение словарного запаса детей понятиями «сике», «тур сике», «сондык», « промысел», « ремесло»
Методы и приемы руководства деятельностью детей

- постановки целей и мотивации деятельности детей: рассказ, беседа с элементами дискуссии;

- активизации деятельности детей в процессе НОД: игра;

- организации практической деятельности детей: выполнение творческого задания;

- поддержания интереса у детей: презентация, поощрение, «волшебный платок»;

- оценки и самооценки: анализ результатов практической деятельности.
Создание среды для организации и проведения НОД: слайды с изображением предметов быта татарского старинного дома, домашней мебели; проектор, экран; растительные орнаменты, кисточки, клей, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание предметов крестьянского быта в слайдовой презентации «Татарский дом»; макета такого дома, альбомов «Внутреннее убранство дома». Составление описательных рассказов о современных домах. Рисование на темы: «Мой дом», «Моя комната». Пение колыбельных песен. Дидактические игры: «Найди узор», «Укрась дом».

Виды детской деятельности в НОД:

- познавательно-исследовательская;

- продуктивная;

- игровая;

- коммуникативная;

- чтение художественной литературы;

- трудовая;

- музыкально – художественная
Планируемые результаты:

- личностные: любознательный, эмоционально отзывчивый, коммуникативный;

- интеллектуальные: способный применять полученную информацию в игровой, изобразительной, речевой и других видах деятельности; имеющий представления об убранстве старинного татарского дома, особенностях используемых материалов;

- физические: двигательная активность в течение НОД.
Критерии оценки деятельности детей в НОД


  1. Активность

  2. Самостоятельность

  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

  4. Сопереживание

  5. Эмоциональность

  6. Проявление волевых усилий

  7. Самооценка

Интеграция образовательных областей:


Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание предметов быта. (С)

Знакомство с вышивкой полотенец, скатертей, занавесок (ХТ)

Развивать интерес к татарской национальной культуре, к миру предметов и вещей.

Развивать навыки применения полученной информации в изобразительной деятельности

Социализация

Практические действия в коллективной работе по украшению скатерти (Т)

Развивать навыки применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой и других видах деятельности

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.


Коммуникация

Беседа с элементами дискуссии (П)

Коммуникативная игра (С)

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве).

Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка


Татарская народная песня (П)

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.


Труд

Изготовление в аппликации украшенной узорами скатерти (ХТ)

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художествен-ное творчество

Рассматривание коллекции украшения жилища в татарской традиционной культуре(П), их описание (К)



Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при аппликации узоров на скатерти.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на предметы, созданные руками татарских мастеров мастеров.

Физическая культура

Физминутка

(З)

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.


Чтение художественной литературы

Чтение стиха (К)

Развивать художествееное восприятие.


Безопасность

Аппликация (ХТ)

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.



План НОД


1.Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.
2. Основная часть:

Показ, комментирование, беседа с элементами дискуссии.

Физкультурная пауза.

Определение способа изготовления работы.

Изготовление работы.
3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.
Длительность НОД

3 мин


20 мин
3 мин.


25 мин.


Ход

непосредственно образовательной деятельности


Части НОД

Содержание


Области

1. Вводная

часть.

Создание

мотива для

деятельности детей

Определение

цели.

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправимся в увлекательное путешествие в прошлое время, в детство наших бабушек и дедушек, познакомимся с их жизнью. Ну что, согласны?


Наше путешествие будет долгим, но интересным. Специально для него я приготовила волшебный платок. (Любуется вышитым платком.) Если я встряхну им несколько раз, он вмиг доставит нас в прошлое. Только при этом надо произнести магические слова. Послушайте, какие. (Читает стихотворение на татарском языке.)

Волшебный платок,

Лети в прошлые века,

Доставь нас

В желаемые времена.

Звучит спокойная татарская народная мелодия. За это время воспитатель надевает национальный костюм и приглашает всех в уголок татарской национальной культуры.
- Ребята, вот мы и в прошлом. Давайте зайдет в дом и представим, что здесь жили наши дедушки и бабушки. Узнаем, какие предметы имелись в домах, какая мебель, каким образом в старину украшали свои жилища.


Коммуникация

Художественная литература

Познание

Музыка

2. Основная часть.

Показ, комментирование, беседа.

