birmaga.ru
добавить свой файл

1
КРАЕВОЙ КОНКУРС МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ

НОМИНАЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ»

ТЕМА: «Градусная сетка. Географические координаты. Определение направлений, расстояний и географических координат по карте».
КЛАСС: 6


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 90 Г. КРАСНОДАРА
АВТОР ПРОЕКТА: Крутова Ирина Александровна.

Учитель географии.

География. 6 класс.
Тема:
«Градусная сетка. Географические координаты. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат на карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний».

УМК: учебник Лобжанидзе А.А. География: Планета Земля: учебник для 6 класса, атласы География Планета Земля серия Сферы, глобусы лабораторные на каждом столе, карта полушарий, м/м установка.

Цель урока:


Обучающая
- сформировать представление о параллелях и меридианах, свойствах линий и значении градусной сетки;

Развивающая – развивать умение находить на карте и глобусе географическую широту, географическую долготу, географические координаты;

Воспитывающая – воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Задачи урока: научить учащихся определять направления и измерять расстояния с помощью градусной сетки, определять координаты точки на глобусе и карте и находить точку при помощи координат.

Учителя нередко сталкиваются с тем, что учащиеся путают географическую широту и долготу, затрудняются или не могут их определить. Этот мультимедийный урок позволит сформировать у учащихся представление об элементах градусной сетки, наглядно показать и отработать приемы нахождения координат географических объектов и обратный прием нахождения объекта по его координатам. Кроме того, он позволяет сформировать образ территории, увидеть как выглядят в действительности объекты, «скрывающиеся» за показателями широт и долгот. Еще раз поговорить о родном городе, его положении на карте.


Ход урока
Слайд 1-2.

Оргмомент

Объявление темы урока, целей и задач для учащихся.

Слайд 3.

Вы знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, делая полный оборот за 24 часа. Вместе с нашей планетой вращаемся и мы, и все, что есть на Земле. Но есть две точки, которые не вращаются.

? Какие это точки и почему они не вращаются вместе с Землей?

Если ответ на этот вопрос вызывает затруднение у детей, можно им предложить вспомнить как крутится волчок или юла. (Они не вращаются, потому, что через них проходит воображаемая ось Земли.)

Слайд 4.

?Как называются эти точки? (Это полюса: Северный полюс и Южный полюс.)

Попробуйте сформулировать определение полюсов. (Полюса – точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.)

Сколько на Земле полюсов? (два – Северный и Южный)

Слайд 5.

Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту. Видите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

?Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (Это экватор.)

Дайте определение термина «экватор». (Экватор – условная линия, которая делит Землю на два равных полушария.)

Найдите экватор на глобусе.

?В чем отличие изображения экватора на карте и на глобусе? (На глобусе – окружность, а на карте – прямая линия).

?Чему равна длина экватора в км? В градусах? (Длина экватора 40000 км, а градусная длина окружности экватора 360°)

Слайд 6.

От одного полюса к другому условно проведены кратчайшие линии – меридианы.

?В какие стороны горизонта они направлены? (на север и на юг)

Найдите меридианы на глобусе.

?Что представляют собой меридианы на глобусе? На карте полушарий? (На глобусе полуокружности, на карте полушарий – в центре – прямы, а по краям дуги).


?Одинаковы ли меридианы по длине? (Да)

?Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (так как по длине меридиан равен половине экватора, то 20000 км, и 180°)

Начало отсчета меридианов – Гринвичский или начальный меридиан. Он делит Землю на два полушария – западное и восточное. Окончание отсчета – линия перемены дат или меридиан 180°. Меридианы имеют величину, которая показа в градусах и подписана на карте полушарий на экваторе.

Найдите на карте начальный меридиан.

?Какова его величина в градусах? (0°) Поэтому его еще называют нулевым меридианом.

?На какие полушария он делит Земли? (восточное и западное).

Найдите на карте линию перемены дат.

Какова его величина в градусах? (180°).

?Как вы думаете, почему? (меридианы полуокружности, следовательно, от 0° (начало) до 180° (граница между полушариями))

?Чему равна длина меридиана в км? (20000км)

? Чему равна величина 1° меридиана в км? (111,3 км)

?Итак, что же мы знаем о меридианах?

Слайд 7. Признаки меридиана


  • Меридианы направлены на север и на юг

  • Это полуокружности.

