birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Формирование библейского богословия


Урок 4

Черты библейского богословия Нового Завета


  1. Face

Один мой приятель как-то взял с собой в дорогу книгу, купленную в букинистическом магазине. Он сказал мне, что за время путешествия буквально сжился с этой потрепанной книгой, она стала его спутником. «Как я понял, книга тебе понравилась», - сказал я. Он улыбнулся: «Да, очень понравилась, но, уже дочитывая, я обнаружил, что кто-то выдернул последний лист. И только когда вернулся домой и купил новую книгу, я смог узнать, чем всё заканчивается». Согласимся, это действительно досадно, когда мы не можем узнать, чем заканчивается увлекательная книга.

В определенном смысле это справедливо и в отношении Библии. Ветхий Завет – начало Библии - интересен и полезен сам по себе, но если мы не прочитаем книги, которыми заканчивается Писание - Новый Завет, то не узнаем конца истории. – как будто в ней выдернули последнюю страницу. Ветхий Завет ставит вопросы и вселяет надежды. Но ответы на эти вопросы и исполнение надежд мы находим уже в последних книгах Писаний - в Новом завете



  1. Title

Это четвертый урок из нашей серии "Формирование библейского богословия". Мы назвали его "Черты библейского богословия Нового Завета". В ходе этого урока мы рассмотрим особенности библейского богословия в период завершения Божьего откровения, завершения истории Писаний в Новом Завете.




Прежде всего, подведем итоги уже пройденного. Мы отметили, что для толкования Писания христиане прибегают к следующим трем методам экзегезы. Это литературный анализ, когда Библия исследуется как литературное произведение, выражающее определенную богословскую позицию. Это тематический анализ, когда Библия представляется как зеркало, отражающее традиционные и современные вопросы. И это исторический анализ, когда Библия воспринимается как окно в историю – как источник исторических сведений. Исследуя Писание, мы в какой-то мере используем все три метода. Но библейское богословие уделяет главное внимание историческому анализу. Оно рассматривает Библию, прежде всего, как окно
, через которое мы видим, как Бог участвовал в исторических событиях, описанных в Библии.



  1. Definition


Определение


Поэтому мы даем следующее определение библейского богословия как науки: Библейское богословие – это богословское суждение, выведенное на основе исторического анализа Божьих деяний, описанных в Библии.

То есть, исследование сосредоточено на библейских текстах, описывающих участие Бога в истории, и христианское учение строится на выводах из этих событий.


  1. Два предыдущих урока были посвящены подходам библейской теологии к Ветхому Завету. В этом уроке мы уделим внимание библейской теологии Нового Завета. Мы увидим, что в подходах богословия к Ветхому и Новому Заветам много общиго. Однако мы также определим и некоторые отличия.




  1. Signpost: Orientation

Общее представление

Наш урок посвящен трем основным вопросам. Во-первых, мы получим общее представление о нашей теме. Во-вторых, исследуем развитие такой важной области библейского учения как эсхатологии, то есть учения о конце времен. Это ключевой момент в новозаветном богословии. И, в-третьих, мы рассмотрим подход библейского богословия к новозаветной эсхатологии как таковой. Начнем с общего представления.


  1. Panel: Twofold Revelation

Два аспекта откровения

Чтобы разобраться в сути новозаветного библейского богословия, мы подойдем к нему так же, как подходили на предыдущих уроках к богословию Ветхого Завета.

Прежде всего, мы увидим, что богословие Нового Завета, как и богословие Ветхого Завета посвящено Божьему откровению - двум его аспектам. Затем рассмотрим место, которое занимают в них так называемые богословские структуры. И в третьих мы исследуем диахронное развитие в каждом из них. Итак, исследуем аспекты Божьего откровения.



  1. Итак, обратимся вначале к двум аспектам откровения.

Как мы помним, в Ветхом Завете Бог открывает Себя двумя способами – в действиях и словах. Такое понимание откровения свойственно и новозаветному богословию.

С одной стороны, Новый Завет повествует о множестве дел Божьих, таких как земное служение Христа и служение Духа в ранней церкви. Он также предсказывает и будущие деяния Бога, такие как возвращение Христа во славе.

С другой стороны, Новый Завет содержит откровения в слове, связанные с делами Божьими: говорил Бог Отец, говорил Христос, - а также, время от времени, слово Божье возвещали движимые Духом ангелы и люди.




Таким образом, Новый Завет рассказывает о том, что было сделано и сказано Иисусом, апостолами и другими христианами, потому что через их дела и слова открывает Себя Бог. И это можно сказать не только о повествовательных текстах Нового Завета, но и о посланиях. Они рассказывают о деяниях, которые Бог совершил для Своего народа и содержат Божье слово к Его народу.




