birmaga.ru
добавить свой файл

1
Цикл уроков к разделу: «Работа над конкретными речевыми жанрами. Инструкция по выполнению учебного задания» . (5 уроков) 3 класс




Тип урока

(по ключевому учебному действию ученика)

Тема урока

Ключевое задание

(материал для действий ученика)

Версии детей

(материал для сотрудничества с учителем)

Результат

учебных действий на уроке

Постановка учебной задачи

(1 урок)

Моделиро-вание


(1 урок)

Решение частных задач


(1 урок)


Что такое инструкция по выполнению учебного задания?

«Можно ли применить общее положение для всех видов инструкций (по игре, по пользованию вещью) к инструкции по выполнению учебного задания?»
Как строится инструкция к учебному заданию?

(работа в парах)

Как строится инструкция по нахождению корня в слове?


Задание 1.

- Определите, чем отличается инструкция по выполнению учебного задания от инструкций других видов (по игре, по пользованию вещью)?
Инструкция по выполнению учебного задания «Как проверить безударную гласную в корне проверяемую ударением»:

1.Прочитай слово.

2.Разбери слово по составу (найди корень слова)

3.Убедись, что безударная гласная в корне. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

4.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.


5. Запиши слово.

6. Если не можешь найти результат, то воспользуйся словообразовательным словарем или проконсультируйся с учителем.

Задание 1.

- Определите, является ли текст инструкцией по выполнению учебного задания:

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова и запишите их перед проверяемым словом.

Задание 2.

- Заполните таблицу «Структура инструкции по выполнению задания (учебного действия)

Задание 1.

Объединитесь в группы.

- Прочитайте инструкцию по нахождению корня в слове. Каких частей в ней не хватает?

- Попробуйте сформулировать необходимые контрольные действия.

Определение корня в слове нужно для выяснения того, в какой части основы слова находится орфограмма.

Чтобы определить корень в слове, нужно:


  1. Дать определение слову.

  2. Найти в слове-отце основу.

  3. На основе слова-отца определить корень в данном слове.




- Вместо прибора и вещи описываются умелые действия.
- Есть название задания и его цель.
- Перечисляются по порядку действия по добыванию учебного действия.
-Вместо безопасности работы с вещью (чтобы не ломалась) описание контрольные действий, чтобы проверить свою умелость.
-Дается совет, как поступить, если результат получился отрицательным, и что делать, если результат – положительный.

-Нет, это задание к упражнению, потому, что в нем нет всех частей, которые есть в инструкции.
-нет контрольных действий и заключительной части.

- Нет заключительной части.
Контрольные действия:

Для 1 действия:

Посмотрите, есть ли в определении слово-отец.
Для 2 действия:

Измените слово (по числу, падежу, роду….). при изменении слова выделенная часть останется неизменной, это и есть основа.

Для 3 действия:

Сравните основу слова-отца с выделенным вами корнем данного слова. Они должны совпадать.
Заключительная часть:

Если основа в слове-отце найдена, то в данном слове можно выделить корень. Бывает так, что корень найти не удалось. Тогда для определения корня нужно воспользоваться словообразовательным словарем или проконсультироваться с учителем.


Инструкция
Описательная часть
Основная часть

Заключительная часть

Инструкция


Части

Содержания частей

1 часть:


Название задания и его цель

Основная часть:

- 1 действие

- действие, контрольное к первому

- второе действие

- действие, контрольное ко второму

действию
- ….

- последнее действие

- итоговое контрольное действие


Заключительная

часть?

Описание того, что делать, если

результат получился отрицательным,

и что делать, если результат

положительный.







Урок самоконтроля и самооценки.

(2 часа)



- Объединитесь в группы (пары).

Выберите из предложенных названий учебных умений одно и разработайте к нему инструкцию.


1. Умение находить границу приставки в слове.

2. Умение проверять орфограмму «непроизносимый согласный».

3. Умение определять обманчивую мягкость согласного в слове.

4. Умение проверять орфограмму «безударный гласный в корне».

-Оцените свою работу на уроке по оценочному листу




Результат:

Лист самоконтроля и самооценки


п/п

Что проверяю

Отметка о выполнении




+

-

1

Знаю виды инструкций







2

Знаю, для чего нужна инструкция







3

Знаю, из каких блоков состоит инструкция







4

Смог определить, чем отличается инструкция по выполнению учебного здания от инструкции к игре, пользованию приборами,…





5


Смог самостоятельно составить инструкцию по выполнению учебного умения













Зачем одно и тоже значение слова выражать с помощью разных слов?

Подчеркни значение одного и того же слова и объясни, как ты понимаешь различия в их значениях:

Мы с папой зашагали к выходу. Щенок поплёлся за нами, понуро опустив голову. Он ковылял по дороге, припадая на переднюю лапку. Я оглянулся и засеменил рядом.

Шагать – идти, делая широкие, размеренные шаги,

Брести – идти медленно, не спеша,

Ковылять – идти медленно. С трудом, прихрамывая,

Семенить – идти, делая мелкие шажки.

Идёт

Семенит

плетётся

ковыляет

шагает бредёт



Как обозначить в речи значение противоположных друг другу слов?

Выбери пары слов с противопо-ложным значением: стоять – сидеть, война- мир, за домом – перед домом, брат-сестра, мать- дочь.

Стоять – сидеть,

война – мир

брат – сестра

мать – дочь

стоять сидеть

война мир

брат сестра



Одинаковый ли смысл передают похожие слова?

- Какие слова в тексте похожи на те, что подчёркнуты? Одинаковый ли смысл они передают?


Я увидел весеннее чудо. На проталинке прямо перед окном вспыхнул золотой огонёк. Это был первый цветок мать –и- мачехи.

Дрова разгорелись, и вот вспыхнул яркий огонь.

- Догадайся, где слова употреблены в прямом значении, а о каких мы скажем, что они использованы в переносном значении, потому что в них спрятано сравнение?


Вспыхнул

2 предложение – прямое значение

1 предложение – переносное



Самоконтроль и

самооценка овладения общим

способом

Умею ли я определять лексическое значение слов по смысловым элементам