  • Их протяженность – 20000 км или 180°

  • Все меридианы одинаковы по длине

  • 1° меридиана равен 111,3 км

Кроме меридианов на глобусе и карте есть и другие линии. Давайте познакомимся и с ними.

Слайд 8.

Дайте определение параллели. (параллель – условная линия параллельная экватору в виде окружности).

?В какие стороны горизонта они направлены? (на запад и восток)

Найдите параллели на глобусе и на карте.

?Одинаковы ли они по длине? (нет, к полюсам уменьшаются).

?Одинаковую ли форму они имеют на глобусе и карте? (нет, на глобусе – окружности, а на карте - в центре прямые, а остальные дуги.)

Параллели также как меридианы имеют величину, выраженную в градусах.


?Какова величина экватора в градусах? (0°) На какие полушария он делит Землю? (северное и южное). Что является границами полушарий? (Северный полюс и Южный полюс). Сколько километров от экватора до полюсов? (10000км) чему равно расстояние в градусах от экватора до полюсов (90°). Чему равна величина полюсов в градусах? (90°)

?Как вы думаете почему? (меридианы полуокружности -180°, а экватор делит меридиан пополам, так и получаем 90°)

Чему равна длина экватора в км? (40000км), какова величина 1° в км на экваторе?(111,3 км) Какова длина полюса в км (0 км, так как это точка) Чему равен 1° в км на полюсах? (0)

?Что происходит с длиной параллелей при движении от экватора к полюсам? (она уменьшается от 40000 км до 0 км)

Итак, что мы узнали о своих новых знакомых – параллелях?

Слайд 9.


  • Параллели направлены на запад и восток

  • Это окружности

  • Экватор – самая длинная параллель- 40000 км, является началом отсчета, его величина в градусах 0°

  • Длина других параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам до 0.

  • На экваторе 1°= 111,3 км

  • На полюсах 1°=0 км

С помощью линий градусной сетки – параллелей и меридианов можно определять направления и измерять расстояния.

Слайд 10.

Закрепим знания о свойствах линий градусной сетки. Можно ли выбрать параллель, по которой предстоит совершить самое длинное кругосветное путешествие? (щелчок «мышки» приводит в движение путешественника, который выбирает самую длинную параллель, названную учащимися, - экватор.)

Слайд 11.

Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь все время на север?

(По щелчку «мышки» путешественник подтверждает ответ учеников, нет, так как, дойдя до Северного полюса, пойдем на юг.)

Слайд 12-13.

Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы Земли?


Название является гиперссылкой, которая показывает карту и пейзаж Антарктиды.

Слайд 14-16.

Какое море расположено севернее и почему? Названия морей являются гиперссылкой. При выборе правильного ответа открывается карта с изображением Балтийского моря. При неправильном ответе открывается слайд, указывающий на ошибку.

Слайд 17-19.

Какой город находится восточнее? Почему? Названия городов являются гиперссылками.

Слайд 20-22.

Какие объекты южнее, севернее, западнее, восточнее. Названия географических объектов являются триггерами.

Слайд 23-24.

Заполнение таблицы с последующей проверкой.

При наличии времени, можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

Может ли параллель иметь величину 25°, 50°, 88°, 96° (96° - нет, только до 90°, а остальные – да).

Какую максимальную и минимальную величину может иметь меридиан? (от 0° до 180°)

Слайд 24

Для чего нужны параллели и меридианы, градусная сетка. Насколько они важны в географии?

Эти воображаемые линии помогают нам определять направления север, юг, запад, восток, с их помощью можно измерять расстояния, находить географические объекты на глобусе и на карте.

При помощи градусной сетки изготавливают карты и глобусы.

Слайд 25.

Домашнее задание.

Географические координаты

1 слайд. Сегодня мы научимся находить географические координаты (широту и долготу) на карте и по координатам определять местоположение географических объектов.

2 слайд. Фронтальный опрос на знание понятий.

?Что называется полюсом?

?Какую условную линию называют экватором? (параллелью)? (Меридианом?)

?Перечислите существенные признаки меридианов, параллелей.

Слайд 3.

Задания на проверку понимания связей между объектами:


?Чем отличается меридиан и параллель?

?В чем сходство параллели и экватора?

?Какой меридиан самый длинный?

Задания на проверку осознания структуры приема

?Как определить, сколько км в 1° по экватору (меридиану)?

?На каком расстоянии находится Северный полюс от экватора?

Задания на проверку применения знаний

?Можно ли осуществить кругосветное путешествие по экватору, двигаясь с запада на восток?

?Можно ли обойти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север?

Слайд 4.

Будем учиться определять географические координаты.

Кто из вас играл в «морской бой», тот знает, что игровое поле разделено на 100 клеточек. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

Слайд 5.

Теперь посмотрите на карту полушарий.

?какие линии будут заменять вертикальные ряды? (меридианы)

?Горизонтальные? (параллели)
Слайд 6.

?Как мы будем отличать одну параллель от другой? (ученики выдвигают версии)

Мы с вами установили, что параллели удалены от экватора на разные расстояния.

Удаленность от экватора в градусах называется широтой.

?Какая точка самая удаленная от экватора? (Полюс)

?На сколько градусов он удален? (90°)

?Значит, чему равна широта полюса? (90°)

Слайд 7.

?Чему равна широта точки А? (20°)

?Чему равна широта точки Б? (20°)

?Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той, и у другой широта 20°?

Если ученики затрудняются с ответом, можно задать наводящий вопрос: "На какие полушария экватор делит Землю? "(Северное и Южное)

Значит, широта бывает северная и южная.

?Так какая широта точки А? (20° с.ш.) точки Б? (20° ю.ш.)


Слайд 8.

Географическая широта. Географическая широта – величина дуги меридиана в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки. Или параллель, на которой находится точка (географический объект).

Слайд 9.

Определение географической широты. Чтобы определить географическую широту нужно:


  • Найти объект на карте

  • Определить, в каком он расположен полушарии – Северном или Южном. Все точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту, в Южном – южную.

  • Определить на какой параллели расположен объект. Такова его широта.

Слайд 10.

определить широту, если объект находится на параллели.

Проговаривается последовательность нахождения географической широты по щелчку левой кнопки мышки: какую широту имеет точка А? 20° с.ш. Как ты это определил? Точка А расположена к северу от экватора, значит, имеет северную широту. Точка А расположена на параллели 20°, значит ее координата 20° с.ш.

Слайд 11.

Как найти географическую широту, если объект находится между параллелями?

?В каком полушарии находится точка А? (в Северном, потому что лежит севернее экватора)

?Какая параллель самая близкая к точке А, если двигаться от экватора? (50°)

Значит, точка А лежит в Северном полушарии между параллелями 50° и 60°.

Разделим расстояние между ними на десять равных частей и отсчитаем от параллели 50° до точки А их количество. Получается 5 делений.

Значит 50° + 5°=55° с.ш.

Слайд 12-15.

Определить географическую широту городов. Откуда начинаем отсчет широты? (от экватора) Всегда от экватора! Названия городов являются триггерами.

Слайд 16.

Посмотрите на карту.

?Что вы можете сказать о географической широте этих городов России? (они находятся на одной параллели, имеют одинаковую широту 60° с.ш.)


?А в одной ли точке они находятся? (Нет)

?Можем ли мы точно определить местоположение объектов, находящихся в этих точках?

?Что необходимо еще знать?

Если учащиеся затрудняются ответить, напоминаем правила игры в «морской бой» и тогда они говорят о том, что нужно знать координаты вертикальных линий – меридианов.

Слайд 17.

?Как мы будем отличать меридианы друг от друга?

Для этого вводится понятие «долгота».

Начало отсчета – начальный меридиан, конец – линия перемены дат.

При наличии времени можно рассказать о том, что долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана: Франция - от Парижского, Англия - от Гринвичского, Россия - от меридиана, который проходит через обсерваторию в г. Пулкове в окрестностях Санкт-Петербурга, – Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. Большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

Слайд 18.

Географическая долгота

Можно предложить учащимся самим с помощью учителя сформулировать определение географической долготы.

Географическая долгота – это расстояние дуги параллели в градусах от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (объекта). Или меридиан, на котором объект расположен.

Слайд 19

Определение географической долготы.


  • Найти объект на карте

  • Определить в каком полушарии он находится (западном или восточном) такая и будет долгота – западная или восточная.

  • Определить на каком меридиане расположен объект - такова его долгота.


Слайд 20.

Определение географической долготы, если объект расположен на меридиане. (вопросы и ответы появляются и исчезают по щелчку левой кнопки мышки)

?В каком полушарии находится точка Б? (в восточном, так как лежит к востоку от нулевого меридиана)

?Какую долготу будет иметь точка Б? (восточную)


?На каком меридиане расположена точка Б? (120°)

?Какова долгота точки Б? (120° в.д.)

Слайд 21

Если объект находится между меридианами. Прием определения долготы (по щелчку левой кнопки мышки)


  • Определим, в каком полушарии находится объект.

  • Найдем ближайший к нему от нулевого меридиана меридиан

  • Точка А расположена между меридианами 0° и 10°

  • Делим отрезок параллели между ними на 10 равных частей

  • Отсчитываем количество делений от меридиана 0° до точки А, их 5.

  • 0°+5°= 5° в.д.

Слайд 22

Определим географическую долготу городов. Откуда начинаем отсчет долготы? (от начального меридиана) Всегда долготу начинаем отсчитывать от начального меридиана. Названия городов являются триггерами.
Слайд 23-25

Географические координаты.

Теперь мы научились определять и широту и долготу. Давайте определим координаты для некоторых географических объектов. Картинки географических объектов являются триггерами.

Слайд 26.

Найдите города по их координатам и назовите их. Координаты являются триггерами.

Слайд 27.

Домашнее задание. Подготовиться к практической работе.

Практическая работа
Определение направлений, расстояний и географических координат по карте.
Цель урока: развить и закрепить умения определять направления, расстояния и находить координаты объектов и объекты по координатам.
Слайд 1.

Объявление темы урока, цели и задачи для учащихся. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме.

Слайд 2.

Задание на определение, в каком направлении от Москвы находятся столицы некоторых государств и свой населенный пункт (Краснодар). Названия городов являются гиперссылками, где при необходимости можно посмотреть нахождение данного города на карте полушарий. Кнопка «проверить» является триггером.


Слайд 3-9.

Карты полушарий, на которых обозначены искомые объекты.

Слайд 10.

Задания на определение расстояний от Москвы до столиц некоторых государств и своего населенного пункта (Краснодара). Названия городов являются гиперссылками на карту полушарий. Кнопка «проверить» - триггером. Рекомендуется проверить эту работу сразу, так как в ответах даны расстояния по карте и в действительности. На вопрос «Почему такие расхождения в показателях», учащиеся должны вспомнить об отличии карты и глобуса и о возможных искажениях на карте.

Слайд 11.

Задание на определение координат столиц некоторых государств. Названия являются гиперссылками на карту полушарий. Кнопка «проверить» - триггером.

Слайд 12.

Найдите объект по координатам и назовите его. Кнопка «проверить» - триггер.

Слайд 13.

Рассчитать протяженность Африки в градусах и километрах по экватору и меридиану 30° в.д. Кнопка «проверить» - триггер.

Слайд 14.

Рассчитать протяженность в градусах и километрах Южной Америки по экватору и меридиану 60 ° з.д. Кнопка «проверить» - триггер.

Слайд 15.

Измерить расстояния в градусах и километрах между Африкой и Южной Америкой по экватору и протяженность Индийского океана по меридиану 60° в.д. Кнопка «проверить» - триггер.

Слайд 16.

Подведение итогов изучения данной темы. Детям предлагается найти точку с координатами 45° с.ш. 39° в.д. Они отвечают, что это координаты Краснодара. При нажатии на стрелку открываются картинки с картой и видом города.
Домашнее задание: учебник стр. 10-13. Придумать задания по нахождению координат географических объектов и подобрать координаты для поиска географических объектов.

Список использованной литературы

  1. Лобжанидзе А.А. География: Планета Земля: учебник для 6 класса общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение 2007.


  2. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл. –М.:Дрофа, 2008.

  3. Никитина Н.А. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по географии. «ВАКО» Москва 2004

  4. Крылова О.В. интересный урок географии: кн. для учителя – м.: Просвещение,2000.



Интернет ресурсы:


  1. http://yandex.ru/yandsearch?text=википедия

  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/141878

  3. http://tomskgeo.ru/files/infosource/index.html

  4. http://wikipedia.atpedia.com/ru/articles/%D0%BA/%D0%BE/%D0%BD/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82.html

  5. http://maps.turizm.ru/measuring/

  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=77&ed=1&text=Краснодар

  7. http://images.google.ru/images?q=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0

  8. Комментарии к циклу уроков по темам «Градусная сетка», «Географические координаты», Определение направления, расстояний и географических координат на карте» с использованием мультимедийной презентации



  9. Текстовой комментарий -пояснение с описанием принципа действия и рекомендации по использованию в работе с подробным описанием работы по каждому слайду расположены в планах-конспектах проведения уроков.