Как мы помним, богословы, изучающие Ветхий Завет, обращали внимание также на временную связь откровений в действиях и словах. В некоторых случаях откровение в слове следовало за Божьими делами, в некоторых – оба откровения имели место одновременно, а в некоторых - слово предшествовало откровению в действиях –.



Библейская теология отмечает, что в Новом Завете содержатся все три упомянутых случая. В Евангелиях через слова Иисуса Бог рассказывает о деяниях Христа. Иногда учение Иисуса сопровождает Его действия, а иногда Иисус поясняет Свои будущие действия. То же можно сказать об авторах и действующих лицах Книги Деяний, о Новозаветных посланиях и о Книге Откровения. На протяжении всего Нового Завета Бог открывает Себя во взаимосвязи слова и дела.





Таким образом, исследователи богословия Нового Завета (как и исследователи Ветхого) также обращают внимание на два аспекта Божьего откровения. Библейское богословие сосредоточено на откровении, совершающемся в действиях и в слове.


  1. Panel:

Теологические структуры

Итак, ветхозаветному и новозаветному библейскому богословию присуще особое внимание к словам и делам Бога. Кроме того им присуще общее представление о богословских структурах.




Вы помните, что библейские богословы определяют богословские структуры, отмечая взаимосвязь между словами и делами Бога в Ветхом Завете

Они основывают выводы на логике соотношений между тем, что Бог говорит и что Он совершает. Эта связь может быть как элементарной, так и составной. Новозаветное богословие выделяет такие же богословские структуры в Новом Завете.


  1. Bullet: Basic-Level Structures

Базисные структуры

По примеру ветхозаветного богословия мы рассмотрим три уровня новозаветных теологических структур – Прежде всего приведем пример структуры элементарного уровня, затем рассмотрим структуры средней сложности и, наконец, составные. Итак, рассмотрим базисные богословские структуры Нового Завета.



Структуры элементарного – базисного - уровня проявляются в Новом Завете в довольно простых логических взаимосвязях Божьих откровений. Слова Божьи объясняют Божьи действия, а действия проясняют значение слов. Откровения в действиях также логически связаны друг с другом, и откровения через слово также взаимосвязаны. Когда такие несложные взаимосвязи встречаются в малом масштабе, они и образуют так называемые базисные теологические структуры или богословские положения.





Приведем пример. В Евангелии от Матфея, гл. 2, ст. 1-12 Божье деяние рождества Иисуса соотносится с действиями и словами язычников-волхвов. Они поняли, что звезда возвещает миру о рождении нового царя, и посвятили многие месяцы, а возможно даже около двух лет следованию за ней в поисках Царственного Младенца. Найдя Его, они воздали Ему почести.

Рассказ Матфея указывает на логичную богословскую значимость Иисусова рождества: Иисус есть долгожданный Царь Израиля: которому поклонились язычники.




В то же время далее, в ст. 16-18, мы видим другую теологическую структуру - священнописатель указал на соотношение между рождеством Иисуса и действиями и словами царя Ирода. От волхвов Ирод узнал о времени рождения Мессии, а от советников – о предсказанном в Ветхом Завете месте Его рождения. Желая убить Иисуса, царь приказал умертвить в Вифлееме всех детей от двух лет и младше (далее Матфей расскажет о страшной смерти Ирода как о Божьем суде над ним).

То есть, евангелист в своем рассказе сопоставляет эти слова и действия. Возникшая богословская структура логично указывает на значимость рождества: Иисус есть долгожданный Царь Израиля, именно поэтому царь Ирод стремился с Ним покончить.




Эти две богословские структуры совершенно противоположны друг другу, но дополняют одну тему, неоднократно затронутую в Евангелии от Матфея. Отношение Ирода к Иисусу предвосхищало тот факт, что многие в Израиле отвергнут Его как Мессию и даже будут искать Его смерти. С другой же стороны, отношение волхвов предвещало другой факт: что обетованного царя Иудейского с радостью примут язычники и с верой поклонятся Ему.


  1. Bullet: Middle-Level Structures

Структуры средней сложности

Теперь, разобрав примеры базисных теологических структур в Новом Завете, мы можем перейти к структурам средней сложности. Рассмотрим несколько примеров.


  1. Animation

Элементарные базисные богословские структуры часто складываются в более сложные богословские понятия и точки зрения. Примером таких умеренно сложных образований является концепция завета в новозаветном богословии.




Собрание 27 книг - от Евангелия от Матфея до Откровения Иоанна - называется «Новым Заветом». Мы называем эту часть Библии именно так, потому что в ней идет речь о предсказанном ветхозаветными пророками новом завете. Некоторые из пророков предвещали, что после изгнания Бог установит с народом Израиля окончательный завет. У Исаии (гл. 54, ст. 10) и у Иезекииля (гл. 34, ст. 25 и гл. 37, ст. 26) он упоминается как «завет мира». Пророк Иеремия (гл. 31, ст. 31) называет его «новым заветом».




В новозаветном богословии важное место принадлежит структурам средней сложности, связанным с новым заветом. Мы помним, что ветхозаветная теология в значительной степени строится на концепции завета, обусловленной Божьим благоволением к человеку, необходимостью верности человека Богу и последствиями – благословением за послушание и проклятием за непослушание. Эти четыре фактора являются определяющими и в Новом Завете – на них строятся многие более крупные богословские понятие в Новом Завете.


  1. Bullet: Complex-Level Structures

Составные структуры

Помимо множества структур элементарного и среднего уровня, для Нового Завета характерно наличие и более сложных - составных структур.



По аналогии с Ветхим Заветом, мы имеем основания считать, что самой всеобъемлющей богословской структурой Нового Завета является концепция Божьего царства. Писание видит цель истории в восстановлении мироздания в место славного Божьего присутствия и правления. Обрисуем очертания этой чрезвычайно сложной новозаветной структуры.





В начале Нового Завета Иоанн Креститель и Иисус провозгласили приход Божьего Царства. Иисус постоянно говорил о нем в Своих проповедях и учении; и по сути, Евангелие есть благая весть об этом Царстве. Это говорится, например, в Ев. от Матфея, гл. 4, ст. 23, гл. 9, ст. 35, гл. 24, ст. 14, в Ев. от Луки, гл. 4, ст. 43, гл. 8, ст. 1, гл. 16, ст. 16, и в Кн. Деяний, гл. 8, ст. 12.




Как и священнописатели Ветхого Завета, Иисус и авторы книг Нового Завета были убеждены, что с самого начала целью истории является прославление Бога. Оно совершается установлением Его правления над всей землей через распространение Его образа. Они знали, что такое деяние Божье как первое пришествие Христа полагает начало завершающему этапу созидания Царства, В конце этого этапа, со Вторым пришествие Иисуса Христа, который есть высший и святой образ Божий во плоти, Царством Божьим станет весь мир.


  1. Placard: Revelation 11:15

Откр 11:15

Мы читаем об этом в книге Откровения, глава 11 стих 15. И наше упование в том, что

царство мира соделается Царством

Господа нашего и Христа Его,

и будет царствовать во веки веков.




В ходе данного урока мы убедимся, что богословие Царства охватывает все аспекты новозаветного богословия. Суть всего Нового Завета – в пришествии Божьего Царства на землю через Иисуса Христа.


  1. Panel:

Диахронное развитие

Итак, мы видим, что новозаветное библейское богословие сходно с ветхозаветним как в том, что оно сосредоточивает внимание на Божьем откровении в словах и в действиях, так и в том, что оно выделяет теологические структуры. Но между ними есть и отличие. Это серьезное отличие следует учитывать – оно состоит в подходе новозаветного богословия к диахронному развитию.



  1. Bullet: Diachronic Character

Диахронность

Здесь мы затронем следующие вопросы. Это диахронный характер новозаветного богословия, трудности в диахронных исследованиях и новое направление, предлагаемое теологами взамен диахронного анализа. Итак, развитие новозаветной теологии носит диахронный характер.




Как мы уже знаем, много внимания уделяется развитию ветхозаветной теологии с течением времени. Всякий раз, когда через деяния или слово Бог открывал Себя больше, новые откровения так или иначе сказывались на уже существующих богословских структурах или взглядах.




То же самое можно сказать и о новозаветном периоде истории. С течением времени в богословских структурах нового завета происходили диахронные изменения. Например, в конце ветхозаветного периода через пророков Бог сказал о будущих благословениях, когда Израиль вернется из изгнания. С пришествием Христа внимание переместилось с вопроса о возвращении из плена на начало этих благословений во Христе. Земное служение Христа несло надежду на вечное прощение грехов через Его Крестную жертву. Его воскресение закрепило ветхозаветное упование на новую жизнь. Его вознесение стало залогом сошествия Духа, предсказанного ветхозаветными пророками.

Далее, благодаря благовестнической деятельности апостолов, осуществилось ветхозаветное обетование о распространении Божьих благословений на язычников. И, конечно, новозаветные предсказания о
Пришествии Христа во славе указывают на день, когда во Христе исполнится ветхозаветное упование на новое творение.



следующая страница >>