Физкультурная пауза

Беседа с элементами дискуссии

Определение

способа

изготовления

работы

Выполнение

работы


- Как здесь красиво, только посмотрите! Ребята, а где вы дома храните одежду? (В шкафу, на стеллажах и т.д.)

Правильно, но этих предметов в старину не было. Интересно, где же тогда наши предки хранили свою одежду? Я вам подскажу. В деревенских домах без этого предмета никогда не обходились. Он был самым главным, красивым, нужным и стоял обычно на самом видном месте в центральной части дома. Кто назовет нам этот предмет? (Это сундук). Правильно, в татарских домах он занимал самое почетное место. Наши предки свои вещи хранили в сундуках. (Показывает слайды). Давайте повторим это слово. (Дети несколько раз повторяют данное слово.)


- Ребята, давайте посмотрим, а их чего сделан наш сундук. (Из дерева.) Наш народ всегда был трудолюбивым. И мужчины, и женщины владели разными видами промысла и ремесла. Старшее поколение приучало к ним своих детей. Мальчиков обучали отцы, а девочек – матери. Наши предки были настоящими мастерами, они занимались и обработкой дерева: делали сундуки и украшали их снаружи разными узорами. Давайте посмотрим, как украшен наш сундук. Какие части мы можем выделить? (Ручки, крышку, замок.) Из чего сделаны ручки? (Из железа.) А как вы думаете, почему? (Чтобы они не сломались). Чтобы вещи не испортились, у него есть крышка, которая плотно закрывается. А почему мастера делали сундуки такими большими? (Чтобы вещей много вмещалось).
-Ребята, давайте немного отдохнем, а потом продолжим рассматривание вещей, которые есть в доме.

Проводится игра «Иозек салыш» («Колечко»).

- Ребята, скажите, а как называется этот предмет? (Ответы детей). Эта мебель у татар называется сике. Это широкая деревянная лавка. На нем сидели, работали. Почетных гостей усаживали в передний угол и подкладывали под их спины подушки (показ слайдов).

- Посмотрите, а чем покрыт наш сундук сверху? (Скатертью)

Воспитатель обращает внимание на украшенные полотенцем стены, на занавески на окнах и т.д.

- Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным? (Ответы детей) Наши бабушки и дедушки всегда старались украсить свои жилища, поэтому в них было красиво и празднично. Посмотрите на скатерть, которой накрыли сундук. Какие чудесные узоры на ней вышиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.) Какого они цвета? Как расположены узоры на скатерти?

- Ребята, а вы сами хотите украсить скатерть? И наши предки собирались и работали все вместе. Значит, и мы сегодня вместе украсим скатерть. Давайте определим, кто чем будет заниматься.


Дети подходят к столам, где все подготовлено для аппликации, и принимаются за коллективную работу. Звучит татарская спокойная музыка.


Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка


3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.


Подведение итогов НОД.


- Ребята, как красиво получилось! Видно, вы старались, все выполнили аккуратно. У нас получилась нарядная, чудесная скатерть. После такой работы можно и отдохнуть. Наши предки, хорошо потрудившись, любили посидеть, поговорить за чашкой чая, спеть свои любимые песни. Я тоже предлагаю вам спеть.

Дети сами выбирают любимую татарскую народную песню и исполняют ее.
- Ребята, мы с вами побывали в прошлом у наших бабушек и дедушек, прикоснулись к истории нашего народа. Но ведь нам надо еще вернуться в настоящее время (Достает платок).

- Ребята, давайте произнесем волшебные слова:

Волшебный платок,

Лети в прошлые века,

Доставь нас

В желаемые времена.

Дети произносят слова и вслед за воспитателем уходят из уголка татарской национальной культуры.


Коммуникация

Социализация

Музыка

Художественная литература



Длительность НОД: 25 минут.

Список литературы:

1. Интернет – ресурс: Татары. Традиционное жилище - uic.ssu.samara.ru/povolzje/ tatari_Jilishe.htm

2. Абдуллаева, А. Открываем сундуки - достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. - 2005. - 5 нояб. -  С. 8.

3. Акчурина-Муфтиева, Н. М. Удивительный орнамент // Авдет. - 2007. - 5 февр. -  С. 4-5. :цв.ил.

4. Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда] // Крым и крымские татары. - 1885. -  С. 25